<данные изъяты> к делу № 2-3024/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2010 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи – Поплавко Т.А.
при секретаре Скнарь А.В.
с участием представителя истца Хафизова А. И.- по доверенности Агировой Б.А.
представителя ответчика Министерства образования и науки РА – по доверенности Самоквитовой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хафизова Алексея Ильясовича к администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Хафизов А.И. обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея, о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья. В обоснование иска указал, что его мать ФИО4 лишена родительских прав, а отец ФИО5 признан безвестно отсутствующим. 16.05.2007г. он поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации МОМО « <адрес>». В настоящее время состоит в списке детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей с составом семьи- один человек. Однако до настоящего времени жилое помещение, либо субсидия на его приобретения ему не предоставлены. Считает, что имеет право на выплату субсидии в размере 653 400руб, в связи с чем просит суд взыскать субсидиарно с администрации МО «<адрес>», Министерства образования и науки Республики Адыгея, социальной выплаты на приобретение жилья в размере 653400 руб.
В судебном заседании представитель истца Хафизова А. И. по доверенности Агирова Б.А. настаивала на исковых требованиях, просила суд взыскать с ответчиков в пользу Хафизова А.И., социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 653400 руб.
Представитель Министерства образования и науки РА по доверенности Самоквитова Л.В. не против удовлетворения заявленных требований пояснив, что выделенные средства в размере 2 479,7 руб. перечислены на счет администрации МО «<адрес>».
Представитель Администрации МО «<адрес>» -надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика Администрации МО «<адрес>»
Выслушав доводы лиц участвующих по делу, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные Хафизовым А. И исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Хафизов А.И. относится к категории граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и с 1998 г. составом семьи 1 человек состоит на учете в администрации муниципального образования «<адрес>» в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в общем списке и в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учетным номером
Основанием постановки на учете являлось наличие статуса граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам.
Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
С учетом приведенной нормы суд приходит к выводу, что формирование Администрацией дополнительного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения на получения жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям федерального закона и нарушает права граждан указанной категории.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона на основании ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
Ст. 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «<адрес>» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.
Статей 22.1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год» приостановлено действие Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством».
Однако, в силу ч.1 ст. 5 Бюджетного кодекса закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действие Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» приостановлено на период действия Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год», то есть в период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ.
В Приложении № к Закону Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрено распределение субвенций из республиканского Фонда компенсаций на 2010 год в разрезе территорий, в том числе и субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.
Пунктом 3 ст.20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.
На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).
На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.
Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.
Согласно статье 158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.
Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.
Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
Пунктом 10 этого же Порядка по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № к настоящему Порядку.
Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2010 года» утверждена среднерыночная стоимость 1 кв.м. общей жилой площади по РА на 1 квартал 2010 года в размере 19 800 руб.
При таких обстоятельствах размер социальной выплаты для приобретения жилья в отношении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи из 1 человека составит <данные изъяты> которая и подлежит взысканию в пользу Хафизова А. И. с администрации МО «<адрес>» и субсидиарно с Министерства образования Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций.
Учитывая изложенное, суд полагает иск Хафизова А. И. о взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Хафизова Алексея Ильясовича к администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея, о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья, удовлетворить.
Взыскать с администрации Муниципального образования «<адрес>» субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Хафизова Алексея Ильясовича за счет субвенции социальную выплату в размере <данные изъяты> рублей на приобретение жилья.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: <данные изъяты> Т.А. Поплавко
<данные изъяты>