Решение по делу № 33-3276/2023 от 20.02.2023

Судья Будилова О.В.

Дело № 33-3276/2023 (УИД 59RS0004-01-2022-006487-96)

(№ 2-4891/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Кляусовой И.В., Цыбиной И.Н.

при секретаре Зайцевой К.С.

рассмотрела 28.03.2023 в городе Перми в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лузиной Валентины Борисовны к администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 21.12.2022.

Заслушав доклад судьи Кляусовой И.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Лузина В.Б. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить ей на территории г.Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям.

В обоснование заявленных требований указано, что Лузина В.Б., дата года рождения, является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лузина В.Б. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 22.07.2016, по состоянию на 30.08.2022 порядковый номер в списке – 657. В собственности жилых помещений истец не имеет. Жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени Лузина В.Б. не обеспечена, проживает постоянно в г. Перми, в общежитии университета, где зарегистрирована с 18.09.2019.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований Лузиной В.Б. На администрацию г. Перми возложена обязанность предоставить Лузиной В.Б. на территории муниципального образования город Пермь по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, общей площадью не менее 28 квадратных метров, за счет субвенций, предоставленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Об отмене постановленного решения в апелляционной жалобе просит ответчик – администрация г. Перми, указывая, что субвенции на исполнение полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам муниципальному образованию г. Пермь не переданы, ввиду чего обеспечить жилым помещением Лузину В.Б. не представляется возможным. Также указано, что истец проживает в общежитии Пермского государственного аграрно-технологического университета им. академика Д.Н.Прянишникова, в связи с чем жилое помещение ей может быть предоставлено по окончании срока пребывания в образовательном учреждении.

Истец Лузина В.Б. в суд апелляционной инстанции не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик администрация г. Перми, третье лицо Управление жилищных отношений администрации г. Перми своих представителей не направили, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом.

При указанных обстоятельствах в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене либо изменению.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 № 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).

По материалам дела судом первой инстанции верно установлено, что Лузина В.Б., дата года рождения, на дату обращения в суд с настоящим иском, достиг 18-летнего возраста (л.д.18,20), относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать С. умерла 01.08.2003 (л.д. 10), отец Л. на основании решения Кировского районного суда г. Перми от 30.05.2005 лишен родительских прав в отношении дочери Лузиной В.Б., дата года рождения (л.д. 9, 11).

С 20.04.2005 в отношении истца установлена опека на основании постановления органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц администрации г.Перми № 1231, опекуном назначена ПС. (ПС.) (л.д.12,13,14,15).

Из материалов учетного дела также следует, что решением Ленинского районного суда г.Перми от 26.05.2016 по делу № 2-2835/2016 удовлетворены исковые требования ПС., действующей в интересах несовершеннолетней Лузиной В.Б., к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г.Перми, за Лузиной В.Б. признано право на включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, на ответчика возложена обязанность включить Лузину В.Б. в указанный список (л.д. 35 оборот-37).

С 22.07.2016 Лузина В.Б. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми, что подтверждается уведомлением Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми (л.д. 33 оборот).

Жилых помещений на праве собственности Лузина В.Б. не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

В настоящее время Лузина В.Б. проживает по адресу: ****, общежитие, где зарегистрирована на срок с 18.09.2019 по 31.07.2023 по месту пребывания (л.д.19).

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела Лузина В.Б. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к верному и обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

Установленные судом первой инстанции обстоятельства, а также наличие права истца на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда ответчиком не оспаривается.

Суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

Суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.

При этом данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2022 № 464-п внесены изменения в отдельные постановления Правительства Пермского края в сфере обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа, в частности, из абзаца третьего п. 3.3 Порядка формирования муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 12.07.2017 № 665-п, исключены слова: «при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров».

Соответствующие изменения вступили в законную силу с 01.07.2022.

Исключение ограничений по минимальной жилой площади жилого помещения в размере 14 кв.м. из числа требований к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не лишает указанных выше лиц права на получение жилого помещения.

Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Ссылка администрации г. Перми на недостаточность денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.

Довод апелляционной жалобы администрации г.Перми, касающийся предоставления истцу жилого помещения по окончании периода обучения в образовательной организации, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, в связи с чем отклоняется судебной коллегией.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Абзацем третьим пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Из указанных положений следует, что наряду с нуждаемостью в жилом помещении в качестве безусловных оснований для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда законодателем названо достижение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 18 лет.

Установленное абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ правовое предписание является дополнением гарантии обеспечения лиц указанной категории жилыми помещениями, а не препятствием к ее реализации по достижении данными лицами 18-летнего возраста.

Поскольку истец окончила общеобразовательное учреждение (школу), достигла возраста 18 лет, в целях получения высшего профессионального образования обучается в образовательной организации, которая расположена на территории городского округа, где она проживает, включена в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений, по данному городскому округу, препятствий в реализации Лузиной В.Б. права на обеспечение ей жилого помещения не имеется.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 21.12.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 28.03.2023.

Судья Будилова О.В.

Дело № 33-3276/2023 (УИД 59RS0004-01-2022-006487-96)

(№ 2-4891/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Кляусовой И.В., Цыбиной И.Н.

при секретаре Зайцевой К.С.

рассмотрела 28.03.2023 в городе Перми в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лузиной Валентины Борисовны к администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 21.12.2022.

Заслушав доклад судьи Кляусовой И.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Лузина В.Б. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить ей на территории г.Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям.

В обоснование заявленных требований указано, что Лузина В.Б., дата года рождения, является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лузина В.Б. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 22.07.2016, по состоянию на 30.08.2022 порядковый номер в списке – 657. В собственности жилых помещений истец не имеет. Жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени Лузина В.Б. не обеспечена, проживает постоянно в г. Перми, в общежитии университета, где зарегистрирована с 18.09.2019.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований Лузиной В.Б. На администрацию г. Перми возложена обязанность предоставить Лузиной В.Б. на территории муниципального образования город Пермь по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, общей площадью не менее 28 квадратных метров, за счет субвенций, предоставленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Об отмене постановленного решения в апелляционной жалобе просит ответчик – администрация г. Перми, указывая, что субвенции на исполнение полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам муниципальному образованию г. Пермь не переданы, ввиду чего обеспечить жилым помещением Лузину В.Б. не представляется возможным. Также указано, что истец проживает в общежитии Пермского государственного аграрно-технологического университета им. академика Д.Н.Прянишникова, в связи с чем жилое помещение ей может быть предоставлено по окончании срока пребывания в образовательном учреждении.

Истец Лузина В.Б. в суд апелляционной инстанции не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик администрация г. Перми, третье лицо Управление жилищных отношений администрации г. Перми своих представителей не направили, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом.

При указанных обстоятельствах в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене либо изменению.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 № 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).

По материалам дела судом первой инстанции верно установлено, что Лузина В.Б., дата года рождения, на дату обращения в суд с настоящим иском, достиг 18-летнего возраста (л.д.18,20), относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать С. умерла 01.08.2003 (л.д. 10), отец Л. на основании решения Кировского районного суда г. Перми от 30.05.2005 лишен родительских прав в отношении дочери Лузиной В.Б., дата года рождения (л.д. 9, 11).

С 20.04.2005 в отношении истца установлена опека на основании постановления органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц администрации г.Перми № 1231, опекуном назначена ПС. (ПС.) (л.д.12,13,14,15).

Из материалов учетного дела также следует, что решением Ленинского районного суда г.Перми от 26.05.2016 по делу № 2-2835/2016 удовлетворены исковые требования ПС., действующей в интересах несовершеннолетней Лузиной В.Б., к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г.Перми, за Лузиной В.Б. признано право на включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, на ответчика возложена обязанность включить Лузину В.Б. в указанный список (л.д. 35 оборот-37).

С 22.07.2016 Лузина В.Б. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми, что подтверждается уведомлением Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми (л.д. 33 оборот).

Жилых помещений на праве собственности Лузина В.Б. не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

В настоящее время Лузина В.Б. проживает по адресу: ****, общежитие, где зарегистрирована на срок с 18.09.2019 по 31.07.2023 по месту пребывания (л.д.19).

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела Лузина В.Б. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к верному и обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

Установленные судом первой инстанции обстоятельства, а также наличие права истца на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда ответчиком не оспаривается.

Суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

Суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.

При этом данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2022 № 464-п внесены изменения в отдельные постановления Правительства Пермского края в сфере обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа, в частности, из абзаца третьего п. 3.3 Порядка формирования муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 12.07.2017 № 665-п, исключены слова: «при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров».

Соответствующие изменения вступили в законную силу с 01.07.2022.

Исключение ограничений по минимальной жилой площади жилого помещения в размере 14 кв.м. из числа требований к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не лишает указанных выше лиц права на получение жилого помещения.

Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Ссылка администрации г. Перми на недостаточность денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.

Довод апелляционной жалобы администрации г.Перми, касающийся предоставления истцу жилого помещения по окончании периода обучения в образовательной организации, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, в связи с чем отклоняется судебной коллегией.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Абзацем третьим пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Из указанных положений следует, что наряду с нуждаемостью в жилом помещении в качестве безусловных оснований для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда законодателем названо достижение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 18 лет.

Установленное абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ правовое предписание является дополнением гарантии обеспечения лиц указанной категории жилыми помещениями, а не препятствием к ее реализации по достижении данными лицами 18-летнего возраста.

Поскольку истец окончила общеобразовательное учреждение (школу), достигла возраста 18 лет, в целях получения высшего профессионального образования обучается в образовательной организации, которая расположена на территории городского округа, где она проживает, включена в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений, по данному городскому округу, препятствий в реализации Лузиной В.Б. права на обеспечение ей жилого помещения не имеется.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 21.12.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 28.03.2023.

33-3276/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Кляусова Ирина Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
20.02.2023Передача дела судье
28.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2023Передано в экспедицию
28.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее