Решение по делу № 2-769/2016 от 01.09.2016

Дело № 2-769/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2016 года                                      г. Углегорск

Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи – Менц О.П.,

при секретаре – Кругловой П.В.,

с участием прокурора в лице старшего помощника Углегорского городского прокурора Рыбалка М.А., истца Еськиной Н.Е., представителей ответчика администрации Углегорского муниципального района Ковальчук Н.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и Погодиной А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по иску Углегорского городского прокурора в интересах Еськиной Н Е к администрации Углегорского муниципального района о восстановлении в списке граждан, категории пенсионеры, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет с 02.10.1996,

У С Т А Н О В И Л:

Углегорский городской прокурор в интересах Еськиной Н.Е. обратился в Углегорский городской суд с иском к администрации Углегорского муниципального района о возложении обязанности восстановить Еськину Н.Е. дату постановки на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с 04.09.2008 на 02.10.1996.

В обоснование заявленного требования прокурор указал, что проверкой, проведенной по обращению Еськиной Н.Е., прокурором установлено, что постановлением администрации Углегорского муниципального района от 18.07.2016 №270 Еськиной Н.Е. изменена дата постановки на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с 02.10.1996 на 04.09.2008. Основанием для этого послужило отсутствие в учетном деле умершего супруга Еськиной Н.Е. документов, подтверждающих его постановку на учет 02.10.1996. Полагает, что изменение даты постановки на учет является нарушением социальных и жилищных прав Еськиной Н.Е., в связи с чем, подлежит восстановлению.

Определением Углегорского городского суда от 15.11.2016 (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство социальной защиты Сахалинской области.

28.11.2016 третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство социальной защиты Сахалинской области представило суду отзыв на исковое заявление, в котором выражено несогласие с заявленным требованием. Ссылаясь на Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 10.12.1993 №1278, Примерный перечень и формы необходимых документов, представляемых гражданам при подаче заявок на получение субсидий на строительство или приобретение жилья, письмо Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и Министерства финансов Российской Федерации от 03.03.1994 №БЕ-19-9/3, постановление губернатора Сахалинской области от 30.06.1994 №20, третье лицо полагает, что в 1996 году истец обратилась в орган местного самоуправления с предварительной заявкой, что не порождает права гражданина на включение в список граждан, претендующих на получение жилищной субсидии. То обстоятельство, что орган местного самоуправления не сообщил истцу о наличии либо об отсутствии у неё права на подачу заявления на получение субсидии и не уведомил её о необходимости подачи заявления по форме №2 и документов согласно утвержденному перечню, по мнению третьего лица, не может служить основанием для возложения на данный орган местного самоуправления обязанности включить истца в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, с 02.10.1996.

В судебное заседание не явилось третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство социальной защиты Сахалинской области, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, причину неявки суду не сообщило. Представитель третьего лица по доверенности Назарова Т.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, о чем в материалах дела имеется ходатайство.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Рыбалка М.А. представила суду заявление Углегорского городского прокурора об уточнении искового требования, согласно которому, прокурор просит суд возложить на администрацию Углегорского муниципального района восстановить Еськину Н Е в списке граждан, категории пенсионеры, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет с 02.10.1996. Исковое требование с учетом его уточнения, прокурор, участвующий в деле, Рыбалка М.А. поддержала по основаниям, приведенным в исковом заявлении, настаивала на его удовлетворении.

Истец Еськина Н.Е. на удовлетворении искового требования с учетом его уточнения, настаивала. Дополнительно пояснила, что в 1996 году её супруг Еськин А.И. обращался в администрацию Углегорского района с целью постановки на учет граждан, имеющих право на предоставление жилищных субсидий для выезда из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей, для чего им были представлены документы, подтверждающие трудовой стаж, состав семьи, паспорт, а также заявление по установленной форме. О том, что он был поставлен на учет 02.10.1996, свидетельствует постановление мэра Углегорского района №210 от 15.05.1997. После постановки на учет, он ежегодно подтверждал своё право состоять в списках граждан, имеющих право на предоставление жилищных субсидий, представляя соответствующие документы. В связи со смертью супруга, он был исключен из списка. 30.11.2009 она обратилась к мэру Углегорского муниципального района о восстановлении её в списках взамен умершего супруга. По результатам рассмотрения данного заявления она была восстановлена в списках с датой постановки на учет 02.10.1996. О том, что в личном деле умершего супруга отсутствуют необходимые документы, датированные 1996 годом, ей не сообщалось.

Представители ответчика – администрации Углегорского муниципального района Ковальчук Н.Г. и Погодина А.А., действующие на основании доверенностей, с исковым требованием истца с учетом изменения предмета иска не согласились, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление третьего лица.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

    Как пояснила в ходе судебного разбирательства истец Еськина Н.Е., в 1996 году её супруг – Еськин А.И. обратился в администрацию Углегорского района по вопросу постановки на учет граждан по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, представив необходимые документы и заявление.

    Спорные правоотношения в 1996 году были урегулированы Постановлением Совета Министров – Правительством РФ от 10.12.1993 №1278 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья» (далее – Положение), и изданным в целях его исполнения Письмом Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства Министерства финансов Российской Федерации от 03.03.1994 №БЕ-19-6/3 «О примерном перечне и формах необходимых документов, представляемых гражданами при подаче заявок на получение субсидии на строительство или приобретение жилья» (далее – Письмо).

Согласно пунктам 1, 2 и 4 Положения, данным нормативным правовым актом был определен порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, в том числе осуществляемое с помощью банковского кредита. Субсидии предоставляются гражданам (по их желанию), состоящим на учете по улучшению жилищных условий в местных органах исполнительной власти, на предприятиях, в организациях и воинских частях, а также лицам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавшим это право. Право на получение субсидии предоставляется гражданам, если уровень их месячного дохода в расчете на одного члена семьи не превышает предела, устанавливаемого органом, за счет средств которого предоставляются субсидии, в том числе лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.

Пунктами 9-12 Письма было рекомендовано, чтобы орган, предоставляющий субсидию, при рассмотрении предварительной заявки на получение субсидии на строительство или приобретение жилья (форма № 1) провел собеседование с заявителем. При этом основное внимание должно быть обращено на подтверждение права заявителя на субсидию в строгом соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.1993 №1278, или мотивированный отказ от ее предоставления, а также примерную (ориентировочную) оценку возможного размера субсидии.

При подаче заявления заявитель должен обратить особое внимание на подбор всех необходимых документов, прилагаемых к заявлению, а орган, предоставляющий субсидию, – на внимательное рассмотрение и при необходимости проверку указанных документов.

Орган, предоставляющий субсидию, исходя из количества поступивших заявлений граждан, претендующих на получение субсидий, и размера средств, направляемых на эти цели, определяет очередность получения субсидий.

В результате рассмотрения заявления заявителю вручается решение органа, предоставляющего субсидию, либо о предоставлении субсидии с указанием ее размера, либо о постановке на очередь на получение субсидии с указанием номера очереди, либо об отказе от предоставления субсидии с указанием причины отказа. Если в результате рассмотрения заявления заявитель был поставлен на очередь, по достижении очередности (в случае изменения данных, включенных в первоначально представленное заявление) заявление предоставляется повторно.

При этом Письмом предусмотрена детализованная процедура рассмотрения заявлений граждан и постановки их на учет, в том числе указано, что предварительная заявка представляется представителем семьи, желающей получить субсидию на строительство или приобретение жилья, в орган, предоставляющий субсидию (орган местного самоуправления), с приложением одного из следующих документов, подтверждающих право на получение субсидии: а) копия решения органа местного самоуправления или администрации и профсоюзной организации предприятия, организации, учреждения, подтверждающая принятие на учет по улучшению жилищных условий гражданина, подающего заявку с указанием даты постановки на учет; б) копия документа, подтверждающая право гражданина, подающего заявку, на льготное финансирование или кредитование строительства или приобретения жилья; а также выписки из домовой книги.

Заявление представляется представителем семьи с согласия всех совершеннолетних членов семьи, желающих получить субсидию, в орган, предоставляющий субсидию, после подтверждения этим органом права заявителя на подачу заявления на основании предварительной заявки. В перечень документов, прилагаемых к заявлению, включены: справка о проверке жилищных условий, копия документа, подтверждающего право собственности на жилье, или справка БТИ с характеристикой индивидуального дома; выписка из домовой книги; документы, используемые для налогообложения физических лиц для определения их доходов, а также другие документы и сведения, необходимые для определения совокупного дохода семьи; копии документов о праве собственности на недвижимое имущество; копии документов, подтверждающих наличие у заявителя дополнительных средств, достаточных для строительства или приобретения жилья с помощью субсидии.

Заявление рассматривается органом, предоставляющим субсидию, который принимает и сообщает заявителю решение либо о предоставлении субсидии с определением ее размера, либо о постановке на очередь для получения субсидии, либо о мотивированном отказе от предоставления или постановки на очередь для получения субсидии. Решение органа, предоставляющего субсидию, может быть обжаловано в административном порядке вышестоящему органу или в судебном порядке. Если в результате рассмотрения заявления заявитель был поставлен на очередь на получение субсидии, по достижении очередности (в случае изменения данных, включенных в первоначально представленное заявление) заявление представляется повторно.

Как следует из постановления администрации Углегорского муниципального района от 18.07.2016 №270, Еськиной Н.Е. изменена дата постановки на учет в связи с отсутствием документов, являющихся основанием для постановки на учет в 1996 году, с 02.10.1996 на 04.09.2008 (л.д. 22-24).

    Оценивая правомерность изменения даты постановки Еськиной Н.Е. на учет, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Сторона ответчика обосновывает изменение даты постановки Еськиной Н.Е. на учет с 02.10.1996 на 04.09.2008 тем, что в её личном деле отсутствуют документы и заявление, датированные 1996 годом, а самым ранним документом, имеющемся в личном деле, является справка, выданная Еськиной Н.Е. 04.09.2008 МУП «Жилкомплекс-Углегорск», о составе семьи (л.д. 58).

    Поскольку изначально на учете с датой постановки 02.10.1996 состоял Еськин А.И., судом предлагалось ответчику представить его личное дело, заведенное по его заявлению. Однако, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, личное дело Еськина А.И. суду представлено не было.

    Вместе с тем, факт того, что Еськин А.И. был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, подтверждается представленной истцом учетной книжкой на получение жилищной субсидии, заведённой на имя Еськина А.И., в которой указана дата подачи заявления 02.10.1996 (л.д. 11-12), журналом №1 регистрации граждан, имеющих право на предоставление жилищных субсидий, согласно записи в котором, Еськин А.И. обратился 02.10.1996, № 368.

Факт обращения Еськина А.И. в орган местного самоуправления с заявлением также подтверждается представленным в материалы дела постановлением мэра Углегорского района от 15.05.1997 №210, которым утверждены списки очередности граждан, выезжающих из района, согласно приложению.

    Как следует из утвержденного списка очередности граждан №3, в его перечне указан Еськин А.И., порядковый номер 321, дата подачи заявления 02.10.1996.

    Законность указанного постановления сторона ответчика не оспаривает.

    Доказательств тому, что постановление мэра Углегорского района от 15.05.1997 №210 отменялось, изменялось в части, касающейся Еськина А.И., либо признавалось в установленном порядке незаконным, стороной ответчика, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

    Как усматривается из постановления мэра Углегорского района от 05.08.2008 №482, в связи со смертью из списка граждан на предоставление жилищных субсидий исключен Еськин А.И. (л.д. ).

    Согласно постановлению мэра Углегорского района от 31.12.2009 №413, Еськина Н.Е. вместо умершего Еськина А.И. восстановлена в списке по дате первоначального заявления с 02.10.1996 (л.д. ).

    Анализ списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (категория пенсионеры) по состоянию на 01.01.2015, на 01.01.2016 (до корректировки с учетом постановления администрации Углегорского муниципального района от 18.07.2016 №270) показал, что Еськина Н.Е. в данных списках значится с указанием даты постановки на учет 02.10.1996.

    Впоследствии условия предоставления, порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, были установлены Федеральным законом от 25.07.1998 №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), утратившим законную силу с 01.01.2003, в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон №125-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона №125-ФЗ, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживании.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно ст. 2 Закона Сахалинской области от 22.12.2004 №558 «О наделении органов местного самоуправления Сахалинской области государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действовавшего до вступления в силу Закона Сахалинской области от 07.06.2006 №63-ЗО, органы местного самоуправления осуществляют государственную регистрацию и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, по месту их постоянного проживания на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Органы местного самоуправления одновременно с регистрацией и постановкой на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, формируют и утверждают ежегодно по состоянию на 1 января списки очередности по категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Заверенные копии списков ежегодно в срок до 1 февраля направляются в орган исполнительной власти, наделенный соответствующими полномочиями по реализации Федерального закона на территории области.

    Аналогичное положение сохранено и в Законе Сахалинской области от 07.06.2006 №63-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Сахалинской области государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Закон Сахалинской области №63-ЗО) (ст. 4), введенного в действие с 1 января 2015 года.

    Кроме того, как указано в п. 3 ч. 3 ст. 4 Закона Сахалинской области №63-ЗО, органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обеспечивают, в том числе, надлежащее ведение и хранение книг регистрации и учета граждан, а также учетных дел как документов строгой отчетности.

    Как пояснили в судебном заседании представители ответчика, органом местного самоуправления какого-либо нормативно-правового акта, регламентирующего порядок ведения книг регистрации и учета граждан, личных дел граждан, не разрабатывалось и не принималось.

    Однако, отсутствие таких нормативно-правовых актов не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечивать сохранность документов, представленных гражданами для формирования личных дел.

    Основание, по которому орган местного самоуправления изменил Еськиной Н.Е. дату постановки на учет, - отсутствие в её личном деле документов, являющихся основанием для постановки на учет в 1996 году, суд не может признать законным, поскольку в 1996 году документы предоставлялись её супругом, на которого орган местного самоуправления обязан был завести личное дело и обеспечить сохранность представленных им документов.

Еськина Н.Е. в 2009 году была восстановлена в списках граждан по получение жилищных субсидий по дате подачи первоначального заявления вместо умершего супруга с 02.10.1996, что соответствует требованиям ст. 1 Федерального закона №125-ФЗ в редакции Федерального закона от 17.07.2011 №212-ФЗ.

Таким образом, оснований для изменения даты постановки Еськиной Н.Е. на учет не имелось.

То обстоятельство, что личное дело Еськина А.И., в котором должны были быть документы, представленные им в 1996 году, не сохранилось, при наличии постановления мэра Углегорского района от 15.05.1997 №210, по мнению суда, не подтверждает довод стороны ответчика и третьего лица о том, что в 1996 году Еськин А.И. не подавал заявление на получение жилищной субсидии в связи с переездом.

    Таким образом, суд приходит к выводу, что в 1996 году действительно имело место обращение Еськина А.И. в орган местного самоуправления с заявлением на получение жилищной субсидии в связи с переездом с предоставлением необходимых документов.

    Довод стороны ответчика и третьего лица о том, что обращение Еськина А.И. в 1996 году является предварительной заявкой, суд находит не состоятельным, поскольку после подачи им заявления, он был включен в список очередности, утвержденный постановлением мэра Углегорского района от 15.05.1997 №210. Следовательно, орган местного самоуправления, рассмотрев заявление Еськина А.И., оценил его право на получение жилищной субсидии, исходя из представленных документов, и принял решение об утверждении списка очередности граждан, в который был включен Еськин А.И., то есть принял решение о постановке его на учет.

    По приведенным выше обстоятельствам суд не может признать обоснованным и довод стороны ответчика о том, что изменение даты постановки Еськиной Н.Е. на учет на 04.09.2008, обусловлено наличием в личном деле Еськиной Н.Е. самого первого документа – справки о составе семьи, датированной 04.09.2008.

    При таких обстоятельствах, требование истца является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование Углегорского городского прокурора в интересах Еськиной Н Е к администрации Углегорского муниципального района о восстановлении в списке граждан, категории пенсионеры, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет с 02.10.1996 – удовлетворить.

Возложить на администрацию Углегорского муниципального района обязанность восстановить Еськину Н Е в список граждан, категории пенсионеры, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет с 02.10.1996.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий -                            О.П. Менц

Мотивированное решение составлено 21 декабря 2016 года.

Председательствующий -                            О.П. Менц

2-769/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Еськина Н.Е.
Ответчики
Администрация УМР
Суд
Углегорский городской суд Сахалинской области
Дело на странице суда
uglegorskiy.sah.sudrf.ru
01.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2016Передача материалов судье
05.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.09.2016Предварительное судебное заседание
15.11.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее