Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 16 июля 2020 года.
Урус-Мартановский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи – Сангариева М.А.,
с участием:
представителя истца- помощника прокурора <адрес> ЧР – ФИО3,
представителя ответчика АО «Чеченэнерго»: - ФИО4, по доверенности № выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
при секретаре – ФИО1,
рассмотрев гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> ЧР ФИО2, к АО «Чеченэнерго» об обязании оборудовать жилые многоквартирные дома общедомовыми приборами учета электроэнергии.
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском к АО «Чечнэнерго» об обязании оборудовать жилые многоквартирные дома общедомовыми приборами учета электроэнергии обосновывая свои требования следующим.
Прокуратурой <адрес> проведена проверка в деятельности АО «Чеченэнерго» (ИНН 2016081143) в сфере исполнения требований законодательства об электроэнергетике, о повышении энергетической эффективности в ходе которой выявлено следующее.
Проверкой, проведенной в марте 2020 г., было установлено, что на территории района имелось 27 694 абонента, из которых приборы учета электроэнергии не установлены у 5 057 абонентов.
Следует отметить, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес управляющего Общества вносилось представление об устранении нарушений требований рассматриваемого законодательства, а также направления материалов проверки для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 12 ст. 19.6 КоАП РФ. Однако проведённый анализ свидетельствует о том, что указанные меры являются недостаточными.
В ходе настоящей проверки установлено, что Обществом до настоящего времени указанные нарушения федерального законодательства не устранены.
Так согласно информации, представленной обществом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общее количество абонентов составляет - 28 807, из которых приборы учета электроэнергии не установлены у 5 980 абонентов.
Принимая во внимание, что после принятых ранее мер прокурорского реагирования Общество добровольно нарушения требований федерального законодательства не устранило, и адекватных мер к устранению этих нарушений не приняло в связи, с чем возникла необходимость в решении этого вопроса не иначе как в судебном порядке.
Таким образом, Обществом нарушается право граждан как потребителей на установленный нормативными правовыми актами порядок создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3, поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО4, исковые требования признал, обещал, что обще домовые приборы учета будут установлены.
Выслушав представителя истца помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 10 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Одним из принципов организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу положений статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, установлено, что собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено ч. 9 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Кроме того, ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ организации, указанные в ч. 9 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Письмом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № ПС/12202/13 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если потребитель не исполнил в установленный срок обязанностей, предусмотренных Законом об энергосбережении, сетевая организация обязана установить прибор учета, а потребитель обязан оплатить равными долям в течение пяти лет с даты их установки расходы сетевой организации на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Частью 7 статьей 29 ГПК установлено, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.
Выбор между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно дело, принадлежит истцу (ч. 10 ст. 29 ГПК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей исковые заявления по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или по месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем. Суды не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, так как в силу частей 7, 10 статьи 29 ГПК РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.
Поскольку в судебном заседании подтвердилось обоснованность исковых требований заместителя прокурора <адрес> ЧР ФИО2, к АО «Чеченэнерго» об обязании оборудовать жилые многоквартирные дома обще домовыми приборами учета электроэнергии, и представитель ответчика признал исковые требования в полном объеме, суд приходит к выводу об удовлетворении их в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Чеченской Республики ФИО2, к АО «Чеченэнерго» об обязании оборудовать жилые многоквартирные дома обще домовыми приборами учета электроэнергии, удовлетворить.
Обязать АО «Чеченэнерго» в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести работу по оборудованию приборами учета электроэнергии 5 980 (пять тысяча девятьсот восемьдесят) жилых домов, расположенных на территории <адрес> Чеченской Республики.
Решение может быть обжаловано в Апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР в течение тридцати суток со дня его вынесения через Урус-Мартановский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 30 минут
Председательствующий судья: подпись М.А. Сангариев
Копия верна: Председательствующий судья М.А. Сангариев
Решение вступило в законную силу: «____» ___________ 2020 г.
Председательствующий судья: М.А. Сангариев