Дело №2а-730/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Дзюба Н.Д.,
при секретаре Шешуковой Н.А.,
с участием административного истца главы Администрации г.Куртамыша Курганской области Воронцова С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 19 октября 2017 года дело по административному исковому заявлению Администрации г.Куртамыша Курганской области в лице главы Администрации г.Куртамыша Воронцова С.И. к Отделению Государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России «Куртамышский» о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Куртамыша Курганской области в лице главы Администрации г.Куртамыша Воронцова С.И. обратилась в Куртамышский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к Отделению Государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России «Куртамышский» о признании незаконным предписания от 08.09.2017, которым на административного истца возложена обязанность привести в соответствии с требованиями ГОСТа дорожные знаки 1.23 «Дети» (основные и повторные) по адресу: г.Куртамыш, ул.Школьная, д.28 (вблизи ГБОУ «Губернаторская Куртамышская кадетская школа-интернат») – выполнить на флуоресцентных щитах.
Определением судьи Куртамышского районного суда Курганской области от 12.10.2017 к участию в деле привлечено заинтересованное лицо МО МВД России «Куртамышский».
В судебном заседании административный истец глава Администрации г.Куртамыша Воронцов С.И. административные исковые требования поддержал, показал, что не оспаривает, что ул.Школьная является дорогой общего пользования местного значения г.Куртамыша. Вблизи ГБОУ «Губернаторская Куртамышская кадетская школа-интернат» поставлены знаки 1.23 «Дети» основные и повторные не на флуоресцентных щитах. Считает, что указанные в предписании обязанности возложены на Администрацию г.Куртамыша незаконно, так как требования п.5.1.7 ГОСТ Р 52289-2004 распространяются на дорожные знаки, устанавливаемые на дорогах в населенных пунктах с числом полос шесть и более. Поскольку дорога по ул.Школьная, 28 является грунтовой и имеет одну полосу движения, то требования п.5.1.7 ГОСТ Р 52289-2004 на данную дорогу не распространяются. Просит признать предписание ОГИБДД МО МВД России «Куртамышский» от 08.09.2017 незаконным.
Представитель административного ответчика ОГИБДД МО МВД России «Куртамышский» на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо представитель МО МВД России «Куртамышский» на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав административного истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Организация может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В силу статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно пункту 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к строительству и реконструкции, к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог.
При этом пунктом 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Госавтоинспекции, для выполнения возложенных на нее обязанностей, дано право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2015 года N 380 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее - Регламент).
Согласно пункту 8 Регламента предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Как указано в пункте 9.7 Регламента сотрудники при исполнении государственной функции имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 33.6 Регламента исполнение государственной функции включает в себя и надзор за дорожным движением.
В пункте 81 Регламента указано, что надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствования организации дорожного движения.
При надзоре за дорожным движением осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе, наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения (пункты 82, 83 Регламента).
Пунктом 73 Регламента предусмотрено, что в случае выявления нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается предписание и принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении. В предписании обязательно указывается срок устранения нарушений (в соответствии с нормативными правовыми актами, а в случае отсутствия установленного срока устранения нарушений - не позднее одного месяца).
Как следует из материалов дела, в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, выявленных при надзоре за дорожным движением начальником ОГИБДД МО МВД России «Куртамышский» в отношении администрации г.Куртамыша было вынесено предписание от 08.09.2017 о приведении в соответствии с требованиями ГОСТа дорожных знаков 1.23 «Дети» (основные и повторные) по адресу: г.Куртамыш, ул.Школьная, д.28 (вблизи ГБОУ «Губернаторская Куртамышская кадетская школа-интернат». Дорожные знаки необходимо выполнить на флуоресцентных щитах в срок – 30 суток с момента получения предписания.
Согласно статьи 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункта 5 части 1 статьи 35 Устава муниципального образования г.Куртамыша Куртамышского района Курганской области, принятого Решением Куртамышской городской Думы от 26.06.2008 №40, Администрация поселения организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Куртамыша и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Куртамыша, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не оспаривая полномочия установки дорожных знаков на территории городского поселения, административный истец оспаривает необходимость установки знака 1.23 «Дети» на флуоресцентных щитах.
Основными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог являются ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улица. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №211, а также ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст. Требования данных нормативных правовых актов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды.
Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией и требованиями государственных стандартов (п.4.1.1. ГОСТ Р 50597-93).
Знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемых детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100м, повторный – на расстоянии не более 50м от начала опасного участка (п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004).
На щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Допускается применять и другие знаки на таких щитах в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках (абзац 6 п.5.1.17ГОСТ Р 52289-2004).
Доводы административного истца о том, что абзац 6 п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 распространяется только на дороги в населенных пунктах с числом полос шесть и более, самостоятельной нормой не является, а устанавливает дополнительные требования к знаку 1.23, судом не принимаются, так как каждый абзац пункта друг с другом не взаимосвязан, требования абзаца 6 п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 применяется в каждом случае со знаком 1.23 «Дети».
Положения ГОСТ Р 52289-2004 в силу прямого указания ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" применяются в обязательном порядке в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Обязательность применения требований ГОСТ Р 52289-2004 вытекает также из вышеуказанных положений Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Правил дорожного движения Российской Федерации.
Следовательно, требования п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004, являются обязательными к применению Администрацией г. Куртамыша при выполнении возложенной на нее обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения, расположенных в границах г. Куртамыша.
Абзац 6, предусматривающий, что на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знак 1.23 включен в п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 Изменением N 3, утвержденным приказом Росстандарта от 09 декабря 2013 года N 2221-ст, введенным в действие 28 февраля 2014 года. Ранее в п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 содержалось требование о необходимости изготовления всех дорожных знаков с использованием пленки типа Б или В по ГОСТ Р 52290.
Так как отношения по содержанию автомобильных дорог являются длящимися, то при введении законодателем каких-либо изменений, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, Администрация г.Куртамыша обязана привести содержащиеся ею дороги в соответствие с требованиями законодательства. Невыполнение таких требований приведет к нарушению ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и поставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга физических лиц - пользователей автомобильных дорог.
Таким образом, суд пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, выданного уполномоченным на то должностным лицом и в пределах его компетенции в адрес Администрации г.Куртамыша, на которую законом возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Администрации г.Куртамыша Курганской области в лице главы Администрации г.Куртамыша Воронцова С.И. к Отделению Государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России «Куртамышский» о признании незаконным предписания, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения с подачей апелляционной жалобы через Куртамышский районный суд Курганской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.10.2017г.
Судья Н.Д.Дзюба