66RS0006-01-2018-004211-80
2-4311/2018
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
12 декабря 2018 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Ярмушевой Р. Ф., с участием истца Сметаниной Е. А., представителя ответчика Белоусовой Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сметаниной Е. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга о включении периода работы в специальный стаж,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Сметанина Е. А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга (далее - Управление) об обязании ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в качестве водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах, период работы в должности водителя трамвая в Филиале «Северное трамвайное депо» Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» с 01.11.2014 по 17.11.2015, указав, что с 25.02.1989 по настоящее время работает в ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» водителем трамвая. 04.06.2018 обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. При этом в основание была представлена справка, выданная работодателем ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление», где подтверждено выполнение условий для включения спорного периода работы в специальный стаж. Однако решением Управления от 03.07.2018 в назначении досрочной страховой пенсии отказано, поскольку не включен в специальный стаж период работы с 01.11.2014 по 17.11.2015, так как работодателем не уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам. Уплата страховых взносов по дополнительным тарифам ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» не производится, поскольку 31.10.2014 была произведена специальная оценка условий труда, в результате которой водители трамваев утратили право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Однако данная специальная оценка условий труда была произведена с нарушением требований действующего законодательства. В установленном законом порядке работодателем произведена специальная оценка условий труда путем утверждения соответствующего отчета только 18.11.2015. В этой связи работа истца водителем трамвая до проведения специальной оценки условий труда в установленном законом порядке подлежит включению в специальный стаж. Невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам не может лишить работника права на социальное обеспечение.
Рстец Сметанина Р•. Рђ. заявленные требования поддержала, СЃСѓРґСѓ пояснила, что предыдущая специальная оценка условий была проведена СЃ нарушениями, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РґРѕ 17.11.2015 право РЅР° включение периодов работы РІ специальный стаж РЅРµ утрачено. РљСЂРѕРјРµ того, РІ 2018 РіРѕРґСѓ РІРЅРѕРІСЊ была проведена специальная оценка условий труда водителей трамваев, СЃ 01.11.2018 установлен класс условий труда 3,2 (вредный).
Представитель ответчика Белоусова Ю. С. исковые требования не признала, суду пояснила, что 04.06.2018 истец обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон «О страховых пенсиях»), однако в назначении пенсии ей отказано ввиду отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Спорный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку работодателем ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» за данный период не начислены и не уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам. Остальные условия для включения периода работы в специальный стаж истца выполнены, в том числе имеется достаточный страховой стаж, составляющий 31 год 11 месяцев 04 дня. В отношении специальной оценки условий труда, утвержденной 31.10.2014, Государственной инспекцией труда в Свердловской области была проведена проверка, соответствующий отчет признан проведенным с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем до утверждения отчета о специальной оценке условий труда 18.11.2015 истец имеет право на включение периода работы в специальный стаж. Право на включение периодов работы в специальный стаж связано именно с проведением в установленном законом порядке специальной оценки условий труда, в этой связи результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест на пенсионные права работника в данном случае влиять не могут.
Вместе с тем, необходимо учесть, что в спорный период имелись периоды, когда истец переводилась на другую работу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л. д. 44), о причинах неявки суд не уведомлен.
С учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 04.06.2018 Сметанина Е. А., < дд.мм.гггг > года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с работой в качестве водителя трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Решением Управления < № > от 03.07.2018 установлено, что по состоянию на 04.06.2018 стаж истца на соответствующих видах работ составил 12 лет 06 месяцев 18 дней.
Управление приняло решение об отказе Сметаниной Е. А. в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ 15 лет, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях».
При этом в специальный страховой стаж не включены периоды работы истца в должности водителя трамвая в Филиале «Северное трамвайное депо» ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» с 01.11.2014 по 12.04.2015, с 27.04.2015 по 01.09.2015, с 17.09.2015 по 17.11.2015, поскольку периоды не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета ввиду неначисления и неуплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам; при этом периоды работы с 13.04.2015 по 26.04.2015, с 02.09.015 по 16.09.2015 не включены в специальный стаж истца ввиду перевода на другую работу (л. д. 9-15).
Как следует из трудовой книжки истца, уточняющих справок ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» от 19.06.2018 и 07.12.2018, Сметанина Е. А. работает водителем трамвая с 25.02.1989 по настоящее время в Северном трамвайном депо на регулярных городских пассажирских маршрутах в цехе эксплуатации на работах, предусмотренных п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Только водитель трамвая (вагоновожатый) согласно должностной инструкции занимается перевозкой пассажиров на регулярных городских пассажирских маршрутах, на другие работы водитель трамвая одновременно не привлекается.
Северное трамвайное депо за данный период работу не прекращало.
Весь указанный период Сметанина Е. А. работала в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели.
В спорный период отпуск без сохранения заработной платы, учебные отпуска, на курсах повышения квалификации не находилась, прогулов не было;
дополнительные дни отдыха за сдачу крови предоставлялись 30.01.2015, с 02.02.2015 по 06.02.2015, с 13.05.2015 по 14.05.2015, с 28.05.2015 по 29.05.2015;
на другую работу переводилась с 13.04.2015 по 26.04.2015, с 02.09.2015 по 16.09.2015.
Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование до июня 2018 года начислены и перечислены в полном объеме.
После проведения специальной оценки условий труда для профессии «водитель трамвая» установлен 2 класс условий труда. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской федерации по дополнительному тарифу начислены и перечислены в полном объеме по 31.10.2014.
При этом в данных уточняющих справках работодатель подтвердил, что на основании п. 10 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» водитель трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах представляется к назначению пенсии на льготных условиях (л. д. 16-19, 20-22, 102-104).
Как следует из материалов дела и подтверждается объяснениями сторон, в 2012 году ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» была проведена аттестация рабочего места по условиям труда по профессии (должности) водителя трамвая, установлен 2 (допустимый) класс условий труда, при этом отмечено право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л. д. 58-62).
31.10.2014 были утверждены отчеты о проведении специальной оценки рабочих мест по условиям труда водителей трамваев в ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление», установлен 2 класс условий труда (л. д. 63-79).
На основании предписания Государственной инспекции труда в Свердловской области от 20.02.2015 была проведена внеплановая специальная оценка условий труда рабочих мест водителей трамваев (л. д. 84-86).
18.11.2015 утверждены отчеты о проведении специальной оценки рабочих мест по условиям труда водителей трамваев в ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление», установлен 2 класс условий труда (л. д. 87-99).
Как следует из объяснений сторон и подтверждается сообщением Федеральной службы по труду и занятости от 08.07.2016 в рамках проведенной проверки в пределах компетенции, ранее Государственной инспекцией труда в Свердловской области по коллективному заявлению работников ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» была проведена внеплановая проверка указанной организации, в ходе которой были выявлены нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда. По результатам проверки работодателю было выдано предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, также работодатель был привлечен к административной ответственности.
Внеплановая специальная оценка условий труда на рабочих местах была проведена ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» в декабре 2015 года. Результаты внеплановой специальной оценки условий труда, проведенной на рабочих местах ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление», могут применяться в установленных законодательством целях, в том числе для решения вопросов о дополнительных страховых взносах и иных вопросов, связанных с пенсионным законодательством Российской Федерации, с момента утверждения отчета о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
В период до утверждения отчета о проведении внеплановой специальной оценки условий труда для указанных целей могут применяться материалы предыдущей аттестации рабочих мест по условиям труда, поскольку плановая специальная оценка условий труда была проведена с нарушениями действующего законодательства (л. д. 105-108).
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующего с 01.01.2015), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Аналогичная норма предусмотрена п. 10 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подлежавшей применению до 01.01.2015).
В силу ч. ч. 3, 6 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей в спорный период) периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
На основании ч. 8 ст. 35 Закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей в спорный период) положения части 6 статьи 30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 статьи 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что положения пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) до установления на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на указанных работах (в том числе на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны оптимальными или допустимыми) при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции настоящего Федерального закона).
Ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (введена в действие с 01.01.2013 и действовала в спорный период) было предусмотрено, что для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: 2013 год - 2,0 процента, 2014 год - 4,0 процента, 2015 год и последующие годы - 6,0 процента.
Ч. 2.1 данной статьи предусмотрено, что для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в частности: класс условий труда «допустимый» - подкласс условий труда «2» - дополнительный тариф страхового взноса «0,0 процента».
РР· приведенных РЅРѕСЂРј следует, что РґРѕ установления класса условий труда РЅР° основании проведенной РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ специальной оценки условий труда препятствий для включения РІ стаж, дающий право РЅР° досрочное назначение страховой пенсии РїРѕ старости, периодов занятости РЅР° рабочих местах, условия труда РЅР° которых РїРѕ результатам аттестации рабочих мест РїРѕ условиям труда, проведенной РІ соответствии СЃ РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј, действовавшим РґРѕ РґРЅСЏ вступления РІ силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны допустимыми, РЅРµ имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.
Поскольку специальная оценка условий труда, утвержденная 31.10.2014, была проведена с нарушением требований действующего законодательства, что, как установлено выше, следует из материалов дела, объяснений сторон и не оспорено третьим лицом, следовательно, ее результаты для оценки пенсионных прав работника применены быть не могут.
Лицам, застрахованным в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страховая пенсия, согласно ч. 1 ст. 4 Закона «О страховых пенсиях» (до 01.01.2015 - ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), назначается при соблюдении ими определенных условий. К их числу указанные Законы относят наличие у гражданина страхового стажа, при этом с наличием страхового стажа на соответствующих видах работ определенной продолжительности связывается право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом ч. 1 ст. 11 Закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичная норма была предусмотрена п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Требование об уплате страховых взносов по дополнительным тарифам для зачета периодов работы в страховой стаж на соответствующих видах работ введено с 01.01.2013.
Таким образом, условием назначения страховой пенсии по старости, в том числе досрочной, является уплата страховых взносов, лишь размер которых отличается в зависимости от подлежащих применению тарифов.
Между тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 №9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 1, часть 1; статья 7; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 2; статья 17; статья 18; статья 45, часть 1 Конституции Российской Федерации), в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания.
Рменно Федеральным законом РѕС‚ 24.07.2009 в„–212-ФЗ «О страховых взносах РІ Пенсионный фонд Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Фонд социального страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (СЃС‚. 2 РІ редакции, действующей РІ спорный период) РґРѕ 01.01.2017 Рё РІ настоящее время СЃС‚. 20 Федерального закона РѕС‚ 03.07.2016 в„–250-ФЗ «О внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ принятием Федерального закона «О внесении изменений РІ части первую Рё вторую Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ передачей налоговым органам полномочий РїРѕ администрированию страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РЅР° обязательное пенсионное, социальное Рё медицинское страхование» контроль Р·Р° правильностью исчисления, полнотой Рё своевременностью уплаты (перечисления) страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РІ государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате Р·Р° отчетные (расчетные) периоды, истекшие РґРѕ 1 января 2017 РіРѕРґР°, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Фонда социального страхования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, действовавшем РґРѕ РґРЅСЏ вступления РІ силу настоящего Федерального закона. Следовательно, эти органы имеют полномочия для обеспечения, РІ том числе РІ принудительном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, исполнения страхователем, РЅРµ уплачивающим страховые РІР·РЅРѕСЃС‹, установленных законом требований. Поскольку сами застрахованные лица непосредственно РЅРµ вовлечены РІ систему правоотношений, связанных СЃ уплатой страховых платежей РЅР° обязательное пенсионное страхование, РѕРЅРё, как правило, РЅРµ располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем недоимки РїРѕ страховым взносам. Тем самым РѕРЅРё безосновательно лишаются возможности получать полагающуюся РёРј пенсию, чем нарушаются гарантируемые СЃС‚. 39 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации пенсионные права.
РљСЂРѕРјРµ того, исключение РёР· страхового стажа РЅР° соответствующих видах работ периодов работы, Р·Р° которые страхователем РЅРµ уплачены страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РІ полном объеме, фактически означает установление различий РІ условиях приобретения пенсионных прав - РІ зависимости РѕС‚ того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом СЃРІРѕСЋ обязанность РїРѕ перечислению страховых пенсионных платежей РІ Пенсионный фонд Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации или нет, которые РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть признаны соответствующими конституционно значимым целям Рё, следовательно, несовместимы СЃ требованиями статей 19 (части 1 Рё 2) Рё 55 (часть 3) Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Рто следует РёР· правовой позиции Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, согласно которой законодатель, осуществляя регулирование условий Рё РїРѕСЂСЏРґРєР° предоставления конкретных РІРёРґРѕРІ пенсионного обеспечения, Р° также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан РІ том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости Рё равенства Рё требований Рє ограничениям прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ граждан, РІ силу которых различия РІ условиях приобретения права РЅР° пенсию допустимы, если РѕРЅРё объективно обоснованны Рё оправданы конституционно значимыми целями, Р° используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны РёРј (Постановления РѕС‚ 03.06.2004 в„–11-Рџ, РѕС‚ 23.12.2004 в„–19-Рџ).
Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Действующее законодательство не имеет различий в понятии страхового взноса, под которым понимается обязательный платеж на обязательное социальное страхование (ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), в зависимости от тарифа, по которому уплачивается. В этой связи применение ч. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» без учета вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, по мнению суда, недопустимо. Таким образом, на работника как застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем оснований для исключения спорных периодов работы с 01.11.2014 по 12.04.2015, с 27.04.2015 по 01.09.2015, с 17.09.2015 по 17.11.2015 (исключая периоды перевода истца на другую работу) из специального страхового стажа истца не имеется.
При этом суд отмечает, что в силу ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы. В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
В соответствии с разъяснением, содержащемся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.1998 №06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж донорских дней, работникам, являющимся донорами» (ст. 114 КЗоТ Российской Федерации), день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку №1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Поскольку в указанные периоды по месту работы истцу выплачивался средний заработок, работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд, и соответствующие донорским дням периоды работы истца включены судом в специальный стаж истца, суд приходит к выводу, что оснований для исключения их из специального стажа истца не имеется.
При этом неисполнение работодателем обязанности по предоставлению индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица в органы Пенсионного фонда в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», не может быть основанием для отказа во включении периодов в специальный стаж.
В судебном заседании установлено, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости Сметанина Е. А. обратилась в Управление 04.06.2018.
Сметаниной Е. А., < дд.мм.гггг > года рождения, на < дд.мм.гггг > исполнилось 50 лет.
Без учета спорных периодов специальный страховой стаж истца на 04.06.2018 составил 12 лет 06 месяцев 18 дней, с учетом спорных периодов - 13 лет 06 месяцев 06 дней. Расчет специального стажа:
периоды работы в должности водителя трамвая в Филиале «Северное трамвайное депо» ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» с 01.11.2014 по 12.04.2015 - 00 лет 05 месяцев 12 дней, с 27.04.2015 по 01.09.2015 - 00 лет 04 месяца 05 дней, с 17.09.2015 по 17.11.2015 - 00 лет 02 месяца 01 день,
а всего 00 лет 11 месяцев 18 дней.
12 лет 06 месяцев 18 дней + 00 лет 11 месяцев 18 дней = 13 лет 06 месяцев 06 дней.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в качестве водителя трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах, Сметаниной Е. А. периоды работы в должности водителя трамвая в Филиале «Северное трамвайное депо» Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» с 01.11.2014 по 12.04.2015, с 27.04.2015 по 01.09.2015, с 17.09.2015 по 17.11.2015, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 17.12.2018.
РЎСѓРґСЊСЏ