...а-354/2020
УИД 72 RS0008-01-2020-000462-45
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Упорово 27 апреля 2020 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Севрюгиной И. В.,
при секретаре Мелёхиной О. А.,
с участием прокурора Упоровского района Тюменской области Гуммера В. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-354/2020 по административному исковому заявлению прокурора Упоровского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Дмитриеву Виктору Владимировичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
у с т а н о в и л :
... (далее прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ходе проверки установлено, что ФИО2, ... года рождения, ... выдано водительское удостоверение категории «А, А1, В, В1, М». Между тем в соответствии с заключением врачебной комиссии ГБУЗ ТО «Областная больница ...» (...) ФИО2 состоит на учете у врача-нарколога с ... с диагнозом: ..., в связи с чем, у него имеются противопоказания к управлению всеми видами транспорта. Таким образом, ФИО2 страдающий заболеванием: ..., в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации. На основании изложенного административный истец просит суд:
- прекратить действие права ФИО2, ... года рождения, на управление транспортными средствами категории «А, А1, В, В1, М» на основании водительского удостоверения ... от ....
Административный истец прокурор ... ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик ФИО2 при надлежащем уведомлении в судебное заседание не явился, представил заявление о признании административных исковых требований и рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица МО МВД РФ «Заводоуковский» при надлежащем уведомлении в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ ТО «Областная больница ...» (...) филиал ... больница в судебное заседание явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дело в его отсутствие.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика ФИО2, представителей заинтересованных лиц МО МВД РФ «Заводоуковский» и ГБУЗ ТО «Областная больница ...» (...) филиал ... больница.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные и исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Право на обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением предусмотрено и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона « О прокуратуре», если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон РФ от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относится к таким Законам.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от ..., безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Согласно ст. 23 Закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В силу ст. 27 указанного Закона право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ... N 377 (ред. от ...) "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" наличие у гражданина заболевания "алкоголизм, наркомания, токсикомания" является несовместимым с управлением авто - и мототранспортными средствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Cогласно ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В силу положений статей 1 и 3 Федерального закона РФ от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного настоящий Федеральный закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 24 Федерального закона от ... № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с п.п. 1, 2 и 4 ст. 23 названного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе, в организации обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину РФ запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения” основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения: ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права на управление транспортными средствами.
Согласно подпунктам 1 и 4 статьи 23.1 данного Закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ... ..., лица страдающие заболеванием «Наркомания», «Алкоголизм» не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Согласно заключению ВК от ... установлено, что ФИО2, ... года рождения, состоит на «Д» учете у нарколога с ... с диагнозом – .... Ремиссии нет. Управление транспортными средствами противопоказано (л.д.10).
... ФИО2 выдано водительское удостоверение ... с правом управления транспортными средствами категории «А, А1, В, В1, М » (л.д.12).
Таким образом, наличие у Дмитриева В. В. вышеуказанного заболевания является основанием для ограничения права на управление транспортными средствами.
Удовлетворяя требования прокурора, суд, руководствуясь нормами Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 1604, пришел к выводу, что нахождение административного ответчика на диспансерном учете по поводу имеющегося у него заболевания исключает возможность его допуска к управлению транспортными средствами.
Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкой ремиссии (выздоровление).
Ремиссия после лечения алкоголизмом или наркоманией, токсикоманией является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкая ремиссия - это выздоровление.
Доказательств, подтверждающих установление стойкой ремиссии, отсутствие оснований для постановки Дмитриева В. В. на учет в связи с ..., административный ответчик не предоставил.
Между тем, наличие данного диагноза является противопоказанием к вождению автотранспортных средств.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Поскольку действие специального права, в данном случае наличие права у Дмитриева В. В. на управление транспортными средствами, противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с нормами международного права, требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежат взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Размер государственной пошлины при рассмотрении искового заявления неимущественного характера в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ для физических лиц составляет 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л :
Административное исковое заявление прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Дмитриеву Виктору Владимировичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами, удовлетворить полностью.
Прекратить действие права Дмитриева Виктора Владимировича, ... года рождения, на управление транспортными средствами категории «А, А1, В, В1, М» на основании водительского удостоверения ... от ....
Решение направить в МО МВД РФ «Заводоуковский» для изъятия водительского удостоверения у Дмитриева Виктора Владимировича.
Взыскать с Дмитриева Виктора Владимировича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его оглашения, путем подачи апелляционной жалобы, применения прокурором представления через Заводоуковский районный суд ....
Судья подпись И. В. Севрюгина