Судья Лисина Е.В. Дело № 2-95/2023
Докладчик Зиновьева Е.Ю. № 33-4958/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,
судей Выскубовой И.А., Зуевой С.М.,
при секретаре Разумове С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 28 ноября 2024 г. дело по исковому заявлению АЛП к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о признании права на перераспределение земельного участка, понуждении к утверждению схемы расположения земельного участка, обязании подготовки и направления проекта соглашения о перераспределении земельных участков.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зиновьевой Е.Ю., объяснения АЛП, представителя АЛП – СЮВ, представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области – ПТВ, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
АЛП обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Новосибирского района Новосибирской области, Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о понуждении к утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключению договора аренды земельного участка.
В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ АЛП является членом СНТ «Журналист-2».
В пользовании истца находится земельный участок, площадью 1 200 м?, расположенный по адресу: <адрес>
АЛП за счет собственных средств подготовлен межевой план указанного земельного участка, однако, в процессе осуществления кадастровых работ по образованию земельного участка, кадастровым инженером установлено, что часть земельного участка, площадью 803 м? расположена на земельном участке с кадастровым номером № (в пределах землеотвода, предоставленного НСТ «Журналист-2»), а оставшаяся часть земельного участка уточненной площадью 552 м? расположена на землях государственной собственности, то есть за пределами землеотвода НСТ «Журналист-2».
По мнению истца, причиной возникновения указанных обстоятельств послужило то, что после передачи в 2015 г. полномочий по распоряжению земельными участками в ведение органов местного самоуправления поселений администрация Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МКУ «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков.
22 июля 2015 г. решением Новосибирского районного суда Новосибирской области указанное заявление оставлено без удовлетворения, однако апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 01 декабря 2015 г. решение суда первой инстанции отменено, указанные действия администрации Новосибирского района Новосибирской области признаны незаконными.
В 2015 г. СНТ «Журналист-2» инициировало работы, направленные на расширение ранее предоставленного земельного участка, постановлением Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области предварительно согласовано предоставление СНТ «Журналист-2» земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 44 161 м?, однако вышеуказанный земельный участок предоставлен не был, поскольку в связи с вступлением в силу Закона Новосибирской области от 18 декабря 2015 г. № 27-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области и внесении изменения в ст. 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» положениями которого полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, вновь перешли к администрации Новосибирского района Новосибирской области.
Кроме того, завершить процедуру предоставления земельного участка не представилось возможным, еще и потому, что после вступления в законную силу апелляционного определения от 01 декабря 2015 г. земельный участок с кадастровым номером № находился в собственности Новосибирского района Новосибирской области.
Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, СНТ «Журналист-2» принято решение закрепить земли, входящие в состав земельного участка с кадастровым номером № (5)) за членами СНТ «Журналист».
07 февраля 2019 г. решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-47450/2018 признано отсутствующим право собственности Новосибирского района Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером №
АЛП полагала, что по независящим от нее обстоятельств, в ее пользовании находится земельный участок, расположенный на землях неразграниченной государственной собственности.
В период нахождения земельного участка № по <адрес> в <адрес> в пользовании истца, ею (АЛП) возведен садовый дом, площадью 59,7 м?. Истец открыто, добросовестно и непрерывно пользуется земельным участком.
24 мая 2022 г. АЛП обратилась в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении земельного участка, площадью 552 м? в аренду, однако, истцу было отказано.
АЛП также внесена плата за пользование земельным участком в виде неосновательного обогащения в размере 39 732,54 руб., деньги перечислены в пользу администрации Новосибирского района Новосибирской области.
Истцом предприняты все действия по оформлению прав на земельный участок, однако, по обстоятельствам, независящим от нее, АЛП лишена возможности оформить аренду на спорный земельный участок, а также зарегистрировать свои права на возведенное строение.
На основании изложенного АЛП просила суд обязать Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и направить истцу проект договора аренды земельного участка, площадью 552 м?, расположенного по адресу: Новосибирская <адрес>, разрешенное использование – ведение садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения в границах следующих характерных точек:
<адрес> |
<адрес> |
|
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
в течение 30 дней со дня предоставления истцом выписки из ЕГРН на испрашиваемый земельный участок
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 января 2023 г. АЛП в удовлетворении исковых требований отказано.
С постановленным по делу решением не согласилась АЛП, подала апелляционную жалобу, в которой изложила просьбу о его отмене, принятии по делу нового судебного акта.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции 29 июня 2023 г. судебной коллегией по гражданским делам Новосибирского областного суда постановлено определение о переходе к его рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (т. 3 л.д. 20-26).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 октября 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, а также Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (т.3 л.д. 139-143).
АЛП на основании положений ст. 39 ГПК РФ неоднократно уточняла исковые требования, в судебном заседании 28 ноября 2024 г. поддержала требования, отраженные в исковом заявлении, датированном 09 августа 2023 г. (т. 3 л.д. 59-67, т. 4 л.д. 39-47) и окончательно просила суд:
- признать за АЛП право на перераспределение земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, площадью 397 м? и находящегося в ее частной собственности земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 803 м?, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: ведение садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1200 м?, в соответствии с каталогом координат, указанным в схеме расположения земельного участка;
- обязать Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области утвердить схему расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, площадью 397 м? и находящегося в ее частной собственности земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 803 м?, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: ведение садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1200 м?, в соответствии с каталогом координат, указанным в схеме расположения земельного участка, в границах, определенных следующими координатами характерных точек:
Х |
У |
|
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
- обязать Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области подготовить и направить АЛП проект соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, площадью 397 м? и находящегося в ее частной собственности земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 803 м?, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: ведение садоводства, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 1200 м?, в соответствии с каталогом координат, указанным в схеме расположения земельного участка, в течении 30 дней со дня предоставления АЛП в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области выписки из ЕГРН на испрашиваемый земельный участок.
В судебном заседании по рассмотрению гражданского дела АЛП поддержала исковые требования, изложенные в заявлении от 09 августа 2023 г., более поздние уточнения к исковым требованиям просила не рассматривать.
Представитель АЛП – СЮВ просила рассмотреть исковые требования, датированные 09 августа 2023 г., а также указывала, что с Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области достигнута договоренность, сотрудники департамента готовы произвести перераспределение земель.
Представитель администрации Новосибирского района Новосибирской области – ПТВ указала, что вопрос о возможности удовлетворения исковых требований оставляет на усмотрение суда апелляционной инстанции.
Представитель Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в судебное заседание не явился в отзыве на исковое заявление, ранее направленном в адрес суда апелляционной инстанции просил суд предоставить время для подготовки правовой позиции в отношении предмета спора, либо в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель СНТ «Журналист-2» в судебное заседание не явился, в ранее направленном в адрес Новосибирского областного суда отзыве на уточненное исковое заявление, заявленные АЛП требования поддержал.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, а также Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области в судебное заседание не явились, письменную позицию относительно предъявленных исковых требований не направили.
В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (п. 3 ст. 167 ГПК РФ).
В силу части 4 той же статьи суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ч. ч. 3-4 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело, в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц.
Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь имущество, включая землю, в частной собственности (ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 36), однако, не устанавливает условия реализации такого права – они определяются федеральным законодателем в рамках предусмотренной компетенции (ч. 3 ст. 36).
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - перераспределение земельных участков), осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 2 статьи 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Согласно п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Как указано в п. 1, пп. 2 п. 3 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земельных участков гражданин - собственник земельного участка обращается с заявлением о перераспределении земельных участков, к которому в том числе прилагается схема расположения земельного участка, в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
В п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, к которым в том числе относятся следующие случаи: если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК; приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка этой схемы с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (пп. 3 п. 16 ст.11.10 ЗК РФ).
Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Кроме того, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, за исключением земельного участка, образуемого в целях осуществления пользования недрами, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, гидротехнических сооружений, а также строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ). При этом границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением установленных федеральным законом случаев, когда границы земельных участков могут пересекать границы территориальных зон (п. 2 ст. 85 ЗК РФ, ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законодательством строго регламентированы основания и порядок перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, при этом установлен и исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении такого перераспределения.
При этом, в соответствии с пп. 15 п. 9 постановления Правительства Новосибирской области от 14 декабря 2016 г. № 428-п «Об утверждении положения о департаменте имущества и земельных отношений Новосибирской области» к полномочиям Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области относится перераспределение земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Из материалов гражданского дела следует, что 15 августа 1991 г. исполнительным комитетом Криводановского сельского совета народных депутатов Новосибирского района Новосибирской области вынесено решение № 39, которым, в том числе дано согласие на выделение земельного участка Новосибирской областной организации Союза журналистов СССР под садоводческое товарищество площадью 9,6 га, расположенного на территории Кудряшовской поймы, граничащего с садоводческим товариществом «Нефтяник» (т. 1 л.д. 83-84).
17 февраля 1992 г. постановлением главы администрации Новосибирского района Новосибирской области № 96 разрешено изъять из землепользования совхоза «Кудряшовский» земельный участок площадью 9,6 га и отвести его Новосибирской областной организации Союза журналистов СССР (т. 1 л.д. 87-88).
21 февраля 1994 г. постановлением администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области № 21 земельный участок площадью 8 га с западной стороны от общества «Журналист» вдоль озера «Кривое» передан в пользование товарищества «Журналист» для расширения (т. 1 л.д. 89).
29 июня 2009 г. постановлением главы Новосибирского района Новосибирской области № 6311, предварительно согласовано место размещения СНТ «Журналист -2» на земельных участках площадью 3,1853 га и площадью 4,7729 га, местоположение: <адрес>
27 августа 2009 г. постановлением главы администрации Новосибирского района Новосибирской области № 8478 НСТ «Журналист-2» в аренду сроком на 11 месяцев предоставлены земельные участки с кадастровым номером № площадью 47 729 м?, с кадастровым номером №, площадью 31 853 м?, с местоположением<адрес> с разрешенным использованием для ведения садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения (т. 1 л.д. 90).
Согласно представленной в материалы дела копии постановления администрации Новосибирского района Новосибирской области о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно НСТ «Журналист-2» № 8991-09 от 14 мая 2014 г. в собственность товариществу бесплатно предоставлен земельный участок с условным кадастровым номером №, общей площадью 2 500 м?, подлежащий делению согласно предоставленного списка граждан, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по границе земельного участка с кадастровым номером №, разрешенное использование – для садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения (т. 2 л.д. 152).
Из постановления администрации Новосибирского района Новосибирской области о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно НСТ «Журналист-2» № 3152 па от 24 июня 2014 г., в собственность товариществу бесплатно предоставлен земельный участок с условным кадастровым номером №, общей площадью 117 632,88 м?, подлежащий делению согласно предоставленного списка граждан, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по границе земельных участков с условными кадастровыми номерами №, разрешенное использование – для садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения (т. 2 л.д. 153).
27 февраля 2015 г. постановлением администрации Новосибирского района Новосибирской области № 169-па <данные изъяты> в постоянное (бессрочное) пользование передан земельный участок с кадастровым номером №, площадью 121 512 м?, местоположение: <адрес>, вид разрешенного использования: ведение сельского хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения (т. 1 л.д. 112).
22 июля 2015 г. решением Новосибирского районного суда Новосибирской области, постановленным по гражданскому делу № 2-962/2015, отказано в удовлетворении исковых требований администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконными действий администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления <данные изъяты> в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка (т. 1 л.д. 113-120).
01 декабря 2015 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда, вышеуказанное решение, в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления в собственность <данные изъяты> в постоянное (бессрочное) пользование, в том числе земельного участка с кадастровым номером № отменено, принято новое решение, которым исковые требования в указанной части удовлетворены (т. 1 л.д. 121-128).
31 декабря 2015 г. постановлением администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области № 1018 предварительно согласовано предоставление НСТ «Журналист-2» земельного участка находящегося в государственной собственности, образуемого из земельного участка с кадастровым номером № площадью 44 161 м? (т. 1 л.д. 123).
23 ноября 2016 г. администрацией Новосибирского района Новосибирской области отказано НСТ «Журналист-2» в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 44 161 м? (т. 1 л.д. 133).
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН от 09 января 2018 г. земельный участок с кадастровым номером № категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - ведение сельского хозяйства принадлежал на праве собственности Новосибирскому району Новосибирской области с 04 июня 2015 г. (т. 1 л.д. 48-58).
07 февраля 2019 г. решением Арбитражного суда Новосибирской области, постановленным по делу А45-47450/2018, признано отсутствующим право собственности Новосибирского района Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером №, данный земельный участок снят с кадастрового учета, сведения о нем исключены из ЕГРН (л.д. 57-60).
Таким образом, с 07 февраля 2019 г. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 121 512 м?, местоположение: <адрес> вид разрешенного использования: ведение сельского хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, снят с кадастрового учета и включен в состав земель государственная собственность, на которые не разграничена.
Из материалов гражданского дела также усматривается, что согласно копии членской книжки ДД.ММ.ГГГГ АЛП вступила в НСТ «Журналист-2», садоводу принадлежит участок №, расположенный на <адрес>, площадью 12 соток (т. 1 л.д. 9, 10).
Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН усматривается, что земельный участок с кадастровым номером: № расположенный по адресу: <адрес>, Криводановский сельсовет, НСТ «Журналист-2», <адрес>, уч. 12, площадью 830 ± 20 м?. категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, принадлежит на праве собственности АЛП, в пределах земельного участка расположены объекты недвижимости, имеющие следующие кадастровые номера: №, (т. 3 л.д. 50-57).
В техническом плане здания, подготовленного кадастровым инженером КВВ в результате выполнения кадастровых работ, осуществленных в связи с созданием здания, расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, указано, что в пределах кадастрового квартала №, государственная собственность на который не разграничена, а также частично на земельном участке с кадастровым номером №, расположен двухэтажный садовый дом площадью 59,7 м?.
12 июля 2018 г. АЛП обратилась в администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением, в котором просила предварительно согласовать предоставление земельного участка, указав, что кадастровым номером земельного участка, из которого в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка является № (т. 1 л.д. 24).
14 августа 2018 г. в ответ на данное обращение АЛП администрацией Новосибирского района Новосибирской области направлен письменный отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, мотивированный тем, что распоряжение земельным участком из которого предлагается образовать испрашиваемый земельный участок не представляется возможным, поскольку процедура его предоставления подлежит оспариванию на основании незаконности его формирования и регистрации муниципальной собственности Новосибирского района Новосибирской области (т. 1 л.д. 26-27).
27 июня 2019 г. АЛП отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, ориентировочной площадью 552 м?, образуемого из земельного участка с кадастровым номером №, по мотивам того, что испрашиваемый земельный участок находится частично в береговой полосе поверхностного водного объекта общего пользования.
08 ноября 2019 г. по результатам рассмотрения обращения АЛП администрация Новосибирского района Новосибирской области направила в ее адрес письменный ответ, согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен на расстоянии менее 20 м. к водному объекту и в береговой полосе водного объекта, а также о том, что земельный участок расположен в территориальной зоне сельскохозяйственного использования согласно генеральному плану Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденному решением очередной 42-й сессии Совета депутатов Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (т. 1 л.д. 27-28).
21 июня 2021 г. по результатам рассмотрения заявления АЛП о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Департаментом имущества и земельных отношений <адрес> подготовлен письменный ответ об отсутствии законных оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно (т. 1 л.д. 33-35).
03 июня 2022 г. по результатам рассмотрения заявления АЛП об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении в аренду земельного участка площадью 552 м?, с местоположением: <адрес>, в целях осуществления садоводства, Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области подготовлен письменный ответ о наличии причин для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп.пп. 1,2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ (т. 3 л.д. 7-8).
11 сентября 2023 г. по результатам рассмотрения заявления АЛП о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 803 м?, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение садоводства, местоположение – <адрес> находящегося в частной собственности и земель государственной неразграниченной собственности, Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области принято решение об отказе в заключении соглашения, по мотивам наличия на земельном участке объектов недвижимости и не предоставления документов, подтверждающих наличие прав на соответствующие объекты, расположения испрашиваемого земельного участка в границах садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ сельскохозяйственного использования, нахождения перераспределяемой территории в береговой полосе водного объекта (т.3 л.д. 101-102).
Не согласившись с решениями органов местного самоуправления и государственной власти, вынесенных по результатам рассмотрения направленных обращений, АЛП обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, настаивая на необходимости признания за ней (АЛП) права на перераспределение земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, площадью 397 м? и находящегося в ее собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью 803 м?, всего общей площадью 1 200 м?.
При этом, обосновывая заявленные требования АЛП представила в материалы дела заключение кадастрового инженера КВВ от 05 сентября 2022 г., из которого усматривается, что земельный участок, о перераспределении которого заявляет требования АЛП, расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в период с 25 февраля 2015 г. по 11 марта 2019 г., данный земельный участок располагался в границах земельного участка с кадастровым номером № в настоящее время ЕГРН не содержит данных о правах на данный земельный участок.
Согласно выводам кадастрового инженера земельный участок не имеет какую-либо особенно сложную конфигурацию, не доставляет неудобства в использовании собственникам соседних земельных участков, имеет одну изломанную границу с земельным участком с кадастровым номером №, обусловленную его конфигурацией, является общей на всем протяжении.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство стороны истца о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы, проведение исследований поручено <данные изъяты> (т. 3 л.д. 169-175, 198-203, 206-209).
По результатам проведения исследований получено заключение эксперта <данные изъяты> № 24-8 от 12 августа 2024 г. (т. 3 л.д. 227 – 261).
Изучив представленные материалы и документы, произведя натурное обследование и проведя топографо-геодезические измерения на местности, выполнив горизонтальную сьемку территории, составив схемы расположения земельного участка, эксперт подготовил схему, на которой отобразил фактические границы земельного участка, находящегося в пользовании АЛП, установил, что площадь участка по фактическим замерам составила 1 392 м?, что больше указанной в сведениях из ЕГРН на 589 м?, а также определил фактические границы земельного участка.
В своих выводах эксперт указал, что конфигурация границ исследуемого земельного участка по правоустанавливающим (правоудостоверяющим) документам одинакова по документам ГКН и не соответствует конфигурации границ исследуемого земельного участка по фактическому порядку пользования и фактического ограждения.
Эксперт указал о выявлении по результатам исследований, что фактические границы исследуемого участка № выходят за юридические границы в точках 2-3-4-5 и накладываются на земли, государственная собственность на которые не разграничена, площадь наложения составляет 589 м?, по иным границам расхождений нет.
В заключении эксперт также указал, что исходя из исследования по первому и второму вопросу, сделан вывод о том, что фактическая площадь участка не соответствует площади, заявленной в правоустанавливающих документах, площадь участка по фактическим замерам составила 1 392 м?, что больше указанной в сведениях ЕГРН (803 м?) на 589 м?.
Согласно выводам эксперта местоположение границ исследуемого земельного участка по фактическому пользованию истцом АЛП не соответствует Правилам землепользования застройки Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденным Приказом министерства строительства Новосибирской области от 29 октября 2019 г. №? 608, в большей части соответствует Генеральному плану Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденного Приказом министерства строительства Новосибирской области от 19 марта 2021 г. №?187. Выявленное несоответствие в части пересечения фактической границы участка с границей территориальной зоны на 3,16 м, с площадью пересечения 35 м? образовалось в связи с тем, что поданные на перезонирование данные о площади и местоположении границ не соответствовали фактическому использованию. Согласно письма Министерства строительства Новосибирской области «О внесении изменений в ПЗЗ» от 05 июня 2023 г. № 5043-06-05-06/45 площадь, поданная на перезонирование составляла 552 м?, а по фактическому использованию площадь пересечения составляет 589 м?. Выявленное несоответствие в части пересечения на 3,16 м с площадью пересечения 35 м? необходимо устранить путем переноса ограждения из точки 4 в точку 4* на 3,16 м.
В своих выводах эксперт также указывал, что в пределах границ исследованного земельного участка расположен садовый дом, который находится за границами земельного участка с кадастровым номером №
Исходя из требований к образуемым земельным участкам, указанными в ст. 11.9 ЗК РФ и Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ, а также фактического местоположения исследуемого участка, экспертом предложил образовать земельный участок площадью 1346 м?, путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности АЛП Экспертом определены координаты точек и длин сторон границ образуемого участка и указано, что образование земельного участка, площадью 1346 м? с местоположением: <адрес>, путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности АЛП с видом разрешенного использования, предлагаемого для образуемого участка - ведение садоводства, отвечает требованиям нормативных документов земельного и градостроительного законодательства.
В заключении эксперт отмечал, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденными Приказом министерства строительства Новосибирской области от 29 октября 2019 г. № 608; генеральным планом Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденного Приказом Министерства строительства Новосибирской области от 19 марта 2021 г. №?187, сведениям содержащимся в ЕГРН, а также, исходя из сделанных выводов, исследованный земельный участок по фактическому местоположению большей своей частью расположен в зоне ведения садового хозяйства (Сех). Нахождения исследованного земельного участка в границах охранных зон, зон с особым условием использования (береговые полосы, водоохранные зоны, пояса источников питьевого водоснабжения, санитарные защитные зоны) не выявлено.
Ход исследований и примененные экспертом методы подробно описаны в исследовательской части заключения, выводы эксперта соответствуют исследовательской части заключения, при их постановке использованы все представленные в распоряжение эксперта материалы.
По мнению суда апелляционной инстанции, выводы, изложенные в заключении <данные изъяты> по своему характеру являются полными, ясными, не содержат существенных противоречий, требующих их устранения.
Эксперт ПИС имеет высшее техническое образование, квалификационный аттестат кадастрового инженера <данные изъяты> сертификат соответствия в качестве судебного эксперта в области «Землеустройство и кадастры» от ДД.ММ.ГГГГ, стаж работы по специальности в сфере землеустройства и кадастра – 24 года, стаж исследовательской работы по экспертным специальностям – 10 лет.
Наличие у эксперта права на проведение экспертиз подобного рода, необходимой квалификации, а также его объективность, не вызывают каких-либо сомнений.
Перед проведением исследований эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Выводы заключения судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, оспорены не были, ходатайств о проведении по делу повторной судебной экспертизы не заявлено.
При наличии указанных обстоятельств судебная коллегия полагает возможным принять выводы судебной экспертизы в качестве относимого, допустимого и достоверного доказательства.
Оценив совокупность представленных в материалы дела документов, учитывая, что АЛП заявлены требования о перераспределении земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, площадью 397 м? и находящегося в ее собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью 803 м?, с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования ведение садоводства, при этом площадь земельного участка, находящегося в собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до предельных максимальных размеров земельных участков, установленных ст. 4 Федерального закона от 07 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (0,5 га), приказом Министерства строительства Новосибирской области «Об утверждении правил землепользования и застройки Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области» № 608 от 29 октября 2019 г., для вида разрешенного использования: ведение садоводства (0,3 га), судебная коллегия приходит к выводу о наличии у АЛП права на перераспределение земельных участков.
Кроме того, с учетом содержания письма Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка от 11 сентября 2023 г. № 14436-07/38, а также выводов, отраженных в заключении эксперта <данные изъяты> № 24-8 от 12 августа 2024 г., судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных АЛП требований об обязании Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области утвердить схему расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, площадью 397 м? и находящегося в собственности АЛП земельного участка с кадастровым номером: № площадью 803 м?, подготовки и направлении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденной схемой расположения образуемого земельного участка.
Приходя к вышеуказанному выводу, судебная коллегия учитывает, что образование земельного участка площадью 1 200 м?, с местоположением <адрес>, путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 803 м?, с видом разрешенного использования: ведение садоводства, отвечает требованиям нормативных документов земельного и градостроительного законодательства, в частности требованиям Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ, размер данного земельного участка соответствует установленным требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, границы земельного участка не пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому земельному участку обеспечен существующим проездом земель общего пользования НСТ «Журналист-2» с кадастровым номером №, границы земельного участка не пересекают границы населенного пункта, границы муниципального образования и границы территориальных зон, лесничеств, его нахождение в границах охранных зон, зон с особыми условиями использования, не установлено.
Учитываются судебной коллегией и обстоятельства того, что из материалов дела усматривается, что дом, расположенный на границах земельного участка с кадастровым номером № и кадастрового квартала № возведен АЛП, доказательств его нахождения в собственности третьих лиц, государственной или муниципальной собственности в материалы дела не представлено.
Таким образом, произведя оценку представленных в материалы дела доказательств на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 января 2023 г., отменить.
Исковые требования АЛП к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области удовлетворить.
Признать за АЛП право на перераспределение земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, площадью 397 м? и находящегося в ее частной собственности земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 803 м?, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: ведение садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1200 м?, в соответствии с каталогом координат, указанным в схеме расположения земельного участка.
Обязать Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области утвердить схему расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, площадью 397 м? и находящегося в собственности АЛП земельного участка с кадастровым номером: № площадью 803 м?, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: ведение садоводства, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 1200 м?, в соответствии с каталогом координат, указанным в схеме расположения земельного участка, в границах, определенных следующими координатами характерных точек:
<адрес> |
<адрес> |
|
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
<адрес> |
Обязать Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области подготовить и направить АЛП проект соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, площадью 397 м? и находящегося в собственности АЛП земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 803 м?, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: ведение садоводства, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 1200 м?, в соответствии с каталогом координат, указанным в схеме расположения земельного участка.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 декабря 2024 г.
Председательствующий:
Судьи: