Дело № 12-37/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
20 мая 2021 года г. Апатиты
Судья Апатитского городского суда Мурманской области Быкова Н.Б.,
с участием лица привлекаемого к административной ответственности Лукьянова Д.А., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
рассмотрев в помещении Апатитского городского суда, расположенного по адресу: <адрес>, жалобу Лукьянова Дмитрия Александровича на постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Апатитский» Калугина С.В. <№> от 23 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России «Апатитский» Калугина С.В. <№> от 23 марта 2021 года по делу об административном правонарушении Лукьянов Д.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 7500 рублей.
Не согласившись с принятым должностным лицом органа административной юрисдикции постановлением Лукьянов Д.А. обратился в Апатитский городской суд Мурманской области с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене постановленного акта и прекращения производства по делу об административном правонарушении, заявляя о его необоснованности и незаконности, в связи с отсутствием события вмененного административного правонарушения. Ссылаясь на информацию МВД России от 13 апреля 2015 года "В Госавтоинспекции разъяснили возникающие у граждан вопросы об иностранных водительских удостоверениях", положения пунктов 2.1.1 Правил Дорожного движения, ч.ч. 12, 13 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 1 ст. 41 Конвенции о дорожном движении, полагает, что имеет правоуправлять транспортным средством на основании имеющегося у него иностранного водительского удостоверения, в связи с чем незаконно привлечен к административной ответственности. Считает, что выводы должностного лица в части того, что поскольку государством национальной принадлежности лица привлекаемого к административной ответственности является Российская Федерация, следовательно, национальными документами для него являются, выданные компетентными органами Российской Федерации, а все иные документы подлежат использованию на территории иностранных государств, противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Обращает внимание, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, предписывающие лицу, вступившему в гражданство Российской Федерации, осуществить замену иностранного водительского удостоверения на национальное, и устанавливающие срок на получение национального водительского удостоверения с даты вступления в гражданство Российской Федерации. Просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Лукьянов Д.А. в судебном заседании на удовлетворении жалобы по доводам, изложенным в ней, настаивал. В дополнение указав на необоснованность привлечения его к административной ответственности ввиду того, что водительское удостоверение было им предоставлено инспектору ДПС ОГИБДД при остановке транспортного средства под его управлением, что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава инкриминируемого ему административного правонарушения. Полагает необоснованным в рассматриваемой ситуации вменение ему нарушений п. 2.1.1 Правил дорожного движения.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим правауправления транспортным средством (за исключением учебной езды), что влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Правила дорожного движения) установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует учитывать, что водителем признается не только лицо, получившее в установленном законом порядке право управления транспортными средствами, но и иное лицо, управляющее транспортным средством, в том числе не имеющее права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств либо лишенное такого права.
Лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истек, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). К таким лицам административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не применяется (пункты 1, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Лукьянова Д.А. к административной ответственности по части 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением должностного лица послужило то обстоятельство, что 9 марта 2021 года в 06 часов 45 минут Лукьянов Д.А. на автомобильной дороге Апатиты-Кировск 5 км, управлял транспортным средством ФОЛЬКСВАГЕН, государственный регистрационный номер <№> не имея права управления транспортными средствами, а именно управлял автомобилем Фольксваген по национальному водительскому удостоверению <№> категории «В» от <дата> Республики Беларусь, являясь гражданином Российской Федерации, чем нарушил п. 2.1.1 ПДД РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон «О безопасности дорожного движения») правона управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
В соответствии с пунктом 12 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
Пунктом 18 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что порядок обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.
Как установлено в п. 2 статьи 25 Закона о безопасности дорожного движения право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, порядок проведение которых, определение состава технических средств контроля, предназначенных для их проведения, требования к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что нашло отражение в соответствующих Правилах проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 1097.
На основании пункта 38 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительского удостоверения, утвержденных Постановлением Правительства 24 октября 2014 года N 1097, обмен иностранного национального водительского удостоверения производится по результатам проведения экзаменов, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В силу подпункта "b" пункта 2 статьи 41 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года, государства-участники признают любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 6 к настоящей Конвенции.
Вместе с тем Лукьянов Д.А. является гражданином Российской Федерации с 2015 года, о чем свидетельствует выданный ему Межрайонным отделом УФМС России по Орловской области в пгт. Нарышкино 11 февраля 2015 года паспорт гражданина Российской Федерации серии <№>.
Таким образом, согласно данным, содержащимся в материалах дела, Лукьянов Д.А. является гражданином Российской Федерации. Положения приведенных выше правовых норм, позволяющие управлять в Российской Федерации транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения, в отношении него неприменимы, поскольку распространяются на временно пребывающих в Российской Федерации иностранных гражданин.
Более того, пунктом 7 Конвенции предусмотрено, что положения статьи 41 Конвенции не обязывают Договаривающиеся Стороны:
a) признавать действительными национальные или международные водительские удостоверения, выданные на территории другого государства лицам, которые имели на их территории обычное местожительство в момент выдачи этого водительского удостоверения или которые перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого удостоверения;
b) признавать действительность вышеуказанных водительских удостоверений, выданных водителям, обычное местожительство которых в момент выдачи удостоверений находилось не на территории, где были выданы удостоверения, или которые перенесли свое местожительство после выдачи удостоверений на другую территорию.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: протоколом об административном правонарушении <№> от 9 марта 2021 года, протоколом об отстранении от управления транспортным средством <№>, копией водительского удостоверения, копией паспорта Лукьянова Д.А., сведениями ОГИБДД МО МВД России «Апатитский» о привлечении к административной ответственности.
Поскольку государством национальной (гражданской) принадлежности Лукьянова Д.А. является Российская Федерация, следовательно, национальными документами для него являются документы, выданные компетентными органами Российской Федерации для использования на территории Российской Федерации, все иные документы, выданные ему на территориях других государств и являющихся для них национальными, являются иностранными документами.
Аналогичный правовой подход сформулирован в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2018 года N 38-АД18-8, от 9 декабря 2020 года N 31-АД20-6.
Учитывая, что Лукьянов Д.А., являясь гражданином Российской Федерации, замены водительского удостоверения в установленном законом порядке не осуществил и продолжает использовать при управлении транспортным средством иностранное национальное водительское удостоверение, его действия обоснованно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки суждениям лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие нормативного закрепления о сроке обмена иностранного национального водительского удостоверения не свидетельствует об отсутствии в действиях Лукьянова Д.А. состава вменяемого правонарушения, поскольку являясь гражданином страны проживания он обязан соблюдать его законодательство, регламентирующее в данном случае, возможность управления транспортными средствами гражданами Российской Федерации на ее территории, только на основании национального российского водительского удостоверения.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм законодательства, под сомнение выводы должностного лица не ставят и на законность оспариваемого акта не влияют.
Ссылка в обоснование доводов жалобы на Информацию МВД России от 13.04.2015 "В Госавтоинспекции разъяснили возникающие у граждан вопросы об иностранных водительских удостоверениях" неправомерна, так как данный документ не является ни нормативным правовым актом, ни правовым актом, содержащим официальное разъяснение законодательства РФ.
Постановление о привлечении Лукьянова Д.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание Лукьянову Д.А. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, личности правонарушителя, характера совершенного правонарушения, объектом которого является безопасность дорожного движения, и является справедливым.
Каких-либо сомнений в доказанности вины Лукьянова Д.А. в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, которые в соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли быть истолкованы в его пользу, не имеется.
Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении и его рассмотрения не допущено, нормы материальные права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не допущено.
Постановление должностного лица соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
В связи с изложенным, основания к удовлетворению жалобы и отмене постановления у суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Апатитский» Калугина С.В. <№> от 23 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Лукьянова Дмитрия Александровича, оставить без изменения, жалобу Лукьянова Дмитрия Александровича – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.Б. Быкова