РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Боровск 21 января 2020 года
Калужской области
Боровский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Гришиной Л.В.,
при секретаре Коростелевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ЧАСОВНИКОВУ ФИО4 о взыскании задолженности по уплате налогов и пени,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Часовникову С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени в размере 3743 рубля 28 копеек.
Как следует из искового заявления МИФНС № по <адрес> ответчик Часовников С.В. состоит на учете в МИФНС России № в качестве плательщика транспортного налога. Сумма транспортного налога за 2015 год составила 3725 рублей, пени 18 рублей 28 копеек. Поскольку в установленный законом срок ответчик транспортный налог не уплатил, ему МИФНС России № по <адрес> направила требование об уплате налога и пени в размере 3743 рубля 28 копеек. В связи с неисполнением в добровольном порядке требования об уплате налога МИФНС № по <адрес> просила взыскать с ответчика образовавшуюся задолженность, одновременно с этим восстановить срок на подачу административного иска, ссылаясь на то, что он пропущен по причине большой загруженности сотрудников налоговой инспекции, связанной с администрированием значительного количества налогоплательщиков.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1)
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2).
Часовников С.В. состоит на учете в МИФНС России № в качестве плательщика транспортного налога. Сумма транспортного налога за 2015 год составила 3725 рублей, пени 18 рублей 28 копеек.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Поскольку в установленный законом срок ответчик транспортный налог не уплатил, ему МИФНС России № по <адрес> направила требование об уплате налога и пени в размере 3743 рубля 28 копеек, с установлением срока исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения об исполнении административным ответчиком данного требования в деле отсутствуют.
В соответствии с пунктом вторым ст.286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ срок, в течение которого налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе был обратиться в суд с административным иском к административному ответчику взыскании (налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов), по последнему требованию истек ДД.ММ.ГГГГ.
Административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском установленного срока.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О).
Оснований для восстановления налоговому органу срока подачи административного искового заявления суд не усматривает, поскольку никаких обстоятельств уважительности причин, препятствующих своевременному обращению в суд, административным истцом не приведено. Значительная загруженность сотрудников налоговой инспекции относится к вопросам организации деятельности указанного органа и в качестве уважительной причины пропуска срока расценена быть не может.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ суд
Решил:
В удовлетворении иска Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ЧАСОВНИКОВУ ФИО5 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога и пени в размере 3743 рубля 28 копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья