Дело № 2-1554/2020
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
15 октября 2020 года город Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Рыжовой Г. А.,
с участием прокурора Агличевой И.В.,
при секретаре Морозовой Л.В.,
с участием представителей ответчика АО "Металлургический завод "Электросталь" – Ставцевой Е.С. и Артамонова С.В. (по доверенностям),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Электростали Московской области к АО "Металлургический завод "Электросталь" об устранении нарушений,
у с т а н о в и л :
30.06.2020 г. в суд на основании ст.45 ГПК РФ обратился прокурор г.Электростали Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к АО "Металлургический завод "Электросталь" об устранении нарушений.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства АО «Металлургический завод «Электросталь». В ходе проверки установлено, что выброс вредных загрязняющих веществ АО «МЗ «Электросталь» осуществляется на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 13.11.2015 № 54/839 МО, которое действует до 22.10.2020.
На указанном предприятии разработан проект нормативов предельно-допустимого сброса и получено разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № 55/29 МО от 26.02.2018, которое действительно до 28.12.2022. Неотъемлемой частью данного разрешения является перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу. Кроме того, утвержден расход сточных вод и (или) дренажных вод по разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № 55/29 МО по выпуску: №3 в количестве 599,337 тыс. м3/год (1726,414 м3/час) в ручей Безымянный приток реки Вохонка; № 8 в количестве 158,112 тыс. м3/год (18,049 м3/час) в ручей Безымянный приток реки Вохонка.
Право пользования указанным водным объектом АО «МЗ «Электросталь» осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 03.08.2015 № и действует по 02.08.2020.
Установлено, что 13.06.2018 заместителем начальника отдела по надзору за земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по центральному федеральному округу АО «Металлургический завод «Электросталь» выдано предписание № 13-36/970 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно обеспечить эксплуатацию горизонтального двухсекционного отстойника с размером каждой секции 50*5,5м до выпуска №3, в соответствии с разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) со сроком исполнения до 15.11.2018. Согласно акту проверки Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 19.12.2018 г., предписание № 13-36/970 от 13.06.2018 не выполнено, в связи с чем 26.12.2018 составлен протокол об административном правонарушении № 13-33/2776 по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении АО «Металлургический завод «Электросталь». Постановлением мирового судьи судебного участка № 290 Электростальского судебного района Московской области от 14.02.2019 АО «Металлургический завод «Электросталь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
19.12.2018 заместителем начальника отдела по надзору за земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО АО «Металлургический завод «Электросталь» повторно выдано предписание № 13-36/2260 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно обеспечить эксплуатацию горизонтального двухсекционного отстойника с размером каждой секции 50*5,5м до выпуска №3, в соответствии с разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) со сроком исполнения до 01.07.2019. Согласно акту проверки Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 24.07.2019 № 1158-А, - предписание от 13-36/2260 от 19.12.2018 не выполнено, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении № 13-33/1251 от 31.07.2019. Постановлением от 10.09.2019 мировым судьей судебного участка № 290 Электростальского судебного района Московской области АО «Металлургический завод «Электросталь» признано виновным по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Предписания Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ответчиком не исполнены.
Прокурор сослался на положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водного кодекса РФ, Правила охраны поверхностных водных объектов, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 № 79; ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и просит обязать АО «Металлургический завод «Электросталь» исполнить предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 13.06.2018 № 13-36/970 и от 19.12.2018 № 13-36/2260, а именно обеспечить эксплуатацию горизонтального двухсекционного отстойника с размером каждой секции 50*5,5 до выпуска № 3, в соответствии с разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № 55/29 МО от 26.02.2018 в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Агличева И.В. требования, обоснование иска поддержала, полагала достаточным требуемый прокурором срок для исполнения ответчиком предписаний, ссылаясь на постановления мирового судьи; просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представители ответчика АО "Металлургический завод "Электросталь" – Ставцева Е.С. и Артамонов С.В., действующие на основании доверенностей, не возражая против необходимости исполнения указанных в иске предписаний, возражали против требуемого прокурором срока их исполнения, о чем в дело представлен отзыв, в котором указано, что АО «Металлургический завод «Электросталь» является изготовителем сталей и сплавов, которые находят применение в использовании их при изготовлении государственных и оборонных заказов. Покупателями продукции являются ведущие корпорации страны Росатом, Росавиация, Газпром, Объединенная строительная корпорация, Ракетно-космическая корпорация и др. Акционерному обществу в ноябре 2020 г. исполнится 103 года. На заводе трудится около 5 тыс. работников, за последние 10 лет завод не задерживал выплату работникам заработной платы. Работники и пенсионеры завода обслуживаются в Медико - санитарной части (МСЧ). Дети работников завода каждое лето имеют возможность отдыхать в Детском оздоровительном лагере (ДОЛ «Луковое озеро»). МСЧ и ДОЛ принадлежат заводу на праве собственности. В период с марта 2010 г. по 2018 г. на заводе производилась модернизация оборудования. Было заключено около 50 контрактов, включая: Контракт на поставку гидравлического ковочного пресса усилием 200 МН, общая стоимость контракта - 17 050 000 евро, заключен с Фирмой ЗИМПЕЛЬКАМП Германия; Контракт на поставку машины радиальной ковки «SMS 600/12 MN», общая стоимость контракта составляет 10 254 232,04 евро, заключен с Фирмой «SMS Meer GmbH» Германия; Контракт на поставку радиально-осевой кольцепрокатной машины «RAW 400 (500) типа «Dreammill» 1 шт. и экспандер для колец «RKP 600» 1 шт., общая стоимость контракта - 10 027 836 евро, заключен с Фирмой «SMS Meer GmbH» Германия; контракт на поставку одной вакуумной индукционной плавильной печи ИПП -3,0, общая стоимость контракта - 3 765 000 евро, заключен с Glaskow Соединенное Королевство Консарк Инжиниринг Лимитед, Шотландия); Контракт поставку оборудования: вертикально-токарный обрабатывающий центр VL-125C, общая стоимость контракта - 3 285 309 евро, заключен с ЗАО «ФИНВАЛ-Индастри»; Контракт на поставку линии предварительной и окончательной термообработки, общая стоимость контракта - 2 470 000 евро, заключен с «Sistem Teknik Sanayi Firinlapi A.S.» Турция. Оборудование было закуплено у ведущих зарубежных фирм, установлено и в настоящее время успешно работает. На покупку оборудования были потрачены как собственные, так и заёмные средства. До настоящего времени завод производит выплаты Банкам по кредитным договорам. Несмотря на данное обстоятельство, руководство завода, прилагая немало усилий, организует бесперебойную эффективную работу завода по изготовлению металлопродукции, по содержанию МСЧ, ДОЛ, по своевременной выплате заработной платы работникам завода. На заводе имеется 319 источников выбросов в атмосферный воздух, из них 303 источника являются организованными. Выброс вредных загрязняющих веществ осуществляется на основании разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 13.11.2015 г. №54/839 МО, действительно в период с 13.11.2015 г. по 22.10.2020 г. (приложение №4 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 г. №440 срок действия продлен на 12 месяцев).
На заводе разработан проект нормативов предельно - допустимого сброса и получены разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) №55/29 МО от 26.02.2018г., которое действительно по 28.12.2022 г. Заводу утвержден расход сточных вод и (или) дренажных вод по разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водного объекта) №55/29 МО по выпускам №3 и №8 в ручей Безымянный приток реки Вохонка. Право пользования водным объектом осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 3.08.2015г., которое действительно по 02.08.2020 г. (приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020г. №440 срок действия продлен на 12 месяцев).
На заводе намечен комплекс мероприятий направленных на обеспечение эксплуатации двухсекционного отстойника без нарушений, связанных с превышением предельно - допустимых показателей сбросов. Завод должен произвести чистку двухсекционного отстойника и утилизацию накопившихся нефтепродуктов и донных отложений. По состоянию на октябрь 2020 г. в подготовленный накопитель вывезено более 500 т. донных отложений. Принять меры по исключению последующего попадания нефтепродуктов в двухсекционный отстойник. Произвести чистку дренажных насосных станций. После этого необходимо провести предпроектное обследование с отбором проб - для принятия (при неудовлетворительном результате проб) технического решения о способах очистки стоков, мероприятиях по сбору ливневых стоков в северной части завода, необходимой мощности очистных сооружений. По результатам предпроектного обследования создается техническое задание на проектирование очистных сооружений для всех ливневых стоков, на основании которого выполняется проект. Мероприятие по строительству очистных сооружений является затратным, оценочная (по объему стоков) стоимость очистных сооружений с реагентной обработкой стоков составляет сумму 250-300 млн.руб. Ориентировочный срок строительства очистных сооружений, с учетом обследования и проектирования, составляет 5 лет. Ответчик просит суд принять объективное решение, согласно которому определить срок для обеспечения эксплуатации горизонтального двухсекционного отстойника с размером каждой секции 50x5,5 в соответствии с разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) №55/29 МО от 26.02.2018 г. в течение пяти лет с момента вступления в законную силу решения суда.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, извещенного о времени и месте судебного заседания, что подтверждено документально, - в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участвующего в деле помощника прокурора Агличеву И.В., представителей ответчика АО "Металлургический завод "Электросталь" Ставцеву Е.С., Артамонова С.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42); каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
АО "Металлургический завод "Электросталь" (ОГРН 10525007109929) является действующим юридическим лицом, имеет основной вид экономической деятельности производство стали в слитках (24.10.2), имеет также большое количество дополнительных видов деятельности, - указанные сведения ЕГЮЛ являются общедоступными.
Документами дела подтверждено и никем не оспаривается, что прокуратурой г.Электросталь проведена проверка соблюдения ответчиком АО «Металлургический завод «Электросталь» природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что выброс вредных загрязняющих веществ АО «Металлургический завод «Электросталь» осуществляется на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 13.11.2015 № 54/839 МО, которое действует до 22.10.2020.
На указанном предприятии разработан проект нормативов предельно-допустимого сброса и получено разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № 55/29 МО от 26.02.2018, которое действительно до 28.12.2022; неотъемлемой частью данного разрешения является перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу.
Кроме того, утвержден расход сточных вод и (или) дренажных вод по разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № 55/29 МО по выпуску: №3 в количестве 599,337 тыс. м3/год (1726,414 м3/час) в <адрес>; № 8 в количестве 158,112 тыс. м3/год (18,049 м3/час) в <адрес>.
Право пользования указанным водным объектом АО «Металлургический завод «Электросталь» осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 03.08.2015 № и действует по 02.08.2020.
В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в число которых входят: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Как указано в Постановлениях Конституционного суда Российской Федерации от 14.05.2009 № 8-П, от 05.03.2013 № 5-П и от 02.06.2015 № 12-П, одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов.
Частью 2 ст.39 Водного кодекса РФ на водопользователей при использовании водных объектов возложена обязанность: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Кроме того, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.55 Водного кодекса РФ). "Правилами охраны поверхностных водных объектов", утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 N 79, установлено, что мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, среди прочего: предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения; биологическую рекультивацию водных объектов; оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации (п.4); мероприятия по охране водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование (п.5).
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ).
Именно к таким нормативам допустимого воздействия и относятся, установленные в решении о предоставлении водного объекта в пользование условия по концентрации сбрасываемых загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Пунктом 1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно положениям ст.34 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (п.1); при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (п.2).
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (п.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Документами дела подтверждено, что 13.06.2018 г. заместителем начальника отдела по надзору за земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по центральному федеральному округу Акционерному обществу «Металлургический завод «Электросталь» (по результатам плановой выездной проверки в период с 12.04.2018 г. по 07.06.2018 г., с учетом результатов отбора проб сточных вод, отраженных в протоколах результатом измерений) выдано предписание № 13-36/970 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно - обеспечить эксплуатацию горизонтального двухсекционного отстойника с размером каждой секции 50*5,5м до выпуска №3, в соответствии с разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № 55/29 МО от 26.02.2018 г.; срок исполнения - до 15.11.2018.
Актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальным органом Росприроднадзора) № 2443-А от 19.12.2018 г. установлено, что указанное выше предписание № 13-36/970 от 13.06.2018 г. ответчиком-юридическим лицом не выполнено – по результатам количественного химического анализа проб сточной воды их Выпуска № 3, принадлежащих проверяемой организации, имеет место превышение нормативов по семи из тринадцати видов загрязняющих веществ (превышение в 2,75-25,4 раза); тем самым нарушена ч.2 ст.25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В связи с неисполнением предписания № 13-36/970 от 13.06.2018 г., уполномоченным органом 26.12.2018 г. составлен протокол об административном правонарушении № 13-33/2776 - по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении АО «Металлургический завод «Электросталь».
Постановлением мирового судьи судебного участка № 290 Электростальского судебного района Московской области от 14.02.2019 года АО «Металлургический завод «Электросталь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. Постановление от 14.02.2019 г. в установленном законом порядке не оспорено, вступило в законную силу.
19.12.2018 г. заместителем начальника отдела по надзору за земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО Акционерному обществу «Металлургический завод «Электросталь» (по результатам выездной проверки в период с 10.12.2018 г. по 19.12.2018 г., с учетом результатов отбора проб сточных вод, отраженных в протоколах результатом измерений) повторно выдано предписание № 13-36/2260 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно - обеспечить эксплуатацию горизонтального двухсекционного отстойника с размером каждой секции 50*5,5м до выпуска №3, в соответствии с разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № 55/29 МО от 26.02.2018 г.; срок исполнения - до 01.07.2019 г.
Актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальным органом Росприроднадзора) № 1158-А от 24.07.2019 г. установлено, что указанное выше предписание № 13-36/2260 от 19.12.2018 г. ответчиком-юридическим лицом не выполнено – по результатам количественного химического анализа проб сточной воды их Выпуска № 3, принадлежащих проверяемой организации, имеет место превышение нормативов по семи из тринадцати видов загрязняющих веществ (превышение в 2,75-25,4 раза); тем самым нарушена ч.2 ст.25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В связи с неисполнением предписания № 13-36/2260 от 19.12.2018 г., уполномоченным органом 31.07.2019 г. составлен протокол об административном правонарушении № 13-33/1251 - по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении АО «Металлургический завод «Электросталь».
Постановлением мирового судьи судебного участка № 290 Электростальского судебного района Московской области от 10.09.2019 года Акционерное общество «Металлургический завод «Электросталь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб. Постановление от 10.09.2019 г. в установленном законом порядке не оспорено, вступило в законную силу.
В связи с неисполнением юридическим лицом – ответчиком АО "Металлургический завод "Электросталь" указанных выше предписаний от 13.06.2018 г. и 19.12.2018 г., вынесенных территориальным органом Росприроднадзора, наличием превышения нормативов по следующим показателям в миллиграммах на каждый кубический дециметр: массовая концентрация взвешенных веществ – 18, при предельно-допустимой концентрации (ПДК) 10,75; массовая концентрация сульфат-ионов 114 при ПДК 100; массовая концентрация ионов аммония 12 при ПДК 0,5; массовая концентрация нитрит-ионов 1,19 при ПДК 0,08; массовая концентрация железа 1,71 при ПДК 0,1; массовая концентрация ионов меди 0,0112 при ПДК 0,001; массовая концентрация нефтепродуктов 2,8 при ПДК 2,5; - заместителем прокурора г.Электростали по результатам проверки, в соответствии со ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ответчику 22.11.2019 г. внесено представление на предмет его безотлагательного рассмотрения и принятия мер к устранению выявленных нарушений.
В силу п.1 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1, в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Представление прокурора от 22.11.2019 г. получено ответчиком 26.11.2019 г., о чем свидетельствует соответствующая отметка на представлении.
Между тем, никаких отвечающих требованиям об относимости и допустимости доказательств тому, что по указанному представлению от 22.11.2019 г. ответчиком были приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер было сообщено прокурору в письменной форме, - в материалы дела не представлено.
Таким образом, судом установлено незаконное бездействие ответчика АО "Металлургический завод "Электросталь", выразившееся в невыполнении законных требований уполномоченного органа - указанных выше предписаний от 13.06.2018 г. и 19.12.2018 г. об устранении нарушений требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Водного кодекса РФ, "Правил охраны поверхностных водных объектов", утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 N 79.
Частью 1 ст.22 ГПК РФ установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим, в том числе из гражданских, экологических и иных правоотношений.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований по делам данной категории не являются, указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, т. е., понуждение к совершению действий, - в связи с чем возникает необходимость в судебном порядке понудить ответчика устранить в полном объеме выявленные нарушения.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г.Электросталь в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о возложении на ответчика АО "Металлургический завод "Электросталь" обязанности исполнить предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 13.06.2018 № 13-36/970 и от 19.12.2018 № 13-36/2260, а именно: обеспечить эксплуатацию горизонтального двухсекционного отстойника с размером каждой секции 50*5,5 до выпуска № 3, в соответствии с разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № 55/29 МО от 26.02.2018, - подлежат удовлетворению.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит установить такой срок - в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик просит установить такой срок - в течение пяти лет с момента вступления в законную силу решения суда, считая таковой разумным.
Указанный пятилетний срок суд полагает явно неразумным, нарушающим гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.
Приведенные стороной ответчика доводы – голословны, неубедительны, никаких отвечающих требованиям об относимости и допустимости доказательств невозможности устранения нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в требуемый прокурором срок (например, разработанная «дорожная карта», разработанный проект производства работ с конкретными сроками и т.п.), ответчиком не представлено.
При этом вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи судебного участка № 290 Электростальского судебного района Московской области от 14.02.2019 г. и от 10.09.2019 г., которыми АО «Металлургический завод «Электросталь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением наказания, установлено, что срок для исполнения предписания от 13.06.2018 г. - с 13.06.2018 г. по 15.11.2018 г. и срок для исполнения предписания от 19.12.2018 г. с 9.12.2018 г. по 1.07.2019 г. был достаточен, чтобы АО «МЗ «Электросталь» принял надлежащие меры и привел показатели выбросов вредных веществ через выпуск № 3 в соответствие с разрешенными нормативами; сведений о наличии фактов, объективно препятствующих юридическому лицу привести в установленный предписанием срока показатели выбросов вредных веществ через выпуск № 3 в соответствие с разрешенными нормативами, не представлено.
Кроме того, суд принимает во внимание, что Акционерное общество «Металлургический завод «Электросталь», являясь хозяйствующим субъектом, осуществляя деятельность в целях извлечения прибыли, приобретая дорогостоящее оборудование в связи с модернизацией производства (о чем указано стороной ответчика в судебном заседании с представлением извлечений из контрактов), т.е., в целях извлечения прибыли, - должен проявить особое усердие и в кратчайшие сроки обеспечить эксплуатацию горизонтального двухсекционного отстойника с размером каждой секции 50*5,5 до выпуска № 3, в соответствии с разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № 55/29 МО от 26.02.2018.
Суд учитывает при этом, что, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, исполнение судебного решения, по смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты; защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, что обязывает федерального законодателя создавать стабильную правовую основу для отношений в сфере исполнительного производства и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 15.01.2002 N 1-П, от 14.05.2003 N 8-П, от 14.07.2005 N 8-П, от 12.07.2007 N 10-П, от 26.02.2010 N 4-П, от 14.05.2012 N 11-П, от 22.04.2013 N 8-П, от 27.06.2013 N 15-П и др.).
Аналогичной позиции придерживается Европейский Суд по правам человека, отмечавший, что эффективность средств правовой защиты означает, в частности, что они должны предотвращать предполагаемое нарушение или прекращать его, равно как и предоставлять адекватную компенсацию за уже произошедшее нарушение (постановления от 26.10.2000 г. по делу "Кудла (Kudla) против Польши", от 30.11.2004 г. по делу "Кляхин против России" и др.); в ситуации же, при которой правовая система государства позволяет, чтобы окончательное, обязательное судебное решение осталось недействующим к ущербу одной из сторон, право на судебную защиту становится иллюзорным, тогда как, по смыслу Конвенции о защите прав человека и основных свобод, исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть "суда" (постановления от 19.03.1997 г. по делу "Хорнсби (Hornsby) против Греции", от 07.05.2002 г. по делу "Бурдов против России", от 18.05.2004 г. по делу "Продан (Prodan) против Молдовы", от 06.10.2005 г. по делу "Шиляев против России", от 01.06.2006 г. по делу "Буй (Buj) против Хорватии" и др.).
По изложенному, суд считает разумным и достаточным установить срок для исполнения решения в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, как об этом просит прокурор.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск прокурора города Электростали Московской области - удовлетворить.
Обязать АО "Металлургический завод "Электросталь" исполнить предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 13.06.2018 № 13-36/970 и от 19.12.2018 № 13-36/2260 - обеспечить эксплуатацию горизонтального двухсекционного отстойника с размером каждой секции 50*5,5 до выпуска № 3, в соответствии с разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № 55/29 МО от 26.02.2018, - в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Рыжова Г. А.
В окончательной форме решение принято 22 октября 2020 года.
Судья Рыжова Г. А.