Судья Юрченко Е.В. Дело № 33-5207/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Маркелова К.Б., Харманюк Н.В.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 24 сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе Стуклова Д.О. на решение Воркутинского городского суда РК от 16 июля 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Стуклова Д.О. к администрации МО ГО «Воркута», Министерству архитектура и строительства Республики Коми о признании незаконным отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата в 2015 году, о признании права на получение жилищного сертификата и возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат в 2015 году, отказано.
Заслушав доклад судьи Маркелова К. Б., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Стуклов Д.О. обратился с исковым заявлением к администрации МО ГО «Воркута» и Министерству архитектуры и строительства Республики Коми о признании за ним права на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера по категории «...». Указал, что 12.05.2015 Министерством архитектуры и строительства Республики Коми направлен отказ в выдаче ему государственного жилищного сертификата, поскольку на дату постановки на учет он не имел требуемого стажа в районах Крайнего Севера и родился после 01.01.1992.
В судебном заседании истец на требованиях настаивал. Представитель истца, требования поддержал.
Представитель Министерства архитектуры и строительства Республики Коми в судебном заседании участия не принимал. В отзыве исковые требования не признал.
Третье лицо Стуклова Г.А. иск поддержала.
Третьи лица Стуклов О.Н., представитель администрации МО ГО «Воркута» в судебном заседании участия не принимали.
Суд постановил приведенное выше решение, на которое истцом Стукловым Д.О. подана апелляционная жалоба с требованиями о его отмене как постановленного с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в силу ч. 1 ст. 327, ч. 4 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены правильного решения суда.
Судом установлено, что Стуклов Д.О. родился <Дата обезличена> в г. Воркуте Коми АССР, матерью указана ..., отцом ...
Стуклов Д.О. является ... с <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> ....
Согласно материалам дела, Стуклов Д.О., зарегистрирован по адресу: <Адрес обезличен> <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен> <Дата обезличена> по настоящее время.
<Дата обезличена> ФИО14. обратилась с заявлением о постановке её в очередность на получение жилья за пределами районов Крайнего севера с составом семьи 4 человека: супруг ...., дочь ...., сын Стуклов Д.О.
В заявлении от <Дата обезличена> ... просила перевести её очередность на сына Стуклова Д.О. ... с датой подачи заявления <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> Стуклов Д.О. обратился к главе администрации муниципального образования о выделении ему государственного жилищного сертификата выпуска 2009 года на состав семьи 4 человека.
Распоряжением главы МОГО «Воркута» от <Дата обезличена>, очередность .... с датой подачи заявления <Дата обезличена> переведена на сына Стуклова Д.О. инвалида детства.
Письмом от 12.05.2015г. Министерства архитектуры и строительства Республики Коми Стуклов Д.О. извещен, что он снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, в связи с отсутствием требуемой продолжительности периода проживания в районах Крайнего Севера на дату постановки на учет <Дата обезличена> по категории «...».
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно применил нормы материального права и пришел к следующим выводам.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам РФ, выезжающим из РКС и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, регулируются Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Данным законом установлено, что право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений имеют инвалиды с детства, родившиеся в РКС и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись РКС и приравненные к ним местности) и прожившие в РКС и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок регистрации и учета граждан РФ, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлен Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии с п. 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов РФ ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
В силу ст. 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.
На 20 сентября 1997 года действовали Федеральный закон от 17 августа 1996 года № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» и постановление Правительства РФ от 03 августа 1996 года № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», которые предусматривали право на получение жилищной субсидии для лиц, выезжающих из РКС и приравненных к ним местностей, имеющих стаж работы в РКС и приравненных к ним местностей не менее 10 лет.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 01 августа 1998 года – минимальные требования к соответствующему стажу (времени проживания для инвалидов с детства) были установлены продолжительностью 15 лет (за исключением граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет).
Разрешая настоящий спор суд первой инстанции учитывал, что предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено только их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на предоставление жилищной субсидии возникало при наличии не менее 10 лет проживания в указанных районах до 01.08.1998 г., и 15 лет в настоящее время. Таким образов, одним из оснований предоставления жилищной субсидии по категории инвалид с детства является наличие проживания определенной продолжительности в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностей.
С учетом того, что на дату подачи заявления истец не достиг 10-летнего возраста, соответственно, не имел самостоятельного права состоять в списках лиц, имеющих право на получение жилищного сертификата. Таким образом, право претендовать на получение субсидии с даты подачи заявления 20.09.1997 у него не возникло.
Довод апелляционной жалобы о том, что право на получение субсидии не связанно с датой рождения основан на неправильном толковании закона, в связи, с чем подлежит отклонению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, что действовавшее на момент спорных правоотношений законодательство связывало право на получение жилищной субсидии с наличием стажа работы, а, следовательно, в отношении инвалидов с детства – со стажем проживания в районах РКС и приравненных к ним местностях, который у истца на момент постановки на учет <Дата обезличена> составил менее 10 лет.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены или изменения которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Стуклова Д.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи