Дело № 2-3513/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего Копыловой Е.В.
при секретаре Циглер М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
03 декабря 2014 года
гражданское дело по заявлению Прокурора г. Кемерово к Кемеровскому городскому Совету народных депутатов о признании решения недействующим в части,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Кемерово обратился в суд с заявлением к Кемеровскому городскому Совету народных депутатов о признании решения недействующим в части.
Заявленные требования мотивирует тем, что решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.**** ### утвержден бюджет города Кемерово на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Решение опубликовано в Приложении «Официально» к газете «Кемерово», № ###, **.**.**** года.
Пунктом 3 решения, Приложением ### главными администраторами доходов бюджета определены: Финансовое управление города Кемерово, Управление образования, Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово, Управление социальной зашиты населения администрации г. Кемерово, Управление городского развития администрации г. Кемерово, Управление промышленности, транспорта и связи администрации г. Кемерово, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Кемерово, Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, Управление здравоохранения администрации города Кемерово.
Пунктом 4 решения, Приложением ### в качестве главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города определено финансовое управление города Кемерово.
Пунктом 19 решения предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях, связанных с: возмещением затрат организациям, предоставляющим населению жилищные услуги, услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек; возмещением транспортным организациям затрат, связанных с регулированием тарифов на пассажирские перевозки; проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов; установкой общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах; возмещением затрат в связи с содержанием незаселенных муниципальных жилых помещений.
Прокурор г. Кемерово, считая, что решение в указанной части противоречит требованиям федерального законодательства, обратился в суд с настоящими требованиями.
Просит суд признать решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.**** ### «О бюджете города Кемерово на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» противоречащим закону и недействующим с момента принятия в части:
- п. 3 решения и Приложения ### к настоящему решению по определению главными администраторами доходов бюджета: Финансовое управление города Кемерово, Управление образования администрации г. Кемерово, Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово, Управление социальной защиты населения администрации г. Кемерово, Управление городского развития администрации г. Кемерово, Управление промышленности, транспорта и связи администрации г. Кемерово, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Кемерово, Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, Управление здравоохранения администрации города Кемерово.
- п. 4 решения, Приложения ### к настоящему решению по
определению в качестве главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города финансового управления города Кемерово.
- п. 19 решения по предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях, связанных с:
возмещением затрат организациям, предоставляющим населению жилищные услуги, услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек;
возмещением транспортным организациям затрат, связанных с регулированием тарифов на пассажирские перевозки;
проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;
установкой общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах;
возмещением затрат в связи с содержанием незаселенных муниципальных жилых помещений.
Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 03.12.2014 года производство по делу в части требований о признании п. 19 решения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, связанных с установкой общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, прекращено в связи с принятием Кемеровским городским Советом народных депутатов Решения от **.**.**** № ### об исключении указанного вида субсидии.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кемерово Зуева Е.А., представившая служебное удостоверение, заявленные требования поддержала.
Представитель Главного финансового управления Кемеровской области Полонская О.Б., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, который приобщен к материалам дела.
Представители заинтересованных лиц Кемеровского городского Совета народных депутатов, Главы г. Кемерово, Финансового управления г. Кемерово в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.**** ### утвержден бюджет города Кемерово на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Решение опубликовано в Приложении «Официально» к газете «Кемерово», № ###, **.**.**** года.
Пунктом 3 решения, Приложением ### главными администраторами доходов бюджета определены: Финансовое управление города Кемерово, Управление образования, Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово, Управление социальной зашиты населения администрации г. Кемерово, Управление городского развития администрации г. Кемерово, Управление промышленности, транспорта и связи администрации г. Кемерово, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Кемерово, Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, Управление здравоохранения администрации города Кемерово.
Пунктом 4 решения, Приложением ### в качестве главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города определено финансовое управление города Кемерово.
Пунктом 19 решения предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях, связанных с: возмещением затрат организациям, предоставляющим населению жилищные услуги, услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек; возмещением транспортным организациям затрат, связанных с регулированием тарифов на пассажирские перевозки; проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов; установкой общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах; возмещением затрат в связи с содержанием незаселенных муниципальных жилых помещений.
Суд полагает, что решение в указанной части противоречит федеральному законодательству.
Так, в соответствии со ст.ст. 4, 7, 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 6, 20, 160.1., 160.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 9, 60 Устава города Кемерово, принятого постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.06.2005 г. № 253, главный администратор доходов бюджета -определенный решением о бюджете орган местного самоуправления, орган местной администрации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом, которые осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Отличительной чертой администраторов доходов является то, что они вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Осуществляя в силу вышеназванного законодательства, в том числе деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета имеют право на издание правовых актов. На основании этих правовых актов изменяется содержание бюджетно-контрольного правоотношения, так как его участники приобретают новые права и обязанности. Посредством издания правовых актов контролирующий субъект вызывает возникновение и прекращение бюджетно-контрольного правоотношения, иные изменения его содержания, в том числе наделяет необходимыми полномочиями своих работников в отношении контролируемого субъекта, определяет и уточняет предмет контрольных действий, вызывает необходимость исполнения обязанностей контролирующим субъектом.
С учетом части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации нормативно-правовое регулирование полномочий по администрированию поступлений подведомственных ему администраторов является основной функцией, возложенной на главного администратора доходов бюджета:
- издание нормативного правового акта, обеспечивающего ведение
подведомственными администраторами бюджетного учета поступлений,
- утверждение правовых актов, содержащих перечни источников
доходов бюджетов, закрепленных за подведомственными администраторами
доходов бюджета, и в отношении этих доходов наделение их бюджетными
полномочиями.
Таким образом, указанные выше права и обязанности составляют основу правового статуса контролирующего субъекта бюджетно-контрольного правоотношения.
Тем самым, на основании статьи 160.1. БК РФ главные администраторы, являясь субъектами бюджетных правоотношений, бюджетного процесса, принимают участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов.
Конкретные виды муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования (статья 44 в совокупности со статьей 43ФЗ№131-Ф3).
Исходя из положений статьи 43 ФЗ № 131-ФЗ, выделяются акты должностных лиц местного самоуправления, которые относятся к актам опосредованного правотворчества: они направлены на регулирование отношений, возникающих исключительно внутри органа местного самоуправления как организации, регулируют вопросы организации его собственной деятельности и деятельности его должностных лиц. Они могут быть актами правоприменения и носить индивидуальный характер (например, распоряжение о приеме гражданина на муниципальную службу, о прохождении муниципальным служащим аттестации или направлении его на курсы повышения квалификации) либо устанавливать общеобязательные для работников органа местного самоуправления правила поведения (правила внутреннего трудового распорядка, нормативы материально-технического обеспечения, требования к оформлению положений о структурных подразделениях, правила проведения служебных проверок и др.).
Пользуясь правом создания иных органов местного самоуправления, муниципальные образования придают статус органа местного самоуправления структурным подразделениям местной администрации. Статья 43 ФЗ № 131-ФЗ не называет конкретных видов (наименований) издаваемых иными органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, а поэтому данный вопрос муниципальные образования регулируют в своих уставах. Это подтверждает самостоятельность органов местного самоуправления, закрепленную в статье 12 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 34 ФЗ № 131-Ф3, статье 10 Устава города Кемерово, принятого постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.06.2005 № 253, органами местного самоуправления являются:
1) представительный орган муниципального образования - Кемеровский
городской Совет народных депутатов;
2) Глава муниципального образования - Глава города Кемерово;
3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования
- администрация города Кемерово;
4) контрольно-счетный орган муниципального образования – контрольно-счетная палата города Кемерово.
При этом Уставом города Кемерово городской Совет не уполномочен на передоверение решения вопросов городского значения структурным подразделениям органа местной администрации, не наделенных самостоятельными полномочиями.
В силу статьи 7 ФЗ № 131-Ф3 на территории муниципального образования обязательны для исполнения муниципальные правовые акты только органов местного самоуправления.
Вышеназванные структурные подразделения администрации города Кемерово Уставом города Кемерово органами местного самоуправления не определены, являясь в силу постановлений администрации города, постановлений Кемеровского городского Совета народных депутатов лишь структурными подразделениями одного из органов местного самоуправления - местной администрации, которые только выступает от лица администрации города Кемерово. Их полномочия производны от полномочий администрации города, которая обозначена в законе как единый орган местного самоуправления, полномочия и ответственность которого, согласно статье 44 Федерального закона № 131-ФЗ, определяется уставом муниципального образования.
В то время как наделение того или иного подразделения статусом органа местного самоуправления необходимо, если осуществление его полномочий сопряжено с постоянным принятием публично-властных решений. В соответствии с правовой природой «приказы», «распоряжения» подразумевают наличие отношений субординации (подчиненности). Приказ, распоряжение принимается должностным лицом, действующим на основе единоначалия, приказать можно лишь нижестоящему должностному лицу или структурному подразделению.
В связи с вышеизложенным, правовые акты структурных подразделений администрации города Кемерово (приказы, распоряжения) имеют узкое функциональное назначение в рамках специфики своей деятельности. Они не определены Уставом города Кемерово в качестве правовых актов «иных должностных лица местного самоуправления», полномочных издавать распоряжения и приказы по вопросам, «отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования» (статья 43 ФЗ № 131-ФЗ).
В силу статьи 7 ФЗ № 131-Ф3, статьи 9 Устава города Кемерово приказы и распоряжения руководителей структурных подразделений администрации города Кемерово не являются обязательными для исполнения иными структурными подразделениями администрации города Кемерово, должностными лицами, не находящимися в подчинении руководителя того или иного структурного подразделения, не являются обязательными для исполнения на всей территории муниципального образования.
Исполнительно-распорядительным органом городских округов в соответствии со статьями 34, 37 ФЗ № 131-Ф3 является местная администрация - орган местного самоуправления, являющийся юридическим лицом с самостоятельными полномочиями, правовыми актами управленческой деятельности которой являются постановления и распоряжения, издаваемые Главой города (статья 43 ФЗ №131-Ф3, ст.ст. 45, 47 Устава города Кемерово).
Кроме того, в результате изменений, внесенных Федеральным законом 2007 г. № 63-ФЗ, ст. 152 БК РФ установлен закрытый перечень участников бюджетного процесса, в частности:
представительные органы местного самоуправления (далее законодательные (представительные) органы);
(исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
органы муниципального финансового контроля;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются БК РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.
Структурные подразделения исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований участниками бюджетного процесса не определены.
Субъект бюджетного правоотношения, как непосредственный участник бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, должен обладать бюджетной правосубъектностью.
Бюджетная правосубъектность - это совокупность бюджетной правоспособности, бюджетной дееспособности и бюджетной деликтоспособности. У субъектов бюджетных правоотношений правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования одновременно и в полном объеме.
Наделение данных субъектов правосубъектностью позволяет в случае совершения ими противоправного деяния, применить к ним меры принуждения.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит нормы, устанавливающей возможность наделения структурных подразделений главного распорядителя и получателя бюджетных средств бюджетными полномочиями главного администратора доходов бюджета (ст. 154 БК РФ). Исходя из содержания п. 4 ст. 160.1. БК РФ («Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями»), главными администраторами доходов бюджета могут быть только органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.
Как указывалось выше, в силу ст. 34 ФЗ № 131-ФЗ, ст. 10 Устава города Кемерово на территории города Кемерово органами местного самоуправления являются: городской Совет; Глава города; администрация города; контрольно-счетная палата.
Городской Совет, администрация города, контрольно-счетная палата в соответствии с федеральным законом и настоящим Уставом наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.
Так, согласно ч.3 ст.41 ФЗ № 131-ФЗ, казенными учреждениями являются:
- Комитет по управлению муниципальным имуществом города
Кемерово (п.п. 1.4., 1.5. Положения о Комитете, утвержденного
постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от
**.**.**** № ###
- Управление здравоохранения администрации города Кемерово (п. 1.3.
Положения об управлении, утвержденного постановлением Кемеровского
городского Совета народных депутатов от **.**.**** № ###).
Именно органы местного самоуправления, отраслевые и территориальные органы местной администрации, наделенные правосубъектностью путем придания им организационно-правовой формы бюджетного учреждения, всегда являются контролируемыми субъектами финансово-бюджетного контроля как участники обеспечения, организации и кассового обслуживания исполнения бюджета, а также как главные распорядители (распорядители) бюджетных средств.
Соответственно, структурные подразделения местной администрации, не являющиеся органами местного самоуправления, не наделенные правом юридического лица (гражданской правосубъектностью), осуществляют деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля не самостоятельно, а от имени соответствующего органа. Следовательно, являться субъектами финансово-бюджетного контроля, в силу ч. 4 ст. 152 БК РФ, не могут.
Вышеназванные структурные подразделения администрации города в соответствии со ст.ст. 34, 41 ФЗ № 131-Ф3, ст. 10 Устава города Кемерово, постановлениями администрации города Кемерово: от **.**.**** № ###, от **.**.**** № ###, от **.**.**** № ###, от **.**.**** № ###, от **.**.**** № ###, от **.**.**** № ###, **.**.**** № ###; постановлениями Кемеровского городского Совета народных депутатов: от **.**.**** № ###, от **.**.**** № ###, органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, созданными органами местного самоуправления, не являются; полномочиями по принятию нормативных правовых актов, обязательных на территории муниципального образования Уставом города Кемерово не наделены. Указанные структурные подразделения являются органами юридического лица - образованиями без гражданской правосубъектности (за исключением КУМИ, Управления здравоохранения).
Соответственно, не являются самостоятельными субъектами финансово-бюджетного контроля.
Более того, финансовое управление города Кемерово является территориальным органом Главного финансового управления Кемеровской области (Положение о финансовом управлении города Кемерово, утвержденное приказом Главного финансового управления Кемеровской области ### от **.**.****).
Согласно ст.ст. 12, 130, 132 Конституции Российской Федерации, ст. 34 ФЗ № 131-Ф3 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, ФЗ № 131-Ф3 от 06.10.2003, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ст. 6 ФЗ № 131-Ф3).
Примером указанного является осуществление органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению местного бюджета в условиях кассового обслуживания ими исполнения бюджета (ст. ст. 166.1, 168БКРФ).
Поскольку полномочия по исполнению местного бюджета относятся к компетенции органов местного самоуправления (п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 15, п. 1 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131-Ф3, ст. 215.1 БК РФ), возложение на финансовое управление города Кемерово, по статусу являющегося территориальным органом Главного финансового управления Кемеровской области, функций по исполнению местного бюджета есть не что иное, как передача полномочий органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Однако передача органом местного самоуправления указанных полномочий субъекту Российской Федерации федеральным законодательством не предусмотрена.
Согласно п. 1.5. Положения финансовое управление города Кемерово взаимодействует с органами местного самоуправления на основании заключенного соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса и осуществляет следующие функции:
- формирует данные о прогнозных возможностях местного бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных заимствований и финансированию расходов местного бюджета,
- организует и проводит проверку местного бюджета в части получения межбюджетных трансфертов из областного бюджета,
- осуществляет применение мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства в порядке, установленном действующим законодательством.
Полномочия финансового управления города Кемерово в рамках Соглашения с органами местного самоуправления определены п. 2.5. Положения, п. 1.2. Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса, заключенного **.**.**** между финансовым управлением города Кемерово и администрацией города Кемерово.
В соответствии с перечнем, установленным Положением и Соглашением, определенные ст. 160.1. БК РФ полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета, финансовому управлению города Кемерово не предоставлены.
Исходя из требований вышеназванного законодательства, определение пунктом 3 решения ### (Приложение ### к решению) указанных структурных подразделений администрации города и финансового управления города Кемерово главными администраторами доходов бюджета города противоречит федеральному законодательству. Аналогично по вышеуказанным основаниям противоречит федеральному законодательству определение пунктом 4 решения ### финансового управления города Кемерово главным администратором источников финансирования дефицита бюджета города Кемерово.
Так, правовое положение главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) установлено ст. 6 БК РФ - орган местного самоуправления, орган местной администрации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета перечислены в ст. 160.2. БК РФ:
- формирование перечней подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- осуществление планирования (прогнозирования) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
- обеспечение адресности и целевого характера использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;
- распределение бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполнение соответствующей части бюджета;
- организация и осуществление ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности;
- формирование бюджетной отчетности главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Исходя из перечня функций финансового управления города Кемерово, определенных п.п. 1.5., 2.5. Положения, п. 1.2. Соглашения, полномочия главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, закрепленные ст. 160.2. БК РФ, финансовому управлению города Кемерово также не предоставлены.
Как указано выше, в соответствии со ст.ст. 12, 130, 132 Конституции Российской Федерации, ст. 34 ФЗ № 131-Ф3 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ст. 6 ФЗ №131-Ф3). Поскольку полномочия по исполнению местного бюджета относятся к компетенции органов местного самоуправления (п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 15, п. 1 ч. 1 ст. 16 Ф3№ 131-Ф3, ст. 215.1 БК РФ), возложение на финансовое управление города Кемерово, по статусу являющегося территориальным органом Главного финансового управления Кемеровской области, функций по исполнению местного бюджета есть не что иное, как передача полномочий органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В то время, как передача органом местного самоуправления указанных полномочий субъекту РФ, федеральным законодательством не предусмотрено.
В связи с чем, определение п. 4, Приложением ### оспариваемого решения финансового управления города Кемерово главным администратором источников финансирования дефицита бюджета города Кемерово противоречит законодательству.
В соответствии со ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - ФЗ № 210-ФЗ), ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 № 371 «Об утверждении Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области» (далее - Положение о региональной энергетической комиссии) является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения о региональной энергетической комиссии Комиссия является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.
Органы местного самоуправления в соответствии со статьями 16, 17 ФЗ № 131-ФЗ в рамках решения вопросов местного значения городского органа по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом наделены полномочиями:
- установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
- регулирования тарифов на подключение к системе коммунальной
инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на
подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций
коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
- по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным
законом «О теплоснабжении»;
- в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными
Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Полномочия по регулированию на территории города Кемерово тарифов на услуги, подлежащих государственному регулированию: на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение органам местного самоуправления городской округ города Кемерово не предоставлено.
С учетом положений ст. 3 ФЗ № 210-ФЗ одним из принципов регулирования тарифов и надбавок является полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, которое осуществляется посредством:
- финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры,
- установления регулируемых надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, регулируемых тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 ФЗ № 210-ФЗ, п. 28 Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10. 2007 г. № 99 (далее - Методические рекомендации № 99), размер тарифов компенсируется за счет надбавки и бюджетных средств в виде бюджетных субсидий, направляемых субъектом регулирования на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению указанные услуги.
Поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), субъектом, обязанным возместить снабжающим организациям расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Согласно БК РФ бюджеты публично-правовых образований предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующего публично-территориального образования, которые обусловливаются установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и в соответствии с которыми осуществляется формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст.ст. 13, 14, 15, 65).
Так, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (п. 1 ст. 86 БК РФ).
Приведенным законоположениям корреспондируют предписания ст. 18 ФЗ № 131-Ф3, в силу которых финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.
Соответственно, финансирование из средств местных бюджетов расходных обязательств, возникших в результате принятия решений органами государственной власти, не допускается. Это согласуется с конституционными принципами финансово-экономического обеспечения местного самоуправления, в силу которых в муниципальной собственности должно находиться то имущество, которое требуется для решения возложенных на местное самоуправление задач, а население непосредственно или через органы местного самоуправления самостоятельно в рамках закона определяет конкретные направления и объемы использования муниципальной собственности, включая средства местных бюджетов, исходя из интересов, обусловленных потребностями в непосредственном обеспечении жизнедеятельности местного сообщества.
Невыполнение субъектом Российской Федерации обязанности по финансированию возмещения затрат по вышеназванным услугам:
- не устанавливает обязанность органов местного самоуправления по
установлению данных расходных обязательств за счет местного бюджета,
применения положений ч.2 ст. 16.1 ФЗ № 131-Ф3, поскольку указанные
полномочия исключены из компетенции органов местного самоуправления,
- противоречит как вышеназванному законодательству, так и ст.ст. 28,
29, 30, 31, 37 БК РФ, определивших принципы разграничения расходов
между бюджетами разных уровней, недопустимости установления расходных
обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств
бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации,
устанавливающих принцип адресности и целевого характера доведения
бюджетных средств до получателей, означающий направление бюджетных
ассигнований с указанием цели их использования,
- так и конституционному принципу самостоятельности местного самоуправления, в том числе в управлении муниципальной собственностью, формировании и исполнении местного бюджета, а также конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления и тем самым противоречит Конституции Российской Федерации, ее ст.ст. 130 (ч.1), 132 (ч.2), 133 (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита»).
Поскольку в силу ч. 1 ст. 17 ФЗ № 131-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями (если иное не предусмотрено федеральными законами), полномочиями по регулированию тарифов организаций иной, не муниципальной формы собственности (индивидуальных предпринимателей), в том числе в рамках реализации полномочий по Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», органам местного самоуправления городской округ город Кемерово на момент принятия решения ### не предоставлены, не переданы.
Тарифы на услуги, связанные с предоставлением населению теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения органами местного самоуправления городского округа город Кемерово не утверждались. В связи с чем, установление решением ### дополнительных расходов за счет бюджета муниципального образования указанным субъектам предпринимательской деятельности противоречит законодательству.
Понятие жилищные услуги определено приказом Российского статистического агентства от 26.06.2013 № 234 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг», согласно п. 30 Приложения № 2 к которому «Жилищные услуги» охватывают следующие виды услуг:
- предоставление нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;
- содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
- капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за счет собственника жилищного фонда;
- ремонт и эксплуатация лифтов;
- эксплуатация и ремонт мусоропроводов;
- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;
- услуги по управлению многоквартирным домом;
- услуги по обмену и приватизации жилых помещений (услуги организаций, осуществляющих на договорной основе с гражданами сбор необходимых документов для обмена или приватизации их жилья);
- предоставление услуг внутридомового освещения мест общего пользования в жилых зданиях;
- уборка и санитарно-гигиеническая очистка внутриподъездных и придомовых территорий.
Поскольку «установка общедомовых приборов учета на соответствующих внутридомовых инженерных системах» является мероприятием по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем (ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»), пунктом 19 решения ### трижды предусмотрено предоставление субсидий на возмещение затрат в случаях, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов - абзацы 2, 6 и 7 (возмещение затрат организациям, предоставляющим населению жилищные услуги; в связи проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов; в связи установкой общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах).
Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.**** ### из п. 19 решения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, связанных с установкой общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, данный вид субсидии исключен, что явилось основанием для прекращения производства по делу в указанной части.
Кроме того, ст.ст. 158 156 ЖК РФ органам местного самоуправления предоставлены полномочия по установлению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения:
- для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда,
- и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для
собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе
способа управления многоквартирным домом,
- если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем
собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание
и ремонт жилого помещения.
В то же время, п. 19 решения ### круг субъектов получателей субсидий не предусматривает ограничения, предусмотренные жилищным кодексом, что предполагает возможность получения субсидий неограниченным кругом хозяйствующих субъектов.
Указанное, в силу своего содержания, не отвечает критериям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, не обеспечивает ее единообразного понимания и толкования правоприменителями, что приводит к нарушению установленного ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.
Как указывалось выше, в силу ч. 1 ст. 17 ФЗ № 131-Ф3, к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями (если иное не предусмотрено федеральными законами). Полномочиями по регулированию тарифов организаций иной, не муниципальной формы собственности (индивидуальных предпринимателей), в том числе в рамках реализации полномочий по Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», органам местного самоуправления городской округ город Кемерово на момент принятия решения ### не предоставлены, не переданы.
Согласно частям 1, 2 ст. 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено (законом или иными правовыми актами). Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1734-р от 22.11.2008, утвердившим Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, государственная политика в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения предполагает закрепление минимальных социальных транспортных стандартов на законодательном уровне и использование механизмов компенсации потерь в доходах транспортных компаний, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки.
В целях обеспечения публичных интересов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси (подпункты 12, 55 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от **.**.**** № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен», далее - постановление Правительства Российской Федерации № 239).
Осуществление указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации производится данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1 статьи 26.3 указанного Закона).
С учетом положений постановления Правительства Российской Федерации № 239, приказа Росстата от 18.08.2011 № 365 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта и связи», п. 3.6.6. Положения о региональной энергетической комиссии, Комиссией устанавливаются тарифы: «На услуги по перевозке пассажиров и багажа:
всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси».
На момент принятия оспариваемого решения:
- на территории муниципального образования городской округ г. Кемерово транспортные услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом организациями муниципальной формы собственности не предоставляются,
- нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления по утверждению указанных тарифов не приняты (согласно п.п. 5.2., 5.2.1. Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, утвержденного Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.**** № ###, именно городской Совет принимает решение об установлении тарифов на следующие услуги муниципальных предприятий и учреждений по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении, включая стоимость месячного проездного билета в городском электрифицированном транспорте и автобусах с обычным режимом работы).
Определение субсидии содержится в ст.ст. 132, 139 БК РФ:
1. Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
2. Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Из ст. 3 БК РФ следует приоритет норм Кодекса и иных федеральных законов, составляющих бюджетное законодательство Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, над нормами изданных на основании и во исполнение указанных актов постановлений Правительства Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения.
Именно к бюджетным полномочиям Российской Федерации в соответствии со ст. 7 БК РФ отнесены полномочия по: установлению общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений; определению порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований.
Именно с учетом положений ст.ст. 78, 132, 139 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям определяются как средство их поддержки, акцентируя внимание на условиях долевого финансирования и целевого назначения.
Порядок предоставления субсидий, понятие которых определено вышеназванными статьями БК РФ, установлен ст. 78 БК РФ, определяющей, в том числе требования к содержанию соответствующих муниципальных нормативных правовых актов. Для предоставления субсидии обязательно выполнение требований ч. 3 названной статьи Кодекса, согласно которой нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1. категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением
государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных
предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг,
имеющих право на получение субсидий;
2. цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3. порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае
нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4. порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий
остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в
случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении
субсидий;
5. положения об обязательной проверке главным распорядителем
(распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и
органом государственного (муниципального) финансового контроля
соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их
получателями.
Для жилищных правоотношений, во-первых, в соответствии со ст. 156, 157 ЖК РФ не предусмотрена процедура возврата денежных средств, внесенных в счет платы за жилое помещение. В соответствии с п.п. 11, 10 ст.ст. 155, 156 ЖК РФ имеет место «изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации»; «изменение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме; Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).
Органам местного самоуправления полномочия по установлению, изменению указанного порядка не предоставлены.
Определяя указанный порядок, орган местного самоуправления вторгается в компетенцию Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), нарушая требования ст.ст. 5, 12, 14 ЖК РФ, ст.ст. 16, 16.1.ФЗ№131-Ф3.
Во-вторых, при регулировании рассматриваемых правоотношений не может иметь место определение в одностороннем порядке органом местного самоуправления «целей, условий и порядка» предоставления «субсидий», поскольку плата за жилое помещение за содержание общего имущества многоквартирного дома, устанавливается (соответственно):
- на общем собрании собственников жилых помещений с учетом
предложений управляющей компании, органами управления ТСЖ,
кооперативами и так далее, в том числе согласно ст. 156 ЖК РФ в размере,
обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в
соответствии с требованиями законодательства.
- в котором не созданы товарищество собственников жилья либо
жилищный кооператив или иной специализированный потребительский
кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в
таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст.ст. 45-48 ЖК
РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в
многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей
организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Органами местного самоуправления размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается лишь в случаях, предусмотренных ст.ст. 156, 158 ЖК РФ (как указано выше).
В связи с чем, и определение размера «субсидии» в пределах средств, предусмотренных на эти цели в городском бюджете на соответствующий финансовый год, неправомерно ограничивает право управляющей компании (иного органа управления, специализированного кооператива, организации, оказывающей услуги) на получение платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома возмещение понесенных расходов.
В-третьих, не применима (за исключением случая, когда, все жилые помещения многоквартирного дома, жилой дом принадлежат муниципальному образованию) к рассматриваемым правоотношениям и процедура отбора органом местного самоуправления юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение «субсидий» - платы за жилое помещение, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ именно собственники помещений в многоквартирном доме выбирают один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Таким образом, именно решение общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома о выборе способа управления и управляющей организации с заключением соответствующего договора является основанием для получения исполнителем (соответствующими управляющими кампаниями, ТСЖ, кооперативами и т.д.) платы за оказание соответствующих услуг.
Управление муниципальной собственностью является административной, властной деятельностью. Организация управления муниципальной собственностью представляет собой сложную совокупность действий органов местного самоуправления: выступая как собственник, оно должно решать задачу по эффективному управлению своим имуществом, что подразумевает, в свою очередь, наличие инвестиционных отношений, в которых оно выступает в качестве инвестора.
Законодатель сохранил узкоспециализированные статьи, посвященные регулированию инвестиционной деятельности, конкретизировав их содержание, в частности, ст. 79 БК РФ «Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности».
Данная статья конкретизирует основные направления использования средств бюджета в рамках инвестиционной деятельности, устанавливает также, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства осуществляются в форме капитальных вложений; более четко определяет объекты и субъекты бюджетного инвестирования, а также порядок принятия решений в рассматриваемой сфере.
Несмотря на то, что понятие «капитальные вложения» не нашло своего отражения в редакции БК РФ, Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определено понятие «капитальные вложения» (ст. 1).
Спецификой капитальных вложений является сфера инвестирования: основные средства (основной капитал). Данная категория объединяет в себе длительно используемые средства производства, то есть ту часть производственного капитала, которая характеризуется продолжительной амортизацией и поэтому используется в процессе производства на протяжении большого количества производственных циклов. Статья Закона как раз и перечисляет наиболее часто встречающиеся объекты капитальных вложений:
- здания (инвестиции в строительство, ремонт, перестройку и т.д.);
- предприятия, как единый объект (их строительство, реконструкцию,
расширение, техническое обеспечение и перевооружение);
- средства труда (машины, оборудование, инструменты, инвентарь).
Законодатель оставил список элементов основного капитала открытым.
Определение «капитальные вложения» дано и в п. 4 Положения по
бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 «Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н («4. Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции,
при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд
организации либо для предоставления организацией за плату во временное
владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного
времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного
операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного
объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды
(доход) в будущем».
При этом ст. 79 БК РФ предусмотрены расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Правовое же оформление бюджетных инвестиций, в том числе не связанных с приобретением доли участия в уставном капитале, не ограничивается рамками государственных или муниципальных контрактов.
Так, одной из разновидностей правовой формы, в рамках которой осуществляется инвестирование бюджетных средств, является концессионное соглашение (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).
Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регулируется ст.ст. 159, 165 ЖК РФ, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 года № 761. Иные правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения федеральным законодателем не установлены, полномочия органам местного самоуправления в соответствии со ст. 21 ФЗ №131-Ф3, не переданы.
Кроме того, в соответствии со ст. 153 ЖК РФ, ст. 290 ГК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В силу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Управляющие организации, ТСЖ, кооперативы в соответствии с требованиями законодательства не могут быть отнесены к управомоченным лицам, на них не может быть возложена обязанность по содержанию принадлежащего муниципальному образованию незаселенного жилищного фонда.
Соответственно, софинансирование расходов по оплате содержания жилых помещений (общего имущества многоквартирного дома) и коммунальные услуги, ими также не осуществляется.
В соответствии со ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления вправе предоставлять бюджетные средства управляющим организациям, товариществам собственников жилья и специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта многоквартирного дома по правилам, установленным бюджетным законодательством (что и предусмотрено абзацами 2, 6, 7 пункта 19).
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Стоимость услуг рассчитывается исполнителем исходя из площади незаселенных квартир, находящихся в муниципальной собственности.
Плата вносится в порядке, установленном ст. 155 ЖК РФ.
Таким образом, законодателем определено разное правовое содержание понятий «плата за жилое помещение» и «субсидия».
Применение порядка предоставления субсидий в силу ст. 78 БК РФ может иметь место только при регулировании размера платы в случаях, предусмотренных ст.ст. 156, 158 ЖК РФ и в части недополученных доходов.
Установление предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием незаселенных муниципальных жилых помещений в зависимости от суммы, определенной бюджетом, неправомерно ограничивает право управляющих (иных) организаций на возмещение понесенных расходов.
Таким образом, установление п. 19 решения ### возмещения затрат организациям, предоставляющим населению жилищные услуги, услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, транспортным организациям, в связи с содержанием незаселенных муниципальных жилых помещений противоречит:
- ст.ст. 1, 49, 52, 53 ФЗ № 131-Ф3, определяющих осуществление
местного самоуправления в интересах муниципального образования,
укрепление экономической основы муниципального образования и
муниципальной казны (ст. 215 ГК РФ);
- вышеназванным принципам бюджетной системы, определившим
результативность и эффективность использования бюджетных средств;
разграничения расходов между бюджетами разных уровней, недопустимости
установления расходных обязательств, подлежащих исполнению
одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной
системы Российской Федерации.
Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции при нарушении компетенции органов государственной власти, неопределенность условий или оснований принятия решения в соответствии с п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от **.**.**** ### «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», определено как коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
Содержание в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов свидетельствует о нарушении представительным органом местного самоуправления требований ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которыми органы местного самоуправления обязаны в пределах своих полномочий осуществлять противодействие коррупции, в том числе путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оценивая изложенное в совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.**** ### «О бюджете города Кемерово на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» противоречащим закону и недействующим с момента принятия в части:
- п. 3 решения и Приложения ### к настоящему решению по определению главными администраторами доходов бюджета: Финансовое управление города Кемерово, Управление образования администрации г. Кемерово, Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово, Управление социальной защиты населения администрации г. Кемерово, Управление городского развития администрации г. Кемерово, Управление промышленности, транспорта и связи администрации г. Кемерово, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Кемерово, Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, Управление здравоохранения администрации города Кемерово.
- п. 4 решения Приложения ### к настоящему решению по
определению в качестве главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города финансового управления города Кемерово.
- п. 19 решения по предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях, связанных с:
возмещением затрат организациям, предоставляющим населению жилищные услуги, услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек;
возмещением транспортным организациям затрат, связанных с регулированием тарифов на пассажирские перевозки;
проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;
возмещением затрат в связи с содержанием незаселенных муниципальных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья Е.В. Копылова
Мотивированное решение изготовлено 10.12.2014 года.