УИД № 57RS0022-01-2020-002298-87 Производство № 2-1924/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2020 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при секретаре судебного заседания Пунько Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Татьяны Ивановны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Степанова Т.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – УПФР, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование требований указала, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием (работой) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, в назначении пенсии ей было отказано.
Истец считает данный отказ неправомерным, поскольку с (дата обезличена) по (дата обезличена) она постоянно проживала в (адрес обезличен) Орловской области, где работала в Тельченском СДК в должности художественного руководителя сельского дома культуры. Данный населенный пункт с (дата обезличена) по (дата обезличена) относился к территории с льготным социально-экономическим статусом.
В связи с этим истец просила суд включить период проживания (работы) с (дата обезличена) по (дата обезличена) на территории, отнесенной к территории с льготным социально-экономическим статусом в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и признать за ней право на назначение пенсии в соответствии с учетом снижения возраста выхода на пенсию на один год, обязать пенсионный орган назначить ей пенсию с даты обращения за ее назначением с (дата обезличена).
В судебном заседании истец Степанова Т.И. и ее представитель – адвокат Пыхтина И.В. заявленные требования поддержали по основаниям, приведенным в исковом заявлении, также заявив о взыскании понесенных расходов на оплату услуг адвоката в размере 6000 руб.
Представитель ответчика – Андреев И.С. исковые требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.
Согласно названным выше Перечням, населенный пункт – (адрес обезличен) Орловской области относился к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 26.04.1986 по 01.02.1998.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1).
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, (дата обезличена) Степанова Т.И., (дата обезличена) года рождения, обратилась в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от (дата обезличена) в установлении пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием права.
Свое решение ответчик мотивировал тем, что период работы с (дата обезличена) по (дата обезличена) в Тельченском СДК на территории с льготным социально-экономическим статусом документально не подтвержден, поскольку определить местоположение указанной организации не представляется возможным.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Степанова Т.И. ссылалась на то, что с (дата обезличена) по (дата обезличена) она работала в должности художественного руководителя Тельченского СДК, находящегося в (адрес обезличен) Орловской области и проживала в указанном населенном пункте, относящемся к территории с льготным социально-экономическим статусом.В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из трудовой книжки следует, что Степанова (до брака – Быковская) Т.И., (дата обезличена) года рождения, на основании приказа (номер обезличен) от (дата обезличена) была принята на должность художественного руководителя Тельченского СДК с (дата обезличена) и на основании приказа (номер обезличен) от (дата обезличена) освобождена от занимаемой должности по собственному желанию с (дата обезличена).
Согласно архивной справке архивного отдела администрации г. Мценска Орловской области от (дата обезличена) в архивном фонде отдела культуры исполнительного комитета Мценского районного Совета депутатов трудящихся Мценского района Орловской области в книге «Приказы по личному составу» за август 1985 – ноябрь 1987 значится: приказ (номер обезличен) от (дата обезличена) об увольнении с работы Б.Т.И., худ. руководителя Тельченского СДК с (дата обезличена). При этом сведений о приеме на работу Степановой (Быковской) Т.И., в апреле 1986 года не значится.
По сведениям администрации Тельченского сельского поселения Мценского района Орловской области от 03.09.2020 № 183 здание Тельченского Дома культуры находится в (адрес обезличен) Орловской области.
В муниципальной собственности Тельченского сельского поселения Мценского района Орловской области на основании постановления Мценского районного Совета народных депутатов Орловской области от (дата обезличена) (номер обезличен), постановления Тельченского сельского Совета народных депутатов от (дата обезличена) (номер обезличен) и акта приема-передачи объектов недвижимого муниципального имущества в муниципальную собственность Тельченского сельского поселения от (дата обезличена) находится здание СДК, назначение: нежилое, 2 этажное, общее площадью 1674,7 кв.м, инв. (номер обезличен), лит. А, расположенное по адресу: (адрес обезличен), что также следует из свидетельства о государственной регистрации права от (дата обезличена).
Согласно техническому паспорту на здание СДК по адресу: (адрес обезличен) и передаточным актам данное здание было введено в эксплуатацию в 1983 году.
Кроме того, по сведениям МБУ «Социально-культурный центр Тельченского сельского поселения» от 04.09.2020 в его составе имеются два дома культуры – Тельченский ДК в (адрес обезличен)
Таким образом, вышеприведенные обстоятельства в своей совокупности вопреки доводам представителя ответчика свидетельствуют о том, что Тельченский СДК, в котором работала Степанова Т.И. художественным руководителем с (дата обезличена) по (дата обезличена), находился в (адрес обезличен) Орловской области, то есть населенном пункте, отнесенном с (дата обезличена) по (дата обезличена) к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, стороной ответчика вопреки требованиям ст. ст. 12, 56 ГПК РФ суду в ходе рассмотрения дела представлено не было.
Принимая во внимание, что Степанова Т.И. с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в населенном пункте, отнесенном к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о признании за Степановой Т.И. права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на один год.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что Степанова Т.И. в указанный период работала на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно носящей льготный социально-экономический статус.
Факт работы истца в художественным руководителем Тельченского СДК в указанный в период подтверждается трудовой книжкой, являющейся в соответствии со ст. 66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, а также иными собранными по делу доказательствами, которые стороной ответчика не опровергнуты.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание, что право на получение пенсии возникло у Степановой Т.И. с момента достижения возраста 54 лет, то есть с 27.01.2020, и данное право нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания, а факт обращения к ответчику имел место после достижения пенсионного возраста 12.05.2020, суд полагает, что пенсия по старости истцу должна быть назначена исходя из положений частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за указанной пенсией с 12.05.2020.
В силу ч. 1 с. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
На основании ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Исходя из ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Согласно пункту 11 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не предоставляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
По смыслу статьи 100 ГПК РФ суд может ограничить взыскиваемую возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя критерии разумности понесенных расходов. При этом неразумными могут быть сочтены значительные расходы, не оправданные ценностью подлежащего защите права либо несложностью дела.
Кроме того, обязанность суда взыскать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных на реализацию требований ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Как следует из материалов дела, интересы истца в судебном заседании 25.09.2020 представляла на основании ордера № 171 от 25.09.2020 адвокат Пыхтина И.В., услуги которой за консультацию и участие в судебном заседании согласно квитанции № 000188 от 09.09.2020 были оплачены в общем размере 6000 руб. (консультация – 1000 руб., участие в судебном заседании – 5000 руб.).
Определяя сумму возмещения расходов на оплату услуг адвоката за консультацию уже после подачи настоящего иска в суд и проведения по делу предварительного судебного заседания и представление интересов в судебном заседании, принимая во внимание, что роль адвоката в судебном заседании сводилась лишь к формальному поддержанию позиции истца, каких-либо дополнительных доказательств, помимо ранее истребованных судом, адвокатом представлено не было, учитывая непродолжительность времени, затраченного на участие в судебном заседании, с учетом принципа разумности и справедливости, а также возражений стороны ответчик о чрезмерности заявленных расходов, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя 3000 руб.
С учетом положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Степановой Татьяны Ивановны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.
Признать за Степановой Татьяной Ивановной право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на один год.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Степановой Татьяне Ивановне с 12.05.2020.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) в пользу Степановой Татьяны Ивановны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., а также расходы по оплате услуг представителя в размере 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2020 г.
Судья В.С. Агибалов