Председательствующий по делу Дело №33-3826/2024
судья Слепцов И.В.
(дело в суде первой инстанции №2-142/2024,
УИД 75RS0008-01-2024-000022-93)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Процкой Т.В.
судей Кожиной Е.А., Куклиной И.В.
при секретаре Вашуриной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 06 ноября 2024 года гражданское дело по исковому заявлению ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному Военному округу, ЖКС № 9 Филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному Военному округу к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Борзинского РОСП Лысенко Н. С., Борзинскому РОСП УФССП России по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе представителя истца ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России Халитовой С.В.
на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 20 февраля 2024 года, которым постановлено:
исковое заявление ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного для взыскания с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России на основании постановления заместителя начальника Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Лысенко Н.С. от 30 ноября 2023 года в рамках исполнительного производства № 71334/23/75041-ИП на одну четверть, то есть до 37500 рублей 00 копеек.
Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России Халитова С.В. ссылалась на то, что решением Читинского районного суда г. Читы от 13 сентября 2022 года по гражданскому делу №2-1354/2022 на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт сетей наружного освещения, включая замену вышедших из строя ламп и светильников освещения на территории военного городка №1 г.Борзя Забайкальского края. 04 августа 2023 года Борзинским РОСП УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство № 71334/23/75041-ИП, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований судебного пристава. 30 ноября 2023 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Лысенко Н.С. в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Просила суд освободить ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России от уплаты исполнительского сбора 50 000 рублей (снизить размер), установленного постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Лысенко Н.С. от 30 ноября 2023 года в рамках исполнительного производства № 71334/23/75041-ИП от 04 августа 2023 года (л.д.3-5).
Определением суда от 11 января 2024 года исковое заявление принято к производству суда в порядке административного судопроизводства, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены заместитель старшего судебного пристава Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Лысенко Н.С., Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю (л.д.1-2).
Определением суда от 06 февраля 2024 года постановлено перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства (л.д. 30-32).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 42-44).
В апелляционной жалобе представитель истца ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России Халитова С.В., выражая несогласие с постановленным по делу решением, указывает, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года № 155 с 01 апреля 2017 года создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 указанного приказа основной деятельностью учреждения является содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем – Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности. Финансирование учреждения осуществляется за счёт средств федерального бюджета с учётом государственного задания на очередной финансовый год в соответствии с законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Эксплуатационное обслуживание наружного освещения производится в рамках доведенных бюджетных субсидий. Работы по замене светильников наружного освещения на территории военного городка № 1 г. Борзя Забайкальского края запланированы на 2024 год. Просит решение отменить, исковые требования удовлетворить (л.д. 51-52).
Проверив материалы дела, заслушав военного прокурора Лещёва С.Е. обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (абзац четвертый пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное) является характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не избранная лицом форма обращения в суд.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. При этом суд может самостоятельно определить вид судопроизводства, в котором подлежит разрешению заявление.
Представителем ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России заявлены требования об освобождении учреждения от уплаты (снижении) исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Борзинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Лысенко Н.С. от 30 ноября 2023 года в рамках исполнительного производства № 71334/23/75041-ИП.
Поскольку с учетом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведенных в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», дела, связанные с оспариванием действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, обозначенные требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
перейти к рассмотрению дела по исковому заявлению ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному Военному округу, ЖКС № 9 Филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному Военному округу к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Борзинского РОСП Лысенко Н.С., Борзинскому РОСП УФССП России по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по правилам административного судопроизводства.
Дело передать для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда.
Председательствующий: Т.В.Процкая
Судьи: Е.А.Кожина
И.В.Куклина
Мотивированное определение изготовлено 08 ноября 2024 года