Дело № 2-287/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 13 апреля 2017 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., при секретаре судебного заседания Пиандяковой А.А., с участием представителя истца - специалиста Виловатовской сельской администрации,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Виловатовской сельской администрации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, (3 лицо - Иванова С.Н.),
о прекращении право общей долевой собственности на земельную долю, общей площадью 1,87 га, принадлежащей умершему ФИО1 и признании права муниципальной собственности муниципального образования «Виловатовское сельское поселение» Горномарийского района Республики Марий Эл на невостребованную земельную долю, принадлежащую умершему ФИО1,
у с т а н о в и л :
Виловатовская сельская администрация обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - ТУ Росимущества в Республике Марий Эл в Республике Марий Эл) о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую умершему ФИО1.
В обоснование иска указала, что администрация Горномарийского муниципального района согласно постановлению от 22.03.1994 № 55 «О государственной регистрации сельскохозяйственного производственного кооператива «Сила» (с изменениями от 28.04.2005 г.) предоставила в общую собственность членам СПК «Сила» 2461 га пашни, для наделения земельными долями лиц, имеющих право на получение в собственность, земельных долей в соответствии с законодательством. Размер одной земельной доли составил 1,87 га. Всего в список собственников земельных долей были включены 1316 человек. После ликвидации в 2009 году СПК «Сила» путем банкротства земли общей долевой собственности не обрабатывались, большинство собственников земельных долей никаким образом своими долями не распорядились.
Истец, ссылаясь на выполнение им требований ст. 12.1, 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 1151 (п.1 и 2) указывая на постановление главы Виловатовской сельской администрации от 25.04.2014 № 23 «Об утверждении списка невостребованных земельных долей СПК «Сила», просит суд прекратить право общей долевой собственности на земельную долю, общей площадью <данные изъяты> га, принадлежащую умершему ФИО1 и признать право муниципальной собственности муниципального образования «Виловатовское сельское поселение» Горномарийского района Республики Марий Эл на невостребованную земельную долю, принадлежащую умершему ФИО1.
Представитель истца - специалист Виловатовской сельской администрации Айплатова Ж.В. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ)в судебном заседании полностью подтвердила обстоятельства, указанные в исковом заявлении, и поддержала заявленные требования.
3 лицо - Иванова С.Н., дочь умершего ФИО1, в судебном заседании пояснила, что после смерти отца она наследство не приняла. На земельную долю никаких документов не оформляла, не претендует на спорную земельную долю.
Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл считает себя ненадлежащим ответчиком, а требования, предъявленные к Росимуществу, - не подлежащими удовлетворению. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представив суду следующий отзыв по существу иска.
Имущество - доли в праве на земельный участок с кадастровым номером № - в реестр федерального имущества не заявлялось, к учету в качестве выморочного имущества не представлялось.
Согласно ч. 5 ст. 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с п. 1 ст. 12.1 которого невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл не нарушает права администрации муниципального образования «Виловатовское сельское поселение» и не препятствует признанию права собственности муниципального образования на невостребованные земельные доли. Материалов, дающих основание для отнесения спорного имущества к выморочному, не представлено. При рассмотрении заявленных исковых требований необходимо исследовать вопрос об отсутствии у наследодателей наследников, которые своими действиями фактически приняли наследство, открывшееся после смерти граждан - собственников земельных долей.
Ст. 1151 ГК РФ (в ред. от 23.07.2013) содержит критерии отнесения наследственного имущества к выморочному и категории выморочного имущества, которое в порядке наследования по закону переходит в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа. Среди таких категорий, в том числе, указаны доля в праве общей долевой собственности на указанные абзацах 2 и 3 объекты недвижимого имущества (в данном случае земельные участки). В случае выявления сведений о гражданах, умерших после 23.07.2013, требования Виловатовской сельской администрации о признании права собственности на земельные доли, которые принадлежали таким гражданам, подлежат уточнению. Порядок обращения в муниципальную собственность выморочного имущества носит внесудебный порядок и разрешается путем обращения наследника к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство.
3 лицо Маркова Э.Г. письменным заявлениемпросит рассмотреть дело без своего участия, так как она не возражает против признания права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащей ФИО1, потому что она не является наследницей.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением главы администрации Горномарийского района Республики Марий Эл от 22.03.1994 года N 55 "О государственной регистрации сельскохозяйственного производственного кооператива «Сила»" (в редакции от 28.04.2005 г.) постановлено закрепить в постоянное (бессрочное) пользование за СПК «Сила» 1409 га пашни. В общую долевую собственность членам СПК «Сила» передать 2461 га пашни. Утвердить определенную на собрании уполномоченных представителей членов СПК «Сила» 1/1316 земельную долю на одного члена СПК в размере 1,87 га или 67,5 балло-гектара, согласно представленному списку.
В Списке лиц, имеющих право на земельную долю на территории СПК «Сила», являющегося приложением к постановлению, указан ФИО1.
Доказательств, подтверждающих выдачу Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Горномарийского района свидетельства о праве собственности на земельную долю ФИО1, не представлено.
Согласно Кадастровой выписке о земельном участке, кадастровый №, ФИО1 является правообладателем 1/1316 доли в праве общей долевой собственности.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживал <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ в отделе ЗАГС администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл».
Нотариус Горномарийского нотариального округа Республики Марий Эл сообщил, что после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по заявлению о возмещении расходов на похороны наследодателя заведено наследственное дело №. Наследники не обращались. Свидетельство о праве на наследство не выдавалось.
Согласно ст. 286 ГК РФ орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям предусмотренных ст.ст.284 и 285 ГК РФ, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством (п. 1).
Согласно п. 1 ст. 15 Закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 12.1 Закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Согласно п. 5 ст. 13 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
Согласно п. 4 ст. 12.1 Закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Виловатовская сельская администрация в соответствии с п. 2 и 3 ст. 14.1 Закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года в газете «Марийская правда» от 01.03.2014 № разместила объявление о проведении общего собрания 18.04.2014 по адресу: <адрес>, в 12:00 часов в здании Виловатовской сельской администрации.
Объявление о проведении собрания также размещено на сайте администрации Горномарийскорго муниципального района в информационной сети «Интернет» и на информационных щитах, находящихся на территории Виловатовского сельского поселения.
В соответствии с п. 7 ст. 12.1 Закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года постановлением главы администрации Виловатовского сельского поселения от 25.04.2014 № 23 «Об утверждении списка невостребованных земельных долей СПК «Сила» был утвержден список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. В постановлении также указано, что общее собрание участников долевой собственности проводилось 18.04.2014. Общее собрание участников долевой собственности признано несостоявшимся. В списке лиц, участников долевой собственности, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, указан ФИО1
В соответствии с п. 7 ст.12.1Закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Согласно п. 8 ст.12.1 Закона N101 ФЗ от 24 июля 2002 года орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьёй порядке невостребованными.
Суд, руководствуясь положениями Федерального законаот 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", исходит из того, что при определении невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения истцом соблюдены положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю.
При этом ФИО1, как собственник спорной земельной доли, при жизни ею каким-либо образом не распорядился.
Его наследники наследственные права в отношении указанной земельной доли в соответствии с требованиями закона также не оформляли, а определенная Законом N 101-ФЗ процедура признания земельной доли невостребованной администрацией сельского поселения была соблюдена.
Согласно п.п. 1, 4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
При этом днём открытия наследства считается день смерти наследодателя (ст.1114 ГК РФ).
По смыслу Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" целью установления процедуры признания права муниципальной собственности является необходимость постоянного использования земель сельскохозяйственного назначения исключительно в соответствии с целевым назначением, поэтому в случае если собственник не имеет намерения самостоятельно использовать принадлежащий ему объект, он обязан распорядиться им таким образом, чтобы обеспечить надлежащее использование третьим лицом.
Доказательств, подтверждающих то, что наследственные права в отношении спорной земельной доли не оформлялись, право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрировалось, не представлено. Никто не выражал намерения распорядиться земельной долей и не использовал земельную долю по назначению после смерти наследодателя, что свидетельствует о невостребованности земельной доли наследниками.
Суд приходит к выводу о соблюдении истцом установленной ст.12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" процедуры признания спорной земельной доли невостребованной. Рассматриваемые отношения имеют специальное правовое регулирование в силу характера объекта.
В соответствии с положениями гражданского законодательства собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и именно наследник обязан осуществить активные действия по принятию и защите открывшегося наследства, в том числе по установлению всего объема наследственного имущества. Указанные действия ни ответчиками, ни иными наследниками не производились. Отсутствие у них сведений о наличии наследственной массы в виде спорной земельной доли, сведений о производимых третьими лицами действиях с наследственной массой, свидетельствуют именно о невостребованности земельной доли.
Статья 12.1 Закона N 101-ФЗ и пункт 5Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" предусматривали обязанность собственников земельных долей в определенный срок и определенным образом распорядиться земельной долей, в противном случае наступают последствия в виде признания доли невостребованной. Данные положения закона направлены на соблюдение принципа рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
В силу п. 1 ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. В п. 2 настоящей статьи указано, что в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
В п. 50Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
В силу пункта 3 ст. 1151 ГК РФ, порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят.
Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что на основании пункта 3 статьи 1151Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Кроме того, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Поскольку предметом спора выступает имущество в виде земельной доли, надлежащим ответчиком в отношении данной доли является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, ввиду того, что наследники умершего собственника данной земельной доли отсутствуют.
Территориальное управление Росимущества в Республике Марий Эл при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованных земельных долей является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом - ТУ Росимущества в Республике Марий Эл.
Кроме того, суд считает, что привлечение истцом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл к участию в деле в качестве ответчика его прав не нарушает, при этом указанным решением на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл какая-либо обязанность не возложена.
Чьи-либо права на выражение своего волеизъявления в отношении указанной невостребованной земельной доли нарушены не были.
Истцом предприняты все меры по установлению наследников, согласно установленной Гражданским кодексомРФ очередности.
Факт отсутствия наследников, принявших наследство после смерти ФИО1, а также что ответчики не распорядились и в установленном законом порядке право собственности на принадлежащие им доли не зарегистрировали, подтвержден исследованными доказательствами, что позволяет признать принадлежавшие им земельные доли невостребованными при соблюдении установленной ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" процедуры, и влечет признание права муниципальной собственности на эти доли.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Виловатовской сельской администрации удовлетворить.
Прекратить право ФИО1 земельную долю в размере <данные изъяты> га или <данные изъяты> балло-гектара в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, территория землепользования СПК «Сила».
Признать право собственности за Виловатовским сельским поселением Горномарийского района Республики Марий Эл на земельную долю в размере <данные изъяты> га или <данные изъяты> балло-гектара, принадлежавшую ФИО1 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, территория землепользования СПК «Сила».
В удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл о прекращении права собственности на земельную долю - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий И.М.Малышев