УИД 11RS0001-01-2021-000944-26 Дело № 2а-3034/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,
при секретаре Муравьевой Т.С.,
с участием представителя административных ответчиков ФСИН России, ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми Жабинец М.В.., представителя заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Морозовой М.В.,
рассмотрев 06 августа 2021 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Титенкова Андрея Николаевича к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 11.06.2015 по 08.11.2017 не соответствующими ст. 3 Европейской Конвенции по правам человека, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей в исправительном учреждении, взыскании судебных расходов,
установил:
Титенков А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о признании условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 11.06.2015 по 08.11.2017 не соответствующими ст. 3 Европейской Конвенции по правам человека, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей в исправительном учреждении в размере 475 000 рублей, взыскании судебных расходов в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец в период с 11.06.2015 по 08.11.2017 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, где условия содержания не соответствовали требованиям действующего законодательства, а также ст. 3 Европейской Конвенции по правам человека, нарушали его права, что выразилось в том, что необходимо было жить по специально установленному режиму; запрещено было пользоваться кроватью и ложиться на нее от подъема до отбоя; в камерах № 3, 37, 70, 39 нарушалась норма площади камер на одного человека, по отношению к количеству человек содержащихся одновременно с ним, а также с учетом мебели и умывальника и туалета; прогулка предоставлялась один раз в сутки; из-за решеток на окнах в камерах было тусклое естественное освещение; электрическое освещение было слабым; в библиотеке СИЗО отсутствовали газеты и журналы.
Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России в качестве заинтересованных лиц начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, начальник УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ 11 ФСИН России.
Административный истец, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В ранее направленных заявлениях просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми Жабинец М.В. и представитель заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Морозова М.В. возражали в судебном заседании против удовлетворения требований.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы административного дела и оценив в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ( далее Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ) подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из материалов дела, административный истец Титенков А.Н., в период с с 11.06.2015 по 08.11.2017 содержался в СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в качестве подозреваемого (обвиняемого) по уголовному делу.
Также установлено, что административный истец обращался в Европейский суд по правам человека с жалобой на условия его содержания в указанный период с СИЗО-1.
Принимая во внимание, что административный истец обращался с жалобой в Европейский суд по правам человека, а также дату подачи административного иска в суд 21.07.2020, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд с настоящим иском Титенковым А.Н. не пропущен, в связи с чем доводы стороны административного ответчика об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным иском, являются не состоятельными.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее Правила)
Установлено, что Титенков А.Н. содержался 11.06.2015 в карантине, затем с 12.06.2015 по 20.06.2015 в камере № 60 площадью 14,2 кв.м.; в период с 21.06.2015 по 05.11.2015 в камере № 3 площадью 15,7 кв.м.; с 06.11.2015 по 07.12.2015 в камере № 37 площадью 39,7 кв.м.; с 08.12.2015 по 17.04.2016 в камере № 70 площадью 16,6 кв.м.; с 18.04.2016 по 08.11.2017 в камере № 39 площадью 39,5 кв.м.
В соответствии с требованиями пункта 4 Правил лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1).
Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке.
В соответствии с п.1 приложения №1 Правил подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах (далее - СИЗО), обязаны в том числе, соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы; выполнять законные требования администрации СИЗО. Приложением № 4 установлен примерный распорядок дня подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, который утверждает начальник учреждения и который обвиняемые и подозреваемые должны соблюдать.
С учетом данных требований, доводы административного истца о том, что ему было необходимо жить по специально установленному режиму и запрещено было пользоваться кроватью и ложиться на нее от подъема до отбоя, и за данное нарушение привлекали к дисциплинарной ответственности, суд признает не свидетельствующими о нарушении условий содержания административного истца, а вынужденной мерой, поскольку административный истец относился к статусу обвиняемого (подозреваемого) по уголовному делу и содержался в данном статусе в СИЗО-1, и к нему применялись требования вышеизложенных правил и закона, а также установленный распорядок дня, утвержденный начальником СИЗО-1.
Также суд признает не состоятельными доводы административного истца о недостаточности естественного и искусственного освещения в камерах, поскольку как следует из справок ФКУ СИЗО-1 УФСМИН России по Республике Коми, каждая камера СИЗО обеспечена стандартными лампами дневного света, ночными светильниками, окнами с форточками, что обеспечивает достаточное освещение в камерах.
В соответствии с пунктами 41, 49 и 125.1 Правил подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети. Для общего пользования камеры ФКУ СИЗО-1 в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдают издания периодической печати из библиотечного фонда, в соответствии с графиком, утвержденным начальником СИЗО-1 от 15.01.2012 и 25.01.2018. Таким образом доводы административного истца об отсутствии газет и журналов в библиотеке СИЗО, опровергается справкой представленной стороной административного ответчика.
Проверяя доводы административного истца о нарушении нормы площади на одного человека при содержании его в камерах СИЗО-1 в заявленный период, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, Титенков А.Н. содержался в качестве подозреваемого (обвиняемого) в СИЗО-1, в связи с чем в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, норма площади на одного человека в камере должна была соответствовать не менее 4 кв.м.
Между тем, оценив представленные стороной административного ответчика книг количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО за период с 2015 год по 2017 год включительно, с учетом площадей камер, в которых содержался административный истец, и количества лиц, которые одновременно с ним содержались, суд установил несоответствие нормы площади камер на одного человека требованиям ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, поскольку она составляла менее 4 кв.м., и данное нарушение составило 787 дней за период с 11.06.2015 по 08.11.2017.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении условий содержания административного истца в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Коми, что выразилось в нарушении нормы площади, установленной требований ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ.
На основании ч. 4 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы РФ представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в качестве представителя выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
На основании подпункта 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314) ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
При таких обстоятельствах взыскание компенсации за ненадлежащие условия содержания должно быть произведено с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в отношении административного истца были допущены нарушения условий его содержания, выразившиеся в необеспечении Титенкова А.Н. нормой санитарной площади, установленной требованиями законодательства в течении 787 дней за период с 11.06.2015 по 08.11.2017.
Определяя размер денежной компенсации, суд принимает во внимание, что в данном случае присуждение компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется на основании статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом степени страданий истца, выразившихся в причинении ему страданий из-за унижающих достоинство условий содержания, при этом истцом не представлено суду доказательств наступления негативных для него последствий.
Учитывая требования разумности и справедливости, продолжительность нарушения условий содержания административного истца, отсутствия наступления негативных последствий, суд полагает справедливой и соразмерной для компенсации определить сумму в размере 65 000 рублей.
Частью 1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что требования административного истца подлежат удовлетворению частично, при подаче административного иска административным истцом понесены судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в размере 300 рублей, что подтверждается чеком - ордером от 15.02.2021 пор операции 4973, суд, руководствуясь требованиями ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Титенкова А.Н. судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 111, 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Титенкова Андрея Николаевича к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 11.06.2015 по 08.11.2017 не соответствующими ст. 3 Европейской Конвенции по правам человека, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей в исправительном учреждении, взыскании судебных расходов в размере 300 рублей, удовлетворить частично.
Признать ненадлежащими условия содержания Титенкова Андрея Николаевича в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 11.06.2015 по 08.11.2017 в количестве 787 дней в части несоответствия нормы санитарной площади камер.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Титенкова Андрея Николаевича за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми компенсацию за нарушение условий содержания в размере 65 000 рублей, судебные расходы в размере 300 рублей, всего 65 300 рублей (шестьдесят пять тысяч триста) рублей.
Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на банковский счет Титенкова Андрея Николаевича по следующим реквизитам:
...
...
...
...
...
...
...
В удовлетворении административного искового заявления к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Мишарина
Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2021 года.