УИД11RS0001-01-2022-002481-87 Дело № 2а-5371/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2022 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием представителя административных соответчиков Жабинец М.В., действующего на основании доверенностей от 15.12.2021, 08.12.2021, 13.12.2021,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филатова Андрея Мухамешаевича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействий) по нарушению условий содержания, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания
УСТАНОВИЛ
Филатов А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействий) по нарушению условий содержания в камере № 83 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ссылаясь на отсутствие горячего водоснабжения, холодильника, шкафа для продуктов, отсутствие вытяжки, неполноты дверного проема, недостаточность освещения, отсутствие тумбочки для хранения документов, наличие протечек с крыши, недостаточность площади, отсутствие сушилки для белья.
Определением от 03.04.2022 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России.
В судебном заседании административный истец требования поддержал по указанным доводам.
Представитель административных соответчиков требования не признал, указав, что истец содержался в учреждении в качестве осужденного, со вступившим в законную силу приговором в связи с чем на него распространяются требования ст. 99 УИК РФ о регламентации жилой площади не менее 2-х кв.м. Камера № 83 не оборудована горячим водоснабжением, дверное полотно не на всю высоту. Камера оборудована вентиляцией, расположенной над дверью санузла. Из Актов ЦГСЭН следует, что условия освещения, микроклимата соблюдены в полном объеме. Период содержания в камере не более 2-х недель, поэтому полагает об отсутствии какой-либо значительности нарушений прав истца. Лица, содержащиеся в СИЗО-1 еженедельно выводятся на помывку, для получения горячей воды можно использовать электрокипятильник, чайник.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Возможность ограничения приведённого права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской" Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права. .
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон №103-Ф3) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона №103-Ф3 в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
По смыслу положений статьи 17.1 Закона о содержании под стражей, статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской9 Федерации в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания подозреваемые, обвиняемые, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
По обстоятельствам дела следует, что в период с ** ** ** по ** ** ** административный истец содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН Росси по Республике Коми в камере № 83 в качестве осужденного по приговору Сыктывкарского городского суда от 24.08.2020.
Согласно ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
В соответствии с ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Согласно положению ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Следовательно, на Филатова А.М. распространяются нормы жилой площади в размере 2 кв. м.
По имеющимся в деле сведениям, камера № 83 имеет площадь 24,2 кв.м, в камере расположено 8 спальных мест, за указанный период в камере размещалось от 6 до 8 осужденных. Следовательно, нормы жилой площади в полном объеме соответствуют требованиям законодательства.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее Правила № 189, ПВР).
Главой V Правил регламентировано материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых, в частности данная категория лиц обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем; столовой посудой и столовыми приборами; одеждой по сезону (при отсутствии собственной). Названное имущество выдается бесплатно во временное пользование.
В соответствии с пунктом 43 Правил № 189, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды, горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Пунктом 19.1 Свода правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 № 245/пр, установлено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330.
Согласно п. 8.1.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 65, в жилых зданиях предусмотрены хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализация и водостоки.
В силу положений Федерального закона от 30.09.1999 № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 23, 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 25.12.2018 № 47)
По делу достоверно установлено отсутствие в камере № 83 ФКУ СИЗО-1 горячего водоснабжения, при этом доводы представителя ответчиков о наличии в камерах кипятильников, электрочайников не освобождает администрацию ФКУ СИЗО-1 от соблюдения требований действующего законодательства по обеспечению помещений учреждения горячим водоснабжением.
Не реже раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку с предоставлением помывки в душе продолжительностью не менее 15 мин. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе, как регламентировано в п. 45 Правил. По прибытии в банно-прачечный комплекс, лица сдают принадлежащие им предметы одежды для стирки и сушки, с последующим возвращением данных вещей.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
Доводы истца о недостаточной освещенности, отсутствия вентиляции опровергается актами проверки ЦГСЭН МСЧ-11 ФСИН России от 22-23.08.2019, от 15-24.12.2020, где отмечено об обеспечении камер СИЗО естественным и искусственным освещением в виде светодиодных ламп. Во всех камерах СИЗО предусмотрена приточная система вентиляции с механическим побуждением. Приток воздуха осуществляется механически, через приточные клапаны. Удаление воздуха осуществляется за счет естественной вытяжной вентиляции, предусмотренной через внутристенные вытяжные каналы и форточки, самостоятельные для каждой камеры. Параметры микроклимата и уровни освещенности в камерах соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному о совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Кроме этого, наличие вытяжной вентиляции в камере № 83 отражено также и на фотографиях, представленных стороной ответчика.
Пунктом 10.7 Свода правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» СП 247.1325800.2016, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 № 245/пр определено, что перегородки кабин следует выполнять кирпичными, толщиной 120 мм на всю высоту камеры. В дверном проеме кабины устанавливается полноразмерный дверной блок.
Из представленной фототаблицы следует, что высота дверного блока не соответствует названным требованиям, что безусловно влияет на условия приватности при посещении санитарного узла.
В соответствии с пунктом 42 Правил 189 камеры СИЗО оборудуются, в том числе шкафом для продуктов; телевизором, холодильником (при наличии возможности).
Следовательно нормы Правил в качестве материально-бытового обеспечения не содержат обязательных условий по наличию в камере холодильника; шкаф для продуктов в камере имеется, что следует из фототаблицы камеры. При этом положение Правил 189 не содержат условий о наличии в камерах СИЗО отдельных тумбочек для хранения документов.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В ст. 8 названного Федерального закона установлено, что финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В рассматриваемом случае неисполнение требований закона влечет нарушение прав лица, содержащегося под стражей, на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности.
Таким образом, учитывая наличие совокупности, а также установление фактов ненадлежащих материально-бытовых и санитарно-гигиенических условий содержания административного истца, имеются правовые основания для удовлетворения в части административных требований.
Принимая во внимание фактические обстоятельства настоящего дела, характер и степень нарушения норм и правил содержания (отсутствие горячего водоснабжения, наличие неполноразмерной двери в санузле), продолжительность (период) нарушения прав истца и значимость последствий, отсутствие доказательств каких-либо вредных последствий у административного истца в связи с его содержанием в ФКУ СИЗО-1, а также требования разумности и справедливости, суд считает, что требуемая административным истцом сумма компенсации за ненадлежащие условия содержания является чрезмерной, необоснованной и не отвечающей последствиям допущенных нарушений, и определяет размер компенсации за нарушение условий содержания в размере 1000 руб., подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации. Указанные размеры компенсации являются вполне обоснованными, пропорциональными, отвечающими принципам разумности и справедливости.
В связи с тем, что по настоящему административному делу совокупности таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, не установлено, суд полагает, что в остальной части требования о признании незаконными действий ФКУ СИЗО-1, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в месте содержания под стражей в большем размере, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Филатова Андрея Мухамешаевича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействий) по нарушению условий содержания, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействия) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми по условиям содержания Филатова Андрея Мухамешаевича в части несоответствия материально-бытовых и санитарных требований.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России за счет казны Российской Федерации в пользу Филатова Андрея Мухамешаевича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в размере 1000 (одна тысяча) руб. с перечислением компенсации по следующим реквизитам: ...
В удовлетворении административного искового заявления Филатова Андрея Мухамешаевича к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение принято 18 июля 2022
Судья А.П. Леконцев