Решение по делу № 2а-15/2020 от 15.01.2020

22RS0043-01-2019-000250-60                                    Дело № 2 а-15/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

         03 февраля 2020 г.                                                       с. Романово

Романовский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Блем А.А.,

при секретаре судебного заседания Киселевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России                № 7 по Алтайскому краю к Мирко А.А. о взыскании недоимки по транспортному, земельному налогам и пени по ним, единому налогу на вмененный доход, пени, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 7 по Алтайскому краю обратилась в Романовский районный суд с административным исковым заявлением к Мирко А.А. о взыскании недоимки по транспортному, земельному налогам и пени по ним, единому налогу на вмененный доходи, пени по нему и штрафа. Просят взыскать с Мирко А.А. недоимки: по транспортному налогу с физических лиц за 2017 г. в размере 10 025 руб. 00 коп., пени по нему в размере 55 руб. 89 коп.; по земельному налогу с физических лиц за 2017 г. в размере 1784 руб. 00 коп., пени по нему в размере 9 руб. 95 коп., по единому налогу на вмененный доход за 2 квартал 2017 г. в размере 1 741 руб. 22 коп., пени по нему в размере 76 руб. 44 коп., и штраф в размере 182 руб., на общую сумму 13 874 руб. 50 коп.. В обоснование требований указано, что Мирко А.А. является собственником следующих транспортных средств: грузового автомобиля марки Мазда Титан, 1992 года впуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты> с 22 февраля 2008 г.; трактора <данные изъяты>, 1992 года выпуска с 26 июля 2012 г., регистрационный знак <данные изъяты>; земельных участков с кадастровыми номерами . Кроме того, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации за 2 квартал 2017 г. принято решение от 26 декабря 2017 г. № 7532 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 182 руб., а также установлена недоимка по ЕНВД в размере 181 руб., начислены пени по состоянию на 26.12.2017 в размере 76 руб. 44 коп.. В связи с чем, ему направлялось уведомление от 21.08.2018 № 76113946, затем требование об уплате налога от 27.02.2018№ 217, от 26.12.2018 № 31093, в которых сообщалось о наличии у него задолженности, также предлагалось в срок до 21.03.2018, 29.01.2019 соответственно погасить указанные суммы задолженности. До настоящего времени задолженность по налогам не погашена. Требования об уплате налога № 217 от 27.02.2018 и № 31093 от 26.12.2018 направлены в адрес налогоплательщика Мирко А.А. по ТКС и через личный кабинет налогоплательщика. Требование в установленный срок не было исполнено. В последствии налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании сумм недоимок и пени по ним. Определением мирового судьи судебного участка Романовского района от 07 мая 2019 г. отменен судебный приказ от 24 апреля 2019 г. о взыскании с Мирко А.А. недоимок по указанным налогам. До настоящего времени задолженность по налогам и пени не погашена.

В судебное заседание истец представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждено уведомлением о вручении, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, каких-либо иных заявлений, ходатайств в адрес суда от них не поступало.

Ответчик Мирко А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, каких-либо заявлений, ходатайств, возражений в адрес суда не поступало.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, ответчика, явка которых не признана обязательной.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления), в частности о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц регулируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом (ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из приведенных норм следует, что право на взыскание с физических лиц недоимки по налогам в судебном порядке, у налогового органа возникает после направления налоговым органом физическому лицу требования об уплате налога и неуплате физическим лицом суммы недоимки в срок, указанный в данном требовании.

В материалы дела истцом представлены следующие требования об уплате взыскиваемых сумм: требование № 217 от 27 февраля 2018 года - об уплате недоимки по налогу на вмененный доход в размере 1821 руб., пени по нему в размере 76 руб. 44 коп. и штрафа по его неуплате в размере 182 руб.; требование № 31093 от 26 декабря 2018 года - об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 10 025 руб., пени по нему в размере 55 руб. 89 коп., земельного налога за 2017 года в размере 1784 руб. и пени по нему в размере 9 руб. 95 коп..

В силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на 27.02.2018) требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Истцом указано на то, что требование № 217 от 27 февраля 2018 года направлено ответчику Мирко А.А. в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, а требование № 31093 от 26 декабря 2018 года - через личный кабинет; на бумажном носителе ни одно из требований налоговым органом ответчику не направлялось.

В силу ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Общие положения организации информационного обмена при направлении налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (далее - Требование) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, определены в «Порядке направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи», утвержденном Приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@.

Пунктом 5 указанного Порядка установлено, что налоговый орган не направляет налогоплательщику Требование на бумажном носителе, - при направлении Требования и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно п. 11 Порядка требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная КЭП налогоплательщика.

Истцом суду не представлена квитанция о приеме требования № 217 от 27 февраля 2018 года, направленного ответчику Мирко А.А. в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, подписанная его квалифицированной электронной подписью.

Вместе с тем, пунктом 6 Порядка на участников информационного обмена возложена обязанность обеспечивать хранение не только всех отправленных и принятых Требований, но и технологических электронных документов (за исключением извещения о получении электронного документа) с КЭП и квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат). Подпунктом 2 пункта 4 Порядка в числе технологических электронных документов названа квитанция о приеме.

Поэтому именно налоговый орган в подтверждение факта получения ответчиком Мирко А.А. требования № 217 от 27 февраля 2018 года, направленного по ТКС, и отсутствии обязанности направить это требование на бумажном носителе, должен хранить квитанцию о его приеме.

Поскольку истцом данная квитанция не представлена, у суда отсутствуют основания для признания факта направления требования № 217 от 27 февраля 2018 года ответчику Мирко А.А. в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи надлежащим образом, с соблюдением требованием «Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи», утвержденного Приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@.

Относительно оценки соблюдения порядка направления ответчику Мирко А.А. требования № 31093 от 26 декабря 2018 года через личный кабинет суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абзацами 3 и 4 пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Истцом указывается, что ответчик Мирко А.А. был подключен к личному кабинету 28 мая 2015 года, в этот же день сменил первичный пароль, в подтверждение чего представлен скрин - шот из программного комплекса из вкладки «личный кабинет налогоплательщика».

Приказом Федеральной налоговой службы от 30 июня 2015 года N ММВ-7-17/260@ был утвержден «Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, определяющий порядок доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика и идентификации физического лица, а также порядок формирования личного кабинета налогоплательщика.

Согласно п. 9 указанного Порядка, для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика (далее - Заявление) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами).

В соответствии с п. 21 Порядка, документы (информация), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, начинают направляться налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика, - в случае получения налоговыми органами от налогоплательщика уведомления об использовании личного кабинета налогоплательщика по истечении 3 рабочих дней со дня его получения. При этом направление налогоплательщику налоговыми органами указанных документов (информации), сведений на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не производится до получения от налогоплательщика уведомления об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика, если иной порядок их передачи прямо не предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговые уведомления от налоговых органов в электронной форме могут направляться через личный кабинет налогоплательщика начиная с текущего года в случае, если налогоплательщик направил уведомление для получения от налоговых органов указанных уведомлений в срок до 1 марта этого года.

Согласно п. 8 действующего на дату направления требования № 31093 «Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика», утвержденного Приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@, предусмотрено получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием: 1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком; 2) усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица; 3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Авторизация с помощью учетной записи ЕСИА осуществляется при наличии предварительного подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов: а) путем подписания введенной информации усиленной квалификационной электронной подписью; б) с использованием кода активации в ЕСИА.

Для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля физическим лицом или его представителем представляется заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) и документ, удостоверяющий личность физического лица (п. 9 Порядка).

Для обеспечения получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления на получение доступа представляет физическому лицу Регистрационную карту по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный физическому лицу пароль (п. 10 Порядка).

В соответствии с п. 20 «Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика», утвержденного Приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@, направление налоговыми органами физическому лицу документов (информации), сведений только через личный кабинет налогоплательщика осуществляется в случае неполучения от физического лица уведомления о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе, - по истечении 3 рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика.

В силу ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В судебное заседание налоговым органом не представлены доказательства в подтверждение фактов, на каком основании и когда был сформирован личный кабинет налогоплательщика ответчика Мирко А.А., подавал ли он заявление о получении доступа к личному кабинету, на основании которого бы он был сформирован; не представлено ни предусмотренное п. 21 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 30 июня 2015 года N ММВ-7-17/260@2015, уведомления об использовании личного кабинета, только после получения которого от налогоплательщика налоговый орган вправе был направлять документы через личный кабинет, а не на бумажном носителе, не представлены и доказательства регистрации ответчика Мирко А.А. в личном кабинете налогоплательщика в соответствии с «Порядком ведения личного кабинета налогоплательщика», утвержденным Приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@, только при проведении которой в силу п. 20 этого Порядка налоговый орган может не направлять требование на бумажном носителе.

В определении о подготовке судом указывалось на необходимость представления дополнительных доказательств, заявления ответчика о получении уведомлений через личный кабинет, сведения об использовании именно им личного кабинета. Однако, согласно ответу истца от 16.01.2020 заявление Мирко А.А. представить не имеет возможности. А в направленном скрин-шоте с программного комплекса из вкладки «личный кабинет налогоплательщика» об использовании ответчиком Мирко А.А. личного кабинета указано - «нет историй действий».

При таких обстоятельствах, суд не имеет возможности проверить соблюдение истцом порядка направления ответчику Мирко А.А. требования от 26 декабря 2018 года через личный кабинет, и соответственно, законность его не направления на бумажном носителе.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что налоговым органом не представлено достаточных доказательств в подтверждение соблюдения порядка направления, как требование № 217 от 27 февраля 2018 года, направленного ответчику Мирко А.А. в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, так и требования № 31093 от 26 декабря 2018 года, направленного ему через личный кабинет. А поскольку на бумажном носителе ни одно из требований налоговым органом ответчику не направлялось, постольку отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, заявленном в судебном порядке, в полном объеме, так как у налогового органа не возникло право на взыскание недоимок в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Алтайскому краю к Мирко А.А. о взыскании недоимки по транспортному, земельному налогам за 2017 год и пени по ним, единому налогу на вмененный доход за 2 квартал 2017 года, пени, штрафа по нему, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Романовский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

                    Судья                                                               А.А. Блем

Решение в окончательной форме составлено 10 февраля 2020 года

2а-15/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России №7 по Алтайскому краю
Ответчики
Мирко Александр Александрович
Суд
Романовский районный суд Алтайского края
Судья
Блем Альмира Альбертовна
Дело на сайте суда
romanovsky.alt.sudrf.ru
15.01.2020Регистрация административного искового заявления
15.01.2020Передача материалов судье
17.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2020Судебное заседание
11.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2020Дело оформлено
03.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее