УИД 24RS0032-01-2018-005466-61
Дело № 2-1224/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Красноярск 13 мая 2019 года
Ленинский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бойко И.А.,
с участием представителя административного истца Добролюбовой Е.В.,
при секретаре Толстихиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лазаревой С.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения от 27.08.2018 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
Лазарева С.А. обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в котором просила признать незаконным решение от 27.08.2018 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемо жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска утвердить схему расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м под индивидуальным жилым домом по адресу: <адрес>
Требования мотивировала тем, что заочным решением Ленинского районного суда г.Красноярска от 09.07.2015 года за Лазаревой С.А. признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м, холодным пристроем площадью <данные изъяты> кв.м. Право собственности истца Лазаревой С.А. на жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, выпиской из ЕГРП. С целью оформления права собственности на земельный участок, истец обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., занимаемого жилым домом. Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска № Л-11960 от 27.08.2018 года административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Одним из основных видов разрешенного использования в указанной зоне является: малоэтажная жилая застройка. Предельный минимальный размер земельных участков малоэтажной жилой застройки установлен 0,06 га – 600 кв.м. Вместе с тем, площадь испрашиваемого земельного участка составляет – <данные изъяты> кв.м. Испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки и межевания территории постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833 (в редакции постановления администрации города от 28.04.2017 № 278). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации Лазарева С.А. полагала, что данный отказ является незаконным и нарушает ее права.
Административный истец Лазарева С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, доверила представление своих интересов представителю Добролюбовой Е.В.
Представитель административного истца Добролюбова Е.В. (доверенность от 07 апреля 2018 года) в судебном заседании административные исковые требования поддержала, обосновывая их обстоятельствами, изложенными в иске, просила возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность предварительно согласовать предоставление Лазаревой С.А. в собственность земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занимаемого жилым домом по адресу: <адрес>
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Чигжит-оол А.С. (доверенность от 09.01.2019 года) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, направил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал что, испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), установленных в соответствии с правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. № В-122. Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Одним из основных видов разрешенного использования в указанной зоне является: малоэтажная жилая застройка. Предельный минимальный размер земельных участков малоэтажной жилой застройки установлен 0,06 га – 600 кв.м. Вместе с тем, площадь испрашиваемого земельного участка составляет – <данные изъяты> кв.м. Кроме того, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки и межевания территории постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833 (в редакции постановления администрации города от 28.04.2017 № 278). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Просил отказать в удовлетворении административных исковых требований в полоном объеме.
Представители заинтересованных Управления архитектуры администрации г. Красноярска, Департамента градостроительства администрации г.Красноярска, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, причину неявки не сообщили, ходатайств о рассмотрении дела в своё отсутствие и возражений по существу иска не предоставили.
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из п. 5 данной статьи следует, что для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.
Предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, производится в порядке, установленном статьей 39.14 Земельного кодекса РФ.
При этом для решения вопроса о предоставлении земельного участка подп. 2 п. 1 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В силу п.6,7 ст.11.9 Земельного кодекса образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, заочным решением Ленинского районного суда г.Красноярска от 09.07.2015 года за Лазаревой С.А. признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м, холодным пристроем площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.30-32).
Право собственности Лазаревой С.А. на указанный жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.10.2015 года сделана запись регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.10.2015 года (л.д. 37), выпиской из ЕГРП (л.д. 33).
Из технического паспорта по состоянию на 11.08.2009 год следует, что жилой дом расположенный по адресу: <адрес> имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая площадь <данные изъяты> кв.м, год постройки – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39-47).
02.08.2018 года Лазарева С.А. с целью оформления права собственности на земельный участок, обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., занимаемого жилым домом, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 34-36).
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска № Л-11960 от 27.08.2018 года административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, установленных в соответствии с правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. № В-122: зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Одним из основных видов разрешенного использования в указанной зоне является: малоэтажная жилая застройка. Предельный минимальный размер земельных участков малоэтажной жилой застройки установлен 0,06 га – 600 кв.м. Вместе с тем, площадь испрашиваемого земельного участка составляет – <данные изъяты> кв.м. Испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки и межевания территории постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833 (в редакции постановления администрации города от 28.04.2017 № 278). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (л.д. 28-29).
Анализируя положения действующего законодательства, суд полагает, что отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в предоставлении Лазаревой С.А. испрашиваемого земельного участка противоречит действующему законодательству, согласно положениям которого предусмотрено право граждан получить в собственность за плату земельный участок, находящийся под объектом недвижимости, права собственности на который зарегистрировано в установлено законом порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п. 8 статья 28 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с законом не подлежат, в частности, земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты), а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, истцом право собственности на жилой дом приобретено до утверждения проекта планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа Красноярск утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 25.12.2015г. № 833.
В силу ст.34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Поскольку Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского совета от 07.07.2015 г. №В-122, приняты и вступили в силу после приобретения истцом права собственности на жилой дом, суд приходит к выводу, что в силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон, в которых расположен жилой дом истца при утверждении правил землепользования и застройки должны были определяться органами местного самоуправления с учетом наличия в указанной зоне объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, и наличия у истца предоставленного ему законом исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого данным объектом.
По смыслу ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право истца на предоставление в собственность земельного участка занимаемого жилым домом не может быть ограничено в результате утверждения органами местного самоуправления правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск с нарушением требований ст. 34 Градостроительного кодекса РФ без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
При этом, из представленного административным истцом административному ответчику свидетельства о государственной регистрации права собственности, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории следует, что заявитель просит предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему его расположения для предоставления его в собственность по адресу: г.Красноярск ул.Верхняя, д. 32 «А», в размере, необходимом только для размещения жилого дома по этому же адресу.
Каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом по адресу: <адрес> занят не жилым домом, а площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, расположен в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, и не подлежит приватизации, административным ответчиком в соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ суду не представлено.
Согласно сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) земельный участок не зарезервирован для муниципальных нужд, в границах испрашиваемого земельного участка по адресу <адрес> имеется охранная зона инженерных сетей (теплоснабжения), особые условия использования такого земельного участка регламентируются Сводом правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89» градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010г. №820, Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденными Приказом Минстроя России от 17.08.1992г. №197, Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992г. №9, что свидетельствует о необходимости собственнику жилого помещения соблюдать данные Правила (л.д. 52).
При таком положении суд приходит к выводу, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> под жилым домом истца не изъят из оборота, и не ограничен в обороте, не занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими подобными объектами. В связи с чем, по смыслу ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право истца на приобретение в собственность земельного участка занимаемого жилым домом не может быть ограничено ответчиком.
Доказательств того, что спорный земельный участок в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не может находиться в частной собственности, ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым административные исковые требования Лазаревой С.А. удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Лазаревой С.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения от 27.08.2018 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № Л-11960 от 27.08.2018 года об отказе в предварительном согласовании предоставления Лазаревой С.А. земельного участка, занимаемого жилым домом по адресу: <адрес>
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска предварительно согласовать предоставление Лазаревой С.А. в собственность земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занимаемого жилым домом по адресу: г<адрес> с последующим заключением договора купли-продажи земельного участка в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Бойко