Дело 2-2705/2017 год
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 октября 2017 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя в составе:
председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
секретаря судебного заседания Гумбатовой А.М.,
с участием прокурора Зарединовой Д.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Центрального района г. Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц о признании информации распространяемой в сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Центрального района г. Симферополя Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации распространяемой в сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя иск следующим.
<адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране и добыче водных биологических ресурсов, в ходе которой выявлены нарушения при размещении посредством телекоммуникационной сети Интернет <данные изъяты> информации, содержащей сведения о торговле устройством для ловли рыбы – электроудочки, осуществляющей воздействие на водные биоресурсы электрическим током.
Посещение сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.
Согласно ч.4 ст.26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 694 «Об утверждении перечня запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов» к запрещенным товара отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батареей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
В соответствии с п. 13.2 Правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 01.08.2013 № 293, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам запрещено осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением орудий добычи, воздействующих на водные биоресурсы электрическим током.
Статьей 256 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено, в том числе, с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.
Административная ответственность за нарушение правил рыболовства предусмотрена статьями 8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море стандартов (норм, правил) или условий лицензии» и 8.37 «Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, на страницах в сети Интернет по адресу: <данные изъяты> размещена информация о продаже эелектроудочек, описаны положительные стороны их использования, о возможности их доставки, имеется форма обратной связи, бланки заказа.
Вышеуказанная информация носит противоправный характер, поскольку использование орудий и способов добычи, воздействующих на водные биологические ресурсы электрическим током, запрещены законодательством Российской Федерации, и влечет административную и уголовную ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-коммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, в соответствии с которым информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием вычислительной техники.
Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Статьей 3 Федерального закона № 149-ФЗ установлены принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, в числе которых установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В ч. 1 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ указано, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается одна автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой по средствам сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Таким образом, по вышеуказанному адресу в сети Интернет распространяется запрещенная информация, адресованная к неопределенному кругу лиц, потворствующая совершению правонарушений, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов с применением электротока.
Обеспечение свободного доступа к информации, содержащей сведения о способах использования, продажи электроудочек, электроловильных установок - запрещенных орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оказывает негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление о способах добычи водных биоресурсов, воспитывает противоправное поведение и способствует совершению преступлений, предусмотренных ст. 256 УК Российской Федерации.
Информация о способах приобретения и использования электрической удочки, содержащаяся на указанном сайте, носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределённый круг лиц, поскольку не содержит указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждает неопределенный круг лиц к совершению административных правонарушений и преступлений и способствует их совершению.
Кроме того, информация об эффективности использования, приобретения электрической удочки способствует совершению противоправных действий и может повлечь увеличение количества преступлений, тем самым нарушить публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, доступ пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
На момент проверки данный указатель страницы сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 265 ГПК Российской Федерации установление данного факта, имеющего юридическое значение, необходимо ввиду того, что невозможно получить в ином, кроме судебного порядка надлежащие документы, удостоверяющие эти факты.
Просит суд признать информацию, размещенную в сети «Интернет» с адресом - <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
<адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране и добыче водных биологических ресурсов, в ходе которой выявлены нарушения при размещении посредством телекоммуникационной сети Интернет <данные изъяты> информации, содержащей сведения о торговле устройством для ловли рыбы – электроудочки, осуществляющей воздействие на водные биоресурсы электрическим током.
Посещение сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.
Согласно ч.4 ст.26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 694 «Об утверждении перечня запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов» к запрещенным товара отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батареей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
В соответствии с п. 13.2 Правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 01.08.2013 № 293, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам запрещено осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением орудий добычи, воздействующих на водные биоресурсы электрическим током.
Статьей 256 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено, в том числе, с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.
Административная ответственность за нарушение правил рыболовства предусмотрена статьями 8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море стандартов (норм, правил) или условий лицензии» и 8.37 «Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, на страницах в сети Интернет по адресу<данные изъяты> размещена информация о продаже эелектроудочек, описаны положительные стороны их использования, о возможности их доставки, имеется форма обратной связи, бланки заказа.
Вышеуказанная информация носит противоправный характер, поскольку использование орудий и способов добычи, воздействующих на водные биологические ресурсы электрическим током, запрещены законодательством Российской Федерации, и влечет административную и уголовную ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-коммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, в соответствии с которым информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием вычислительной техники.
Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Статьей 3 Федерального закона № 149-ФЗ установлены принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, в числе которых установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В ч. 1 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ указано, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается одна автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой по средствам сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Таким образом, по вышеуказанному адресу в сети Интернет распространяется запрещенная информация, адресованная к неопределенному кругу лиц, потворствующая совершению правонарушений, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов с применением электротока.
Обеспечение свободного доступа к информации, содержащей сведения о способах использования, продажи электроудочек, электроловильных установок - запрещенных орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оказывает негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление о способах добычи водных биоресурсов, воспитывает противоправное поведение и способствует совершению преступлений, предусмотренных ст. 256 УК Российской Федерации.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
На момент проверки данный указатель страницы сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 265 ГПК Российской Федерации установление данного факта, имеющего юридическое значение, необходимо ввиду того, что невозможно получить в ином, кроме судебного порядка надлежащие документы, удостоверяющие эти факты.
Учитывая изложенное, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление заместителя прокурора <адрес> Республики Крым, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «<данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: З.Ю. Каралаш
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ