<....>
№__ Дело № 2-712/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре Федоровой О.Д.,
с участием прокурора Эйхмана А.А.,
истца Соловьевой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 1 сентября 2022 года дело по иску Соловьевой Г. Н. к администрации МОГО "Инта" о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании компенсации морального вреда в размере 200000 руб. В обоснование своих требований указала, что 29.12.2021 около 15 час. на п. Южный между домами 9 и 11 по ул. Ленинградской, когда вышла из дома в магазин за продуктами питания, то была травмирована безнадзорными (бродячими) собаками, ей были причинены укушенные раны. Она обратилась в приемное отделение Интинской ЦГБ, где ей была оказана медицинская помощь. Также было подано соответствующее заявление в ОМВД России по г. Инте, была проведена проверка, информация о стае бездомных собак направлена в администрацию МОГО "Инта". Ранее она обращалась в полицию по факту причинения ей травм безнадзорными (бродячими) собаками на поселке Южный города Инты. Выходя на улицу она всегда опасается за свою жизнь и здоровье, так как собаки могут повести себя непредсказуемо, причинить вред ей и людям, находящимся на улице. До настоящего времени она перенесла моральные и физические страдания от действий собак, которые выражаются в перенесенной физической боли во время укусов, обработки ран на ее теле.
Определением суда от 27.06.2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ "УЖКХ".
Истец в судебном заседании поддержала требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик – администрация МОГО "Инта" о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил. В отзыве указал, что не является надлежащим ответчиком.
Третье лицо – МКУ "УЖКХ№ о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, в отзыве на иск представитель указал, что исковые требования не признают, в компетенцию учреждения не входит обязанность по созданию и содержанию приютов для животных без владельцев.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 №10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причинением увечьем, иным повреждением здоровья.
Из искового заявления следует, что 29.12.2021 около 15 часов на поселке Южный г. Инты между домами № 9 и № 11 по ул. Ленинградская Соловьеву Г.Н. укусили собаки, в результате чего истец получила телесные повреждения в виде открытой раны нижней части спины и таза.
Согласно пояснениям истца, она вышла из дома на ул. Ленинградская дома № 9 и № 11, напротив этих домов - мусорка, на которой проживает стая собак, они выскочили на нее, одна стала лаять, другие подцепили, и которая лаяла, забежала за нее и укусила. Собаки были без ошейников, грязные, неопрятные. Рядом кого-либо из людей не было.
Согласно сведениям ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" и медицинской карты амбулаторного больного Соловьевой Г.Н. в период с 30.12.2021 по 28.01.2022 находилась на амбулаторном лечении у врача-травматолога поликлиники № 1 ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" с диагнозом "<....>". Также истцу в связи с укусом собаки проведен курс введения антирабической вакцины по схеме.
Свидетель Свидетель №1, допрошенная в судебном заседании 27.06.2022, суду пояснила, что 29.12.2021 она пошла в магазин "Чайка", там встретила коллегу. Когда выходили из магазина, то услышали женский крик и лай собак, они туда побежали, пока бежали, тоже кричали. Эти своры собак в каждом дворе, а возле дома № 11 - мусорные баки, и собаки там обитают. Пока они добежали с криками, собаки разбежались. Оказалось, что собаки укусили Соловьеву Г.Н., после они ее проводили до дома. Стаю собак она видела, примерно штук 6-8, других людей на улице не было. Собаки беспризорные, они всегда живут на помойке, ждут, когда люди выносят мусор. Когда видят, что кто-то выходит с пакетом, уже несутся всей стаей. По внешнему виду собаки ничьи, грязные, лохматые, без ошейников.
Свидетель Свидетель №2, допрошенная в судебном заседании 27.06.2022, суду пояснила, что 29.12.2021 примерно около 15 часов пошла в магазин, встретила Свидетель №1, услышали сильный лай собак, выскочили на крыльцо, увидели, как стая собак налетели на женщину, женщина кричала. Подбежали, узнали в ней свою коллегу. Собаки были грязные, неухоженные, без ошейников, злые. Свидетель №1 проводила Г. Н. домой.
У суда нет оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Согласно рапорту от 26.01.2022 КУСП №__ в дежурную часть ОМВД России по гор. Инте 26.01.2022 в 12.45 поступило сообщение от Соловьевой Г.Н. о том, что 29.12.2021 возле дома № 11 по ул. Ленинградская г. Инты ее покусали бродячие собаки, проходила лечение.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Соловьева Г.Н. 29.12.2021 подверглась нападению стаи бродячих собак, а собака, причинившая телесные повреждения истцу, не имеет владельца. В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком доказательств обратного не представлено.
В силу ст. 2 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии", а также ст. 3,4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ст. 3 Закона РФ "О ветеринарии", подп. 49, 82 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям субъекта Российской Федерации относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
На основании п. 2 ст. 2 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 3.3686-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4, установлено, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также комплексные планы по профилактике инфекционных болезней (п. 9). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся органами государственной власти, органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья, органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, медицинскими организациями, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (п. 10). Регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных (п. 1789). Внешне здоровые животные, с которыми связано возможное инфицирование человека вирусом бешенства, в зависимости от тяжести укуса и эпизоотологической обстановки, подлежат умерщвлению разрешенными методами и исследованию головного мозга на бешенство или изоляции для наблюдения. Собаки, кошки, домашние хорьки подлежат изоляции и наблюдению в течение 10 календарных дней. В отношении других видов животных при необходимости применяется обособленное содержание под контролем специалистов государственной ветеринарной службы в течение 14 календарных дней (п. 1793).
Согласно Федеральному закону от 27.12.2018 № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями; утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 7). Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (ст. 8). Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц (п. 1, 2 ч. 1 ст. 17). Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 настоящей статьи (ч. 1 ст. 18).
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 № 1180 утверждены Методические указания по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, которые применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, в соответствии с подп. "ж" п. 6 которых предусмотрено осуществление возврата не проявляющих немотивированной агрессивности животных без владельцев на прежние места обитания после завершения в приюте для животных мероприятий по стерилизации, мечению, карантинированию, лечению, вакцинации.
Таким образом, законодательство об ответственном обращении с животными предусматривает возможность возвращения в среду обитания животных без владельцев только в случае, если указанные животные не проявляют немотивированной агрессивности.
Статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (ч.ч. 2, 5 ст. 19).
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч. 3 ст. 20 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
Согласно п. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" органы местного самоуправления муниципальных образований городских округов в Республике Коми имеют право и наделены на неопределенный срок государственными полномочиями Республики Коми по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Таким образом, начиная с 01.01.2016, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления городских округов Республики Коми, наделенные отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти, а в случае неисполнения такого обязательства - нести ответственность.
При осуществлении органами местного самоуправления в Республике Коми государственных полномочий последние наделены правом на принятие муниципальных правовых актов по вопросам осуществления государственных полномочий (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми").
Кроме того, в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных образований городских округов в Республике Коми имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
В целях осуществления государственных полномочий Республики Коми по организации проведения на территории МОГО "Инта" мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев между Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми и МОГО "Инта" ежегодно заключаются Соглашения о предоставлении субвенций из республиканского бюджета Республики Коми бюджету МОГО "Инта".
Из имеющейся в материалах дела информации МКУ "УХЖК" следует, что на 2021 год предоставлялась субвенция на сумму <....> руб., на 2022 года – <....> руб., при этом в 2021 году оказано услуг на сумму <....> руб.
19.07.2021 между МКУ "УЖКХ" и ИП Минихановой Е.А. заключен муниципальный контракт №__ "Оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории МОГО "Инта" в 2021 году", срок действия договора с 19.07.2021 по 01.12.2021. По состоянию на 29.12.2021 действующего контракта (договора) на оказание услуг по организации мероприятий по обращению с животными без владельцев не было.
Между тем, согласно информации о количестве животных без владельцев на территории МОГО "Инта" по состоянию на 10.01.2022 насчитано 360 особей, из них 75 – на территории мкр. Южный, где проживает истец.
В соответствии с материалами дела, в 2021 году в соответствии с муниципальным контрактом было стерилизовано только 32 особи, что несоизмеримо мало с общей численностью безнадзорных животных. Сведений о количестве собак без владельцев, подвергнутых стерилизации за прошедшие годы, суду не представлено.
Принятые в течение нескольких лет меры при осуществлении деятельности на территории муниципального образования по обращению с животными без владельцев со стороны администрации МОГО "Инта" были недостаточны и неэффективны, привели к увеличению численности безнадзорных животных.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ненадлежащее исполнение муниципальным органом своих обязанностей по организации и проведению мероприятий по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения обусловило нападение на истца бродячих собак и причинение ей телесных повреждений.
Таким образом, ответственность за причиненный Соловьевой Г.Н. вред должна быть возложена на администрацию МОГО "Инта" как на орган местного самоуправления, осуществляющий государственные полномочия по организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
При этом вопреки доводам представителя ответчика выделение субвенций в определенном размере не является препятствием для реализации органом местного самоуправления имеющегося у него права в сфере осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
В силу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Аналогичные положения закреплены в ст. 151 ГК РФ.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении № 10 от 20.12.1994 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" и принимает во внимание характер и степень телесных повреждений, обстоятельства их причинения, пояснения истца по поводу перенесенной боли и стресса, зафиксированных в медицинской документации и подтвержденных показаниями свидетелей, необходимости проходить вакцинацию.
С учетом установленных обстоятельств дела, требования Соловьевой Г.Н. о взыскании компенсации морального вреда суд находит обоснованными, при этом достаточной для возмещения причиненных истцу физических и нравственных страданий суд с учетом требований разумности и справедливости считает сумму в 60000 руб., которые подлежат взысканию с администрации МОГО "Инта" за счет казны муниципального образования.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с администрации Муниципального образования городского округа "Инта" (ИНН №__, ОГРН №__) за счет казны Муниципального образования городского округа "Инта" в пользу Соловьевой Г. Н. (ИНН №__) компенсацию морального вреда в размере 60000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09.09.2022.
Судья |
И.М.Румянцева |
<....> |
<....> |