Дело № 2-4343/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2023 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Коренецкой Е.В.
при секретаре Гульянц А.Н.
с участием помощника прокурора
Центрального района г. Калининграда Денисюк Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова Игоря Юрьевича к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Егоров И.Ю. обратился в суд с иском, указав, что он является отцом Егорова Д.И., который проходил военную службу по призыву в войсковой части №, где < Дата > под влиянием возникшего у него умысла, направленного на совершение акта самоубийства, составил предсмертные записки в промежутке времени с 21:00 до 23:00 поднялся на крышу третьего этажа здания дежурных сил и совершил прыжок вниз, получив в результате падения множественные травмы, а < Дата > скончался от полученных травм, не приходя в сознание. Считает, что ответчиком не были соблюдены требования Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку в должной мере не был произведен контроль за психическим состоянием его сына. Принимая во внимание характер, степень и тяжесть нравственных страданий переносимых им до настоящего времени в связи с утратой сына, нарушением семейных связей, целостности семьи, просит взыскать с Министерства обороны РФ компенсацию морального вреда в размере 50000000 рублей.
В судебном заседании Егоров И.Ю., его представитель Изаак Т.Е. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске. Дополнительно Егоров И.Ю. пояснил, что у его сына не имелось никаких предпосылок для совершения суицида, он навещал его в части за пару недель до происшедшего, поведение сына было обычным. Полагает, что командование части халатно отнеслось к своим обязанностям, своевременно не обратив внимание на перемены в поведении его сына, не проконтролировав его психическое состояние, а в последующем не было предпринято каких-либо действия в выявлении виновных в случившемся.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации – Логинова Ю.Е., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетоврения заявленных требований, поддержав позицию, изложенную в письменном отзыве. Пояснив, что смерть сына истца наступила в результате его собственных умышленных действий, направленных на самоубийство. Обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих за счет соответствующей казны возникает в случаях установления вины государственных органов и их должностных лиц в причинении данного вреда. Вина командования или подчиненных должностных лиц отсутствует, как и причинная связь с наступившим вредом.
Представитель третьего лица ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области» - Клецкина З.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетоврения заявленных требований, поддержав позицию, изложенную в письменном отзыве.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, уголовное дело №, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, заслушав заключение прокурора, согласно которому исковые требования подлежат удовлетворению с учетом принципов разумности и справедливости, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (преамбула Закона).
В силу п. 1 ст. 16 Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.
Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-политическое и психологическое состояние подчиненного личного состава, безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обеспечение (п. 2 ст. 27 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Аналогичные требования к обеспечению сохранения жизни и здоровья военнослужащих закреплены и в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495 (далее - Устав).
Требованиями названного Устава предусмотрено, что командир в развитие одного из основных принципов строительства Вооруженных Сил - единоначалия - наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, и на него возложена персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего; командир вправе, исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение (статья 33); командир является единоначальником, в мирное и военное время отвечает за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы (статья 75); командир обязан постоянно поддерживать воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава (статья 79); командир в целях обеспечения безопасности военной службы обязан в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих; руководствуясь положениями главы 7 настоящего Устава, принимать все возможные меры по обеспечению защищенности военнослужащих от воздействия на них опасных факторов военной службы при исполнении ими своих обязанностей, предупреждению их гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий), а также осуществлять мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части (подразделения) (статья 81).
Из изложенного следует, что забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих является обязанностью командиров. Командиры отвечают в мирное и военное время за воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы. Командир в целях обеспечения безопасности военной службы обязан в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих, принимать все возможные меры по предупреждению их гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий).
Как установлено, согласно свидетельству о рождении № от < Дата > Егоров Игорь Юрьевич и Егорова Светлана Алексеевна являются родителями Егорова Дениса Игоревича, < Дата > года рождения, уроженца < ИЗЪЯТО >.
Егоров Д.И. был призван на военную службу < Дата > военным комиссариатом Калининградской области, и с < Дата > проходил её в войсковой части № в звании рядового.
< Дата > Егоров Д.И. нес службу дневальным по зданию дежурных сил, расположенному на аэродроме Чкаловск. В вечернее время, находясь в комнате дневального по зданию дежурных сил, составил предсмертные записки, в промежутке времени между 21 часом 00 минут и 23 часами 00 минут поднялся на крышу 3-го этажа здания дежурных сил и совершил прыжок вниз, упав на твердую бетонированную поверхность у основания здания.
Около 23 часов 00 минут < Дата > Егоров Д.И. был обнаружен на месте падения часовым ВОХР по охране авиационной техники и дежурным по стоянке подразделений, после чего был доставлен скорой помощью в ФГУ «1409 военно-морской клинический госпиталь Балтийского флота».
< Дата > от полученных травм Егоров Д.И. скончался, не приходя в сознание.
Согласно заключению об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим, утвержденному врио командира войсковой части № от < Дата >, травма получена в результате умышленных действий рядового Егорова Д.И., предполагаемая причина: нервно-психический срыв по причине ситуативного личностного расстройства из-за внутриличностных проблем, скрываемых от окружающих.
В связи с наличием признаков преступления материалы административного расследования направлены в установленном порядке в военный следственный отдел по Калининградскому гарнизону.
Постановлением руководителя военного следственного отдела Следственного комитета РФ по Калининградскому гарнизону от < Дата > возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ.
В соответствии с заключением специалистов № № от < Дата > смерть Егорова Д.И. наступила от падения с высоты, сопровождавшегося переломом костей основания черепа и тяжелым ушибом головного мозга. Повреждения головного мозга явились причиной смерти Егорова Д.И.
Из имеющихся в материалах уголовного дела результатов психологического обследования Егорова Д.И. от < Дата >, проведенного психологом войсковой части №, следует: < ИЗЪЯТО >
Согласно заключению посмертной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы на Егорова Д.И. от < Дата >, < ИЗЪЯТО >
В соответствии с заключением комиссии экспертов № № от < Дата > телесные повреждения, диагностированные у Егорова Д.И. при поступлении в ФГУ «1409 военно-морской клинический госпиталь Балтийского флота» причинены действием твердых тупых предметов и образовались одномоментно при падении с высоты и ударе о твердое покрытие в одной плоскости, на что указывают признаки общего сотрясения тела. Локализация повреждений указывает, что падение было на спину. Отсутствие повреждений другой локализации свидетельствует о свободном падении Егорова Д.И. Имевшиеся повреждения были опасными для жизни в момент причинения и поэтому относятся к тяжкому вреду здоровья. Следов, свидетельствующих о применении насилия к Егорову Д.И., не найдено.
В ходе предварительного следствия установлено, что смерть Егорова Д.И. стала следствием его собственных действий, направленных на самоубийство, при этом событие преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ отсутствует.
Постановлением следователя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Калининградскому гарнизону от < Дата > уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ, прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
В соответствии с приказом командира войсковой части № от < Дата > рядовой Егоров Д.И. исключен из списков личного состава, всех видов обеспечения, в связи со смертью, которая связана с исполнением обязанностей военной службы по призыву.
Статьей 1084 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Согласно положениям ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с положениями ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с подп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 установлено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возмещения истцу компенсации морального вреда, ответственность по возмещению которого лежит на Российской Федерации в лице Министерстве обороны РФ за счет средств казны Российской Федерации.
Должностные лица войсковой части (командиры), в которой проходил военную службу погибший Егоров Д.И. в полной мере свои обязанности по созданию благоприятных условий военной службы, заботе по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих не выполнили.
Отсутствие установления в рамках проведенных проверок в действиях (бездействии) должностных лиц признаков уголовно наказуемого деяния (доведение до самоубийства) не исключает их гражданско-правовой ответственности при наличии их виновного противоправного поведения (действия или бездействия), выражающегося в нарушении предписаний законов и нормативных актов, регламентирующих порядок несения военной службы, несоблюдении требований должностных инструкций и неисполнении служебных обязанностей.
Учитывая обстоятельства дела, связанные с гибелью военнослужащего, установленную причину самоубийства (нервно-психический срыв по причине ситуативного личностного расстройства из-за внутриличностных проблем, скрываемых от окружающих), наличие психологического обследования Егорова Д.И. от 13.12.2010 с рекомендацией наблюдения в период адаптации и консультации врача психиатра, а также указанием на вероятность нервно-психических срывов и суицидального риска, причиной гибели Егорова Д.И. явилось не только бездействие со стороны органов военного управления, которые своевременно не предотвратили возможность лишения им себя жизни, но и его личное отношение к возникшим у него личным проблемам, достигнувшим степени эффективного расстройства, прямая причинно-следственная связь между самоубийством военнослужащего и бездействием ответчика отсутствует.
Заявленный истцом к взысканию размер компенсации морального вреда 50 000 000 рублей при установленных обстоятельствах не соответствует требованиям ст. 1101 Гражданского кодекса РФ.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца, суд учитывает, что утрата отцом своего ребенка безусловно причиняет ему нравственные страдания. Является общеизвестным и не нуждающимся в доказывании то обстоятельство что, духовная, психологическая и эмоциональная связь между родителями и детьми является фундаментальной, а её разрыв причиняет значительные страдания, не смотря на образ жизни, который ведут и родители и их дети. Сам факт смерти человека и невосполнимая потеря близкого родственника являются бесспорным доказательством причинения нравственных страданий истцу, в силу того, что смерть является необратимым обстоятельством, серьезно влияющим на эмоциональное состояние и влекущим нарушение психического благополучия, утрата близкого человека относится к числу наиболее сильных переживаний.
Исходя из принципов разумности и справедливости, характера установленного нарушения конституционного права на жизнь, степени причиненных истцу нравственных страданий, вызванных утратой сына в период прохождения им военной службы, то есть в период, когда государство обязано принять соответствующие меры по защите человека, который находится под его юрисдикцией, в том числе, действия, направленные на то, чтобы удержать человека от совершения суицида, в период, когда ответственные должностные лица должны были знать о сложившейся психотравмирующей ситуации и о наличии угрозы жизни Егорова Д.И. и предпринять должные мер к предотвращению такой угрозы, суд считает необходимым определить размер денежной компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика в размере 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Егорова Игоря Юрьевича удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Егорова Игоря Юрьевича, 04< ИЗЪЯТО > денежную компенсацию морального вреда, причиненного смертью сына, в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Коренецкая
Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2023 года
Судья Е.В. Коренецкая