Решение по делу № 33-12841/2016 от 05.05.2016

Судья Кулагина И.Ю. Дело № 33-12841/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Гаценко О.Н., Мизюлина Е.В.,

при секретаре Родиной Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 мая 2016 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 18 ноября 2015 года по делу по иску Биляловой А.Х. к Министерству социального развития Московской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения представителя ответчика, представителя третьего лица,

У С Т А Н О В И Л А:

Билялова А.Х. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.

В обоснование требований указала, что Щелковским управлением социальной защиты населения были приняты решения о выплате Бедретдинову А.З. компенсации расходов на обеспечение инвалидов ТСР/ПОИ от 22 сентября 2014 года в размере 1950 рублей, от 20 октября 2014 года в размере 390 рублей, от 22 октября 2014 года в размере 1170 рублей.

29 октября 2014 года Бедретдинов А.З. умер. Его наследником на основании завещания является она - Билялова А.Х.

До настоящего времени денежная компенсация получена не была.

Просила взыскать с ответчика денежную компенсацию в размере 3510 рублей.

В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения иска возражал, указав, что истица в установленном законом порядке в наследство не вступила, в настоящее время денежные компенсации выплачиваются фондом социального страхования. Полагает, что денежная компенсация за приобретенные технические средства реабилитации наследованию не подлежит.

Представитель третьего лица ГУ-МОРО Фонда социального страхования РФ против удовлетворения исковых требований не возражала, полагает, что заявленная денежная сумма входит в состав наследственной массы. Представил в материалы дела письменный отзыв, из которого следует: поскольку решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации были приняты территориальным органом социальной защиты населения, основания для выплаты указанной компенсации у Фонда отсутствуют. Любые обязательства по уплате задолженности орган социальной защиты населения выполняет самостоятельно.

Решением суда исковые требования были удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, постановить по делу новое решение об отказе в иске.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Решение суда указанным требованиям не соответствует.

Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, решением Щелковского управления социальной защиты населения Мимнистерства социального развития Московской области №3189013 от 20 октября 2014 года Бедретдинову А.З. решено предоставить компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 390 рублей (л.д.9).

В соответствии с уведомлением от 22 сентября 2014 года №3189014, Щелковским управлением социальной защиты населения принято решение об установлении Бедретдинову А.З. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на обеспечение инвалидов ТСР/ПОИ в размере 1950 рублей (л.д.16).

В соответствии с уведомлением от 22 октября 2014 года №3189023, Щелковским управлением социальной защиты населения принято решение об установлении Бедретдинову А.З. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на обеспечение инвалидов ТСР/ПОИ в размере 1170 рублей (л.д.18).

Таким образом, в общей сумме Бедретдинову А.З. на дату 22 октября 2014 года Щелковским управлением социальной защиты населения должно было быть выплачено 3510 рублей.

29 октября 2014 года Бедретдинов А.З. умер (л.д.20).

На основании завещания от 16 декабря 2011 года наследницей Бедретдинова А.З. является истица Билялова А.Х. (л.д.8).

Разрешая спор и постановляя по делу решение об удовлетворении исковых требований и возлагая обязанность по выплате компенсации на ответчика, суд первой инстанции исходил из того, что решения о компенсации за приобретенные ею технические средства реабилитации были приняты Министерством социального развития Московской области, в связи с чем, реализация данных решений является обязанностью указанного ответчика.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Статьей 10 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 4 ст. 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 чт. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

В п.п. 22-14 – 22-20 раздела «Технические средства реабилитации» Классификации технических средств реабилитации перечислены «Подгузники для взрослых размер М».

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией.

В соответствии со ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Соглашения заключаются и вступают в силу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено указанным порядком, соглашение вступает в силу после его утверждения Правительством Российской Федерации.

В период с 01.01.2011 года по 31.12.2014 года обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации возлагалось на органы социальной защиты населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

14.10.2014 года между Государственным учреждением – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения было заключено Соглашение №51 о передаче указанных полномочий с 01.01.2015 года Фонду социального страхования.

Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до 26.12.2014 года осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до 26.12.2014 года.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на Фонд в 2015 году возложены полномочия по осуществлению расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Правила предоставления Фонду межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Как следует из материалов дела, личное дело Бедретдинова А.З. подлежало включению в реестр для оплаты и передаче Филиалу № 34 ГУ – МОРО ФСС РФ, однако, что и было сделано.

Таким образом, реализация Министерством социального развития Московской области вынесенных им ранее в отношении Бедретдинова А.З. решений о выплате компенсаций противоречит требованиям выше приведенных нормативно правовых актов и заключенному Соглашению, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по выплате указанной компенсации на Министерство социального развития Московской области нельзя признать правильным, в связи с чем, выплата указанной компенсации должна быть возложена на ГУ-МОРО Фонда социального страхования РФ.

В соответствии со ст.1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В силу ст.1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст.1183 Гражданского кодекса РФ, право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст.1118 Гражданского кодекса РФ, распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.

При этом, как разъяснено в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании», получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.

Таким образом, начисленная, но не выплаченная по независящим от гражданина сумма компенсации должна входить в состав наследственного имущества Бедретдинова А.З.

Поскольку истица является его наследницей по завещанию, сведений об отмене либо изменении завещания материалы дела не содержат, суд приходит к выводу, что Билялова А.Х. имеет право на получение денежной компенсации в размере 3510 рублей в порядке наследования.

Однако, поскольку исковые требования Биляловой А.Х. предъявлены к ненадлежащему ответчику, оснований для взыскания данной компенсации не имеется.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Биляловой А.Х. к Министерству социального развития Московской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Щелковского городского суда Московской области от 18 ноября 2015 года отменить, постановить по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Биляловой А.Х. к Министерству социального развития Московской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации отказать.

Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

33-12841/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Билялова А.Х.
Ответчики
Управление социальной защита населения
Другие
филиал 40 ГУ Фонд социального страхования
Суд
Московский областной суд
Судья
Цуркан Л.С.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
16.05.2016Судебное заседание
02.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2016Передано в экспедицию
16.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее