Решение по делу № 2а-1944/2020 от 21.10.2020

дело № 2а-1944/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2020 года                                                             г. Вязьма Смоленской области

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,

при секретаре Зуевой С.А.,

с участием представителя административного истца – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Цурковой Е.В.,

представителя заинтересованного лица - Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Рощина Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к судебному приставу–исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н.Н., ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Изначально администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее - Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование требования указала, что решением Вяземского районного суда Смоленской области по делу № 2-2012/2013 на администрацию Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области возложена обязанность принять в срок до 1 октября 2015 года в муниципальную собственность автомобильную дорогу по ул. Суворова г. Вязьма Смоленской области.

Определением Вяземского районного суда Смоленской области произведена замена должника на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.

Постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство № 6189/17/67020-ИП.

Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области предпринимала все возможные меры по исполнению вышеуказанного решения суда, а именно 177 автомобильных дорог общего пользования были включены в реестр объектов муниципальной собственности Вяземского городского поселения.

Для регистрации права собственности в установленном законом порядке требуется техническая документация и постановка на кадастровый учет объектов и земельных участков, на что требуется продолжительное время и денежные средства.

Источником финансирования затрат на проведение технической инвентаризации и оформления кадастровых паспортов является бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области.

На 2017 год в бюджете Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области предусмотрены лимиты денежных средств на исполнение вышеуказанных решений судов в сумме 300 000 рублей, был объявлен аукцион на проведение выполнения работ по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, установлению границ и постановки на кадастровый учет земельных участков под автомобильными дорогами, аукцион был признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок.

В связи с этим в ноябре 2017 года и в январе 2018 года администрацией были поданы заявления об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда, в удовлетворении которых судом было отказано.

На 2018 год в бюджете Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области предусмотрены лимиты денежных средств на исполнение вышеуказанных решений в сумме 300 000 рублей.

23 марта 2018 года Администрация заключила муниципальный контракт с ООО «Диметра» на выполнение работ по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, установлению границ и постановке на учет земельных участков, изготовлению технических планов на 10 дорог на сумму 195 000 рублей.

18 июля 2018 года заключен муниципальный контракт с ООО «МФЦ БИНОМ» на выполнение работ по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, установлению границ и постановке на кадастровый учет земельных участков под автомобильными дорогами на сумму 87 000 рублей.

Согласно справке Администрации от 26 сентября 2019 года № ХХХ на 2019 год в бюджете Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области утверждены расходы денежных средств на проведение технической инвентаризации и оформление кадастровых паспортов автомобильных дорог в сумме 1 000 000 рублей.

24 сентября 2019 года между Администрацией и ООО «ГЕОКАД» был заключен договор № ХХХ, согласно которому последний обязуется выполнить работы по межеванию земельных участков общего пользования под улицами г. Вязьма Смоленской области.

Кроме того, Администрацией неоднократно направлялись сообщения Губернатору Смоленской области по вопросу выделения денежных средств из областного бюджета, поскольку на выполнение вышеуказанных решений суда необходимо не менее 6 000 000 рублей, когда на исполнение всех имеющихся судебных решений необходимо не менее 300 000 000 рублей.

В бюджете Вяземского городского поселения в рамках муниципальной программы «Содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области» предусмотрены бюджетные обязательства на мероприятия по проведению технической инвентаризации и оформление кадастровых и технических паспортов автомобильных дорог, расположенных на территории Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области, в сумме 500 000 рублей.

В связи с большим количеством аналогичных дел Администрация проводит поэтапную процедуру принятия в муниципальную собственность автомобильных дорог по решению Вяземского районного суда Смоленской области. На первом этапе были поставлены на кадастровый учет следующие автомобильные дороги: ул. Восстания, ул. Репина, Красноармейское шоссе, ул. Бауманская, пер. Репина, пер. Машиностроительный, пер. Дворцовый.

В настоящее время осуществляется постановка на кадастровый учет автомобильных дорог по ул. Заслонова и по ул. 25 октября. Однако действия по государственной регистрации права вышеуказанных дорог приостановлены, поскольку границы земельного участка, на котором расположены автомобильные дороги, пересекают границы других земельных участков.

В связи с возникшими обстоятельствами, препятствующими постановке на кадастровый учет, Администрация в настоящее время лишена возможности исполнить решение суда о принятии в муниципальную собственность автомобильную дорогу по ул. Суворова г. Вязьма Смоленской области, поскольку возникшие обстоятельства находятся вне контроля Администрации.

В настоящее время Администрация обратилась в ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области с разъяснением порядка исполнения решения суда по делу № 2-2012/2013.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 14 октября 2020 года на Администрацию был наложен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Полагает, что со стороны Администрации отсутствует вина по неисполнению обязательств, возложенных судом. Считает нецелесообразным уплату исполнительского сбора, так как денежные средства при уплате исполнительского сбора переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, указанные денежные средства могли бы быть направлены на исполнение судебных решений

Ссылаясь на данные обстоятельства, Федеральный закон от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», просит освободить от взыскания исполнительского сбора.

Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 18 ноября 2020 года по настоящему делу в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав–исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишкова Н.Н., УФССП России по Смоленской области.

В судебном заседании представитель административного истца – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Цуркова Е.В. требование поддержала по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишкова Н.Н., представитель административного ответчика - ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области не явились, просят рассмотреть дело в свое отсутствие, позиции по существу спора не высказали.

Представитель административного ответчика – УФССП России по Смоленской области не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, полагает, что основания для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении иска просит отказать.

Представитель заинтересованного лица - Вяземского межрайонного прокуратура Смоленской области Рощин Д.Ю. не возражал относительно удовлетворения требования об освобождении администрации от уплаты исполнительского сбора.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частями 1, 11 статьи 30 названного федерального закона установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 ФЗ № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Судом установлено и следует из материалов, решением Вяземского районного суда Смоленской области от 16 октября 2013 года на администрацию Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области возложена обязанность принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу, расположенную по адресу: ул. Суворова, г. Вязьма, в срок до 1 октября 2015 года.

19 ноября 2013 года указанное решение вступило в законную силу, выписан исполнительный лист серии ВС номер 050618316.

На основании вышеназванного исполнительного документа, 13 февраля 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство № 6189/17/67020-ИП в отношении должника - администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д. 42). Указанное постановление 2 марта 2017 года поступило в организационный отдел Администрации.

Определением Вяземского районного суда Смоленской области от 21 декабря 2016 года произведена замена должника – администрации Вяземского городского поселения на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по делу № 2-2012/2013 по иску Вяземского межрайонного прокурора к администрации Вяземского городского поселения о понуждении принять в муниципальную собственности недвижимое имущество (автомобильную дорогу по улице Суворова).

Определением Вяземского районного суда Смоленской области от 14 апреля 2017 года администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 16 августа 2013 года по гражданскому делу по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вяземского городского поселения Смоленской области о понуждении совершить определенные действия до 1 октября 2017 года.

Определением Вяземского районного суда Смоленской области от 19 января 2018 года отказано в удовлетворении заявления администрации МО «Вяземский район» Смоленской области об отсрочке исполнения решения Вяземского районного суда Смоленской области от 16 октября 2013 года по гражданскому делу № 2-2012/2013 по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вяземского городского поселения Смоленской области о понуждении принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу по ул. Суворова г. Вязьма Смоленской области.

Поскольку исполнительный документ должником - администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в установленный для добровольного исполнения срок не исполнен, 14 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н.Н. вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей 00 копеек (л.д. 48).

Названное постановление с постановлением судебного пристава-исполнителя от 14 октября 2020 года о назначении нового срока для исполнения требований исполнительного документа – до 30 ноября 2020 года, поступило в адрес Администрации 15 октября 2020 года (л.д. 49).

21 октября 2020 года административный истец обратился с настоящим административным иском об освобождении от исполнительского сбора.

В соответствии с частями 1-3,6,7 ст. ФЗ № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из разъяснений, содержащихся в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

По смыслу действующего законодательства освобождение от уплаты исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин и исключительных обстоятельств.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.

Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники по исполнительному производству могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Освобождение должника от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Суд принимает во внимание, что в ходе исполнительного производства должником принимались все возможные меры для принятия в муниципальную собственность дороги, были заключены муниципальные контракты по разработке проекта межевания территории дорог в установленных рамках бюджета, утверждены проекты планировки и межевания территории под размещение линейных объектов (автомобильных дорог). С учетом того, что решениями суда на Администрацию возложены обязанности по принятию в муниципальную собственность автомобильных дорог по всему городу, с учетом лимитов бюджетных ассигнований, суд приходит к выводу, что добровольное исполнение требований исполнительного документа не представляется возможным.

Также необходимо отметить, что согласно статьи 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 15 БК РФ).

Источником финансирования затрат на выполнение решений судов является бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что с учетом ограниченного бюджетного финансирования Администрация была лишена реальной возможности исполнить требования исполнительного документа по независящим от нее в совокупности обстоятельствам, в чем усматривается отсутствие умысла или неосторожности, направленных на неисполнение в срок судебного решения.

Причины неисполнения судебного решения в установленный срок признаются судом уважительными, не зависящими от воли должника, в связи с чем заявленное Администрацией требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к судебному приставу–исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н.Н., ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, постановленного к взысканию на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 14 октября 2020 года, в рамках исполнительного производства № 6201/17/67020-ИП, возбужденного 13 февраля 2017 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.

Судья                                                                                    Т.Н. Красногирь

18.12.2020 – объявлена резолютивная часть решения,

31.12.2020 – составлено мотивированное решение,

02.02.2021 – решение вступает в законную силу

2а-1944/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области
Ответчики
ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области
Судебный пристав - исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишкова Наталья Николаевн
УФССП России по Смоленской области
Другие
Вяземский межрайонный прокурор
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Красногирь Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
vyazma.sml.sudrf.ru
21.10.2020Регистрация административного искового заявления
22.10.2020Передача материалов судье
23.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2020Судебное заседание
18.12.2020Судебное заседание
31.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2021Дело оформлено
06.04.2021Дело передано в архив
18.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее