Судья Дудырева Ю.В. № 33-6942/2024 (2-1425/2024)
86RS0007-01-2024-001445-64
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 ноября 2024 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Дука Е.А.,
судей Соболевской Н.Ю., Солониной Е.А.,
при секретаре Щербина О.А.,
с участием прокурора Обухова Р.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского поселения Пойковский к А.А.Г.о. , А.Л.М.к., А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. о выселении с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, выселении из жилого помещения специализированного (маневренного) жилищного фонда,
встречному исковому заявлению А.А.Г.о. к администрации городского поселения Пойковский, администрации Нефтеюганского района, департаменту имущественных отношений администрации Нефтеюганского района о признании права на участие в мероприятии, возложении обязанности включить в список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений в связи с превышением предельно допустимой концентрации фенола,
по апелляционным жалобам администрации городского поселения Пойковский, департамента имущественных отношений администрации Нефтеюганского района, апелляционному представлению прокурора Нефтеюганского района на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 июля 2024 года, которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении исковых требований МУ «Администрации городского поселения Пойковский» к А.А.Г.о., А.Л.М.к., А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: пгт. Пойковский, микрорайон 2, (адрес), в связи с предоставлением других жилых помещений, расположенных по адресам: пгт. Пойковский, микрорайон 7, (адрес), пгт. Пойковский, микрорайон 7, (адрес).
Отказать в удовлетворении исковых требований МУ «Администрации городского поселения Пойковский» к А.А.Г.о., А.Л.М.к., А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. о выселении из жилого помещения специализированного (маневренного) фонда, расположенного по адресу: Нефтеюганский район, пгт. Пойковский, мкр, 3, (адрес), без предоставления другого жилого помещения.
Встречные исковые требования А.А.Г.о. к МУ «Администрации городского поселения Пойковский», Администрации Нефтеюганского района, Департаменту имущественных отношений администрации Нефтеюганского района о признании права на участие в мероприятии «Переселение граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, и помещений, не отвечающих требованиям в связи с превышением предельно допустимой концентрации фенола и (или) формальдегида» муниципальной программы от 20.02.2023 № 240-па-нпа «Обеспечение доступным и комфортным жильем» и возложении обязанности на Департамент имущественных отношений администрации Нефтеюганского района включить А.А.Г.о. в Список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, не отвечающих требованиям в связи с превышением предельно допустимой концентрации фенола и (или) формальдегида и находящихся на территории Нефтеюганского района, оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Солониной Е.А., заключение прокурора Обухова Р.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, объяснения представителя департамента имущественных отношений Нефтеюганского района, администрации Нефтеюганского района М.Т.И. , поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации городского поселения Пойковский М.А.И. , поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Администрация городского поселения Пойковский обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит выселить А.А.Г.о. , А.Л.М.к., А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: Нефтеюганский район, пгт. Пойковский, мкр. 2, (адрес), в связи с предоставлением других жилых помещении, расположенных по адресам: пгт. Пойковский, микрорайон 7, (адрес), пгт. Пойковский, микрорайон 7, (адрес); выселить А.А.Г.о. , А.Л.М.к., А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. из жилого помещения, специализированного (маневренного) фонда, расположенного по адресу: Нефтеюганский район, пгт. Пойковский, мкр, 3, (адрес), без предоставления другого жилого помещения. Требования мотивированы тем, что А.А.Г.о. , А.Л.М.к. , А.А.А. А., А.П.А. , А.Г.А. зарегистрированы в муниципальном жилом помещении по адресу: пгт. Пойковский, мкр. 2, (адрес), состоящем из одной комнаты общей площадью 16,5 кв.м. жилой площадью 11 кв.м., на основании договора социального найма от 14.12.2006 № 9a. 23.01.2020 Администрацией городского поселения Пойковский вынесено распоряжение о признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу № 34-р, срок расселения дома до 31.12.2030. 15.02.2023 А.А.Г.о. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда от 15.02.2023 № 1 по адресу: пгт. Пойковский, мкр. 3, (адрес), состоящем из двух комнат общей площадью 52,7 кв.м., жилой площадью 27,0 кв.м., на срок до 14.01.2024. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи А.Л.М.к. , А.А.А. А., А.П.А. , А.Г.А. Срок договора найма жилого помещения маневренного найма истек, на новый срок не заключен. 26.01.2024 А.А.Г.о. направлено уведомление с соглашением о расторжении договора маневренного найма на жилое помещение, расположенное по адресу: пгт, Пойковский, мкр. 3, (адрес). Администрацией городского поселения Пойковский принято решение предоставить А.А.Г.о. и членам его семьи жилое помещение, расположенное по адресу: пгт Пойковский, мкр. 7, (адрес), состоящее из 1-й комнаты, общей площадью 36,1 кв. метров и жилое помещение, расположенное по адресу: пгт Пойковский, мкр, 7, (адрес), состоящее из 2-х комнат, общей площадью 54,2 кв. метров по договорам социального найма. 13.03.2024 ответчику направлялось уведомление о принятом решении, так же необходимости расторжения договора социального найма № 9a от 20.01.2009, снятия с регистрационного учета по адресу: пгт. Пойковский, микрорайон 2, (адрес) подписания договоров социального найма на предоставленные жилые помещения, расположенные по адресам: пгт. Пойковский, микрорайон 7, (адрес), пгт. Пойковскнй, микрорайон 7, (адрес), однако 18.03.2024 А.А.Г.о. Гаджибаба оглы написал заявление об отказе от предложенных квартир. До настоящего времени договор социального найма от 14.12.2006 № 9a не расторгнут, для заключения договора социального найма ответчики не являлись.
А.А.Г.о. обратился в суд со встречным исковым заявлением к администрации городского поселения Пойковский, администрации Нефтеюганского района, департаменту имущественных отношений администрации Нефтеюганского района, в котором просит суд признать за ним право на участие в мероприятии «Переселение граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, и помещений, не отвечающих требованиям в связи с превышением предельно допустимой концентрации фенола и (или) формальдегида» муниципальной программы от 20.02.2023 № 240-па-нпа «Обеспечение доступным и комфортным жильем», возложить обязанность на департамент имущественных отношений администрации Нефтеюганского района включить А.А.Г.о. в Список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, не отвечающих требованиям в связи с превышением предельно допустимой концентрации фенола и (или) формальдегида и находящихся на территории Нефтеюганского района. Требования мотивированы тем, что А.А.Г.о. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: микрорайон 2, (адрес), п.г.т. Пойконский. 23.05.2024 А.А.Г.о. обратился в департамент имущественных отношений Нефтеюганского района с заявлением о включении в список граждан, проживающих в помещениях, не отвечающих требованиям в связи с превышением предельно допустимой концентрации фенола и(или) формальдегида, расположенных на территории Нефтеюганского района. Жилое помещение расположено в многоквартирном доме, обследование которого проводилось 25.03.2024 Испытательным лабораторным центром ФФБУЗ «ЦГиЗ в ХМАО - Югре в г. Нефтеюганске и в Нефтеюганском районе и в г. Пыть-Яхе», о чем составлен протокол испытаний № 2915.24 от 25.03.2024, согласно которому жилое помещение заявителя содержит формальдегид (массовая концентрация) (выше ПДК до 2 раз). Указанный документ приложен заявителем к заявлению в уполномоченный орган. По результатам рассмотрения обращения заявителю направлен ответ о том, что он не подлежит включению в Список граждан, проживающих в помещениях, не отвечающих требованиям в связи с превышением предельно допустимой концентрации фенола и (или) формальдегида, так как ранее обеспечен жильем в виде предоставления двух жилых помещений, расположенных по адресу: микрорайон 7, (адрес), п.г.т. Пойковский, а также микрорайон 7, (адрес), п.г.т. Пойковский, на условиях социального найма в целях расселения аварийного жилого (адрес), расположенного во 2 микрорайоне п.г.т. Пойковский. При этом, А.А.Г.о. отказался от предложенных ему в целях расселения аварийного жилого (адрес), расположенного во 2 микрорайоне п.г.т. Пойковский жилых помещений, которые расположены по адресу: микрорайон 7, (адрес), п.г.т. Пойковский, а также микрорайон 7, (адрес), п.г.т. Пойковский, на условиях социального найма. Фактически договоры социального найма администрацией Нефтеюганского района с А.А.Г.о. на жилые помещения по адресу: микрорайон 7, (адрес) 20, п.г.т. Пойковский, не заключены, жилые помещения заявителем не получены. С учетом изложенного, абзац 14 пункта 11 Порядка в отношении А.А.Г.о. при отказе во включении в Список применению не подлежит, иные правовые основания для отказа А.А.Г.о. во включении в Список отсутствуют. Таким образом, департаментом необоснованно отказано А.А.Г.о. во включении в Список граждан на основании обеспечения жильем в виде предоставления двух жилых помещений.
Протокольным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства и ЖКК ХМАО-Югры.
В судебном заседании представитель истца МУ «Администрации городского поселения Пойковский» М.А.И. настаивала на удовлетворении требований, мотивируя тем, что ответчиком предоставляются две квартиры, общая площадь которой соответствует норме предоставления на семью из пяти человек. В удовлетворении встречного иска просила отказать.
Ответчики А.А.Г.о. , А.Л.М.к. в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований МУ «Администрации городского поселения Пойковский» отказать, мотивируя несогласием на предоставление их семье двух квартир, указанных в исковом заявлении, полагают, что им положено к предоставлению жилое помещение или два большей площадью, указав, что им надо обеспечить жильем и детей, настаивали на удовлетворении встречного иска, полагая, что им, возможно, будет предоставлено и жилое помещение и субсидия по программе.
Представитель ответчиков Администрации Нефтеюганского района и Департамента имущественных отношений администрации Нефтеюганского района М.Т.И. исковые требования администрации пгт. Пойковсикй поддержала, возражала против удовлетворения встречных исковых требований А. , просила отказать по доводам письменных возражений.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. , представителя третьего лица Департамента строительства и ЖКК ХМАО-Югры, по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений администрации Нефтеюганского района просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований администрации городского поселения Пойковский о выселения из жилого помещения в связи с предоставлением других жилых помещений, выселения из жилого помещения специализированного (маневренного) фонда без предоставления другого жилого помещения, отменить, приняв в этой части по делу новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, отказывая в удовлетворении иска администрации городского поселения Пойковский, суд ссылается на то, что А. категорически отказываются от переселения в два жилых помещения, между тем в судебном заседании А.А.Г.о. Гаджибаба оглы, А.Л.М.к. Махмуд кызы под протокол судебного заседания неоднократно заявляли, что согласны на два жилых помещения, но они хотят однокомнатную и трехкомнатную квартиры одновременно. Обращает внимание, что законодатель нормативно не регламентирует количество квартир при предоставлении жилого помещения по спискам очередности гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, говорит лишь о норме предоставления площади жилого помещения. Суд упускает из внимания вступившее в законную силу решение суда от 01.12.2022г. и исполнительный лист, выданный 26.06.2023 ФС (номер), на основании которого (дата) возбуждено исполнительное производство (номер)-ИП. Учитывая вышесказанное, доводы суда о том, что срок отселения спорного аварийного дома установлен муниципалитетом до 31.12.2030г., а следовательно, у администрации имеется достаточно времени для приобретения и предоставления А. жилого помещения площадью не менее 90 кв.м., идет в разрез с нормами действующего материального и процессуального законодательства, в частности нарушается часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, жилое помещение специализированного (маневренного) фонда предоставлялось семье А. не в связи с непригодностью жилого помещения занимаемого на условиях социального найма. На сегодняшний день срок договора истек, при этом семья А. продолжает проживать в спорном жилом помещении без правоустанавливающих документов. Не согласны с выводом суда о том, что необходимость незамедлительного отселения А. из аварийного дома отсутствует, так как семья с 2023 года проживает в жилом помещении специализированного (маневренного) фонда, между тем дом признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения до 31.12.2026г.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения Пойковский просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о выселении с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, выселении из жилого помещения специализированного (маневренного) жилищного фонда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, отказывая администрации в заявленных исковых требованиях суд указывает, что семье А. полагается жилое помещение площадью не менее 90 кв.м, по норме предоставления исходя из состава семьи 5 человек. А также, что срок отселения спорного аварийного дома установлен до 31.12.2030, поэтому у администрации имеется достаточно времени для приобретения и предоставления А. жилого помещения площадью не менее 90 кв.м. Однако суд не учитывает, что имеется вступившее в законную силу решение суда, в соответствии с которым на администрацию возложена обязанность в предоставлении А. жилого помещения не менее 18 кв.м., а решение о предоставлении двух жилых помещений принято с учетом постановления правительства ХМАО-Югры от 29.12.2020 №643-п «О мерах реализации государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы» (в ред. от 13.02.2024). Более того Закон не указывает о количестве предоставляемых квартир при предоставлении жилого помещения, указывает лишь только норму предоставления площади жилого помещения. Также суд, отказывая в том числе в выселении из жилого помещение специализированного (маневренного) найма, расположенного по адресу: пгт. Пойковский, мкр. 3 (адрес), указывает, что с А. не решен вопрос о предоставлении иного благоустроенного жилого помещения взамен аварийного, на жилье аварийное и непригодное для проживания и, что жилое помещение специализированного (маневренного) фонда аварийным, непригодным не значится. Однако, суд не принял во внимание, что жилое помещение специализированного (маневренного) фонда предоставлялось семье А. не в связи с непригодностью жилого помещения социального найма, срок проживания согласно условий договора закончился, А. проживают в спорном помещении без правоустанавливающих документов, кроме того, данное помещение признано аварийным и подлежащим сносу, срок расселения до 31.12.2026г.
В апелляционном представлении прокурор Нефтеюганского района просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований администрации г.п. Пойковский о выселении с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, выселении из жилого помещения специализированного (маневренного) жилищного фонда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований администрации г.п. Пойковский. В обоснование апелляционного представления указывает, что спор судом по существу не рассмотрен, семья А. продолжает проживать в аварийном жилье. Решением суда от 01.12.2022г. до настоящего времени не исполнено в связи с отказом семьи А. от жилых помещений, предлагаемых администрацией. Не согласен с выводом суда о необходимости предоставления семье А. жилого помещения не менее 90 кв.м., поскольку в связи с признанием аварийным многоквартирного (адрес) во 2 мкр. г.п. Пойковский и вынесением решения суда от 01.12.2022г. у органа местного самоуправления возникла обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения в границах г.п. Пойковский не менее 18 кв.м., аналогичные положения закреплены в статьях 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом, действующим законодательством на администрацию г.п. Пойковский не возложена обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма свыше 18 кв.м., поскольку предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению в соответствии со ст. 89 ЖК РФ. В связи с тем, что семья А. состоит на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вопрос о предоставлении жилого помещения будет рассмотрен органом местного самоуправления в порядке очередности исходя из даты постановки на соответствующий учет в соответствии с положениями ч.1 ст. 57 ЖК РФ. Согласно нормам жилищного права улучшение жилищных условий по количественным показателям не предусмотрено при переселении граждан из жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, такое предоставление носит компенсационный характер. Кроме того, решение суда в части отказа в удовлетворении требований А.А.Г.о. не мотивировано. Порядок, Правила предоставления субсидии, иные нормы окружного и федерального законодательства не содержат в качестве оснований для отказа во включении в Список граждан лиц, в отношении которых принято решение об отселении граждан в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. А.А.Г.о. отказался от предложенных ему в целях расселения аварийного жилого (адрес) во 2 микрорайоне г.п.Пойковский жилых помещений. С учетом изложенного, абзац 14 пункта 11 Порядка в отношении А.А.Г.о. не подлежит применению. До настоящего времени семья А. жилым помещением не обеспечена, соответственно принятое Департаментом решение не является правомерным. Указанным фактам надлежащая оценка решением суда не дана.
Прокурор Обухов Р.В. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционного представления поддержал в полном объеме. Представитель Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района, Администрации Нефтеюганского района М.Т.И. , представитель Администрации городского поселения Пойковский М.А.И. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств, заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. Информация о движении дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах заявленных доводов апелляционного представителя, апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционного представления, апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что А.А.Г.о. , А.Л.М.к. , А.А.А. А., А.П.А. , А.Г.А. зарегистрированы в муниципальном жилом помещении по адресу: пгт. Пойковский, мкр. 2, (адрес), состоящем из одной комнаты общей площадью 16,5 кв.м. жилой площадью 11 кв.м., на основании договора социального найма от 14.12.2006 № 9a.
А. составом семьи 5 человек состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма.
Распоряжением Администрации городского поселения Пойковский № 34-р от 23.01.2020 принято решение о признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу, в том числе жилого дома по адресу: пгт. Пойковский, мкр. 2, (адрес), срок расселения установлен до 31.12.2030.
Согласно объяснениям ответчиков, в связи с невозможностью проживания 15.02.2023 А.А.Г.о. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда от 15.02.2023 № 1 по адресу: пгт. Пойковский, мкр. 3, (адрес), состоящем из двух комнат общей площадью 52,7 кв.м., жилой площадью 27,0 кв.м., на срок до 14.01.2024. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи А.Л.М.к. , А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А.
Решением Нефтеюганского районного суда от 01.12.2022 по делу №2-2747/2022 иск Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах А.А.Г.о. , А.Л.М.к., А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. к муниципальному учреждению «Администрация городского поселения Пойковский» об обязании предоставить вне очереди жилое помещение в виде квартиры на условиях договора социального найма взамен аварийного удовлетворен частично. Постановлено: «Обязать муниципальное учреждение «Администрация городского поселения Пойковский» предоставить А.А.Г.о. , А.Л.М.к., А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма взамен аварийного общей площадью не менее 11 квадратный метр, являющееся благоустроенным применительно к условиям городского поселения Пойковский Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах пгт. Пойковский. В удовлетворении остальной части исковых требований Нефтеюганскому межрайонному прокурору в интересах А.А.Г.о. , А.Л.М.к., А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. к муниципальному учреждению «Администрация городского поселения Пойковский» отказать».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 марта 2023 года решение Нефтеюганского районного суда от 01 декабря 2022 года изменено в части размера общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению. Изложен абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: «Обязать муниципальное учреждение «Администрация городского поселения Пойковский» предоставить А.А.Г.о. , А.Л.М.к., А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма взамен аварийного общей площадью не менее 18,0 кв. м., являющееся благоустроенным применительно к условиям городского поселения Пойковский Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах пгт. Пойковский». В остальной части решение оставлено без изменения.
Администрацией городского поселения Пойковский при исполнении вышеуказанных судебных актов принято решение предоставить А.А.Г.о. и членам его семьи жилые помещения исходя из нормы предоставления (18 кв.м.) на семью из пяти человек, расположенное по адресу: пгт Пойковский, мкр. 7, (адрес), состоящее из 1-й комнаты, общей площадью 36,1 кв. метров и жилое помещение, расположенное по адресу: пгт Пойковский, мкр, 7, (адрес), состоящее из 2-х комнат, общей площадью 54,2 кв. метров по договорам социального найма.
13.03.2024 ответчику направлялось уведомление о принятом решении, так же необходимости расторжения договора социального найма № 9a от 20.01.2009, снятия с регистрационного учета по адресу: пгт. Пойковский, микрорайон 2, (адрес) подписания договоров социального найма на предоставленные жилые помещения, расположенные по адресам: пгт. Пойковский, микрорайон 7, (адрес), пгт. Пойковскнй, микрорайон 7, (адрес).
18.03.2024 А.А.Г.о. написал заявление об отказе от предложенных квартир.
До настоящего времени договор социального найма от 14.12.2006 № 9a не расторгнут, для заключения договора социального найма ответчики в администрацию не являлись.
Разрешая спорные правоотношения и отказывая в удовлетворении требований в части выселения ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу: пгт. Пойковский, микрорайон 2, (адрес), в связи с предоставлением других жилых помещений, расположенных по адресам: пгт. Пойковский, микрорайон 7, (адрес), пгт. Пойковский, микрорайон 7, (адрес), суд первой инстанции исходил из того, что А.А.Г.о. , А.Л.М.к. , А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. являются членами одной семьи, данным составом состоят в списках нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, предоставление жилого помещения во внеочередном порядке осуществляется на основании решения суда о предоставлении одного жилого помещения, учитывая, что А. категорически отказываются от переселения в два жилых помещения, в связи с чем принудительное выселение приведет к нарушению их жилищных прав. Принимая во внимание, что срок отселения спорного аварийного дома установлен муниципалитетом до 31.12.2030г., у администрации имеется достаточно времени для приобретения и предоставления А. жилого помещения площадью не менее 90 кв.м., суд первой инстанции отклонил ссылки об отсутствии у муниципалитета жилого помещения, соответствующего для предоставления семье А. .
Кроме того, суд первой инстанции указал, что необходимость незамедлительного отселения А. из аварийного дома отсутствует, так как семья с 2023 года проживает в жилом помещении специализированного (маневренного) фонда, расположенного по адресу: Нефтеюганский район, пгт. Пойковский, мкр, 3, (адрес).
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Действующим жилищным законодательством предусмотрено как предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди в порядке пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, так и самостоятельный порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 57, части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма вне очереди предоставляются гражданам, которые признаны малоимущими и нуждающимися, а также жилые помещения которых, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Иной порядок регламентирован статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (пункты 1, 3).
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Из части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В силу части 1 статьи 10 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2005 N 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» гражданам, вставшим на учет до 1 марта 2005 года в органах государственной власти автономного округа и учреждениях автономного округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа, и состоящим на учете в соответствующих списках очередности, предоставляются свободные жилые помещения по норме предоставления.
Норма предоставления жилого помещения для целей настоящей статьи устанавливается в размере: 18 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одного члена семьи из двух и более человек; 33 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего человека (ч. 2 ст. 10 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2005 N 57-оз).
В соответствии с частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно решению Совета депутатов городского поселения Пойковский №103 от 21 февраля 2020 года «Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского поселения Пойковский» норма предоставления при предоставлении жилых помещений по списку очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма составляет 18 кв.м. общей площади на одного человека.
Из материалов дела следует, что семья А. составом семьи 5 человек состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма.
Согласно выписке из протокола №18 заседания жилищно-бытовой комиссии муниципального учреждения администрацией городского поселения Пойковский принято решение предоставить А.А.Г.о. и членам его семьи жилые помещения исходя из нормы предоставления (18 кв.м.) на семью из пяти человек, расположенные по адресу: пгт Пойковский, мкр. 7, (адрес), состоящее из 1-й комнаты, общей площадью 36,1 кв.м., и жилое помещение, расположенное по адресу: пгт Пойковский, мкр, 7, (адрес), состоящее из 2-х комнат, общей площадью 54,2 кв.м. по договорам социального найма (т. 1 л.д. 22-24). Общая площадь предоставляемых квартир составляет 90,3 кв.м. Соответственно, семье А. полагается к предоставлению жилые помещения площадью не менее 90 кв.м. (5 чел.*18 кв.м.).
На основании изложенного, исходя из того, что в судебном заседании А. не возражали относительно предоставления им двух жилых помещений, общая площадь предоставляемых квартир составляет 90,3 кв.м., то есть с учетом нормы предоставления на каждого члена семьи, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии основания для отказа в удовлетворении требований администрации городского поселения Пойковский.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении требований администрации городского поселения Пойковский к А.А.Г.о. , А.Л.М.к., А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. о выселении с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, выселении из жилого помещения специализированного (маневренного) жилищного фонда подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об удовлетворении исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с А.А.Г.о. , А.Л.М.к., А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. в солидарном порядке подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований А.А.Г.о. признании права на участие в мероприятии и возложении обязанности включить в список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений в связи с превышением предельно допустимой концентрации фенола, суд первой инстанции исходил из того, что А. избран способ расселения в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, которое приобретается за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеются вступившие в законную силу судебные акты. Кроме того, суд первой инстанции указал, что то обстоятельство, что в настоящее время вопрос о переселении семьи А. в другое жилое помещение не решен, не является основанием для включения А.А.Г.о. в названный список в силу обязательности исполнения судебных решений.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции. Изложенные выводы соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции на основании полученных по настоящему делу доказательств, которым суд дал надлежащую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Суд рассмотрел спор с соблюдением норм процессуального права и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Содержащиеся в апелляционном представлении доводы о том, что до настоящего времени семья А. жилым помещением не обеспечена, соответственно принятое департаментом решение не является правомерным, подлежат отклонению.
Согласно абзацу 14 пункта 11 Порядка реализации основного мероприятия «Переселение граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, и помещений, не отвечающих требованиям в связи с превышением предельно допустимой концентрации фенола и (или) формальдегида», утвержденного постановлением администрации Нефтеюганского района от 20.02.2023 № 240-па-нпа (далее - Порядок), в Список граждан на новый календарный год не подлежат включению: граждане, получившие взамен жилого помещения, не отвечающего требованиям в связи с превышением предельно допустимой концентрации фенола и (или) формальдегида, иное жилое помещение на условиях социального найма или в собственность либо возмещение за изымаемое жилое помещение в рамках иных мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий.
Из материалов дела следует, что А. избран именно способ расселения в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу. При этом, администрацией городского поселения Пойковский принято решение о предоставлении А.А.Г.о. и членам его семьи по договорам социального найма жилых помещений исходя из нормы предоставления (18 кв.м.) на семью из пяти человек, общей площадью 90,3 кв.м.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований подлежит оставлению без изменения, поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, а доводы апелляционного представления в остальной части основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорному правоотношению законодательства, фактических обстоятельств, вследствие чего не свидетельствуют о наличии правовых оснований для удовлетворения апелляционного представления в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 июля 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении требований администрации городского поселения Пойковский к А.А.Г.о. , А.Л.М.к., А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. о выселении с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, выселении из жилого помещения специализированного (маневренного) жилищного фонда.
Принять в данной части новое решение.
Выселить А.А.Г.о. , А.Л.М.к., А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: пгт. Пойковский, микрорайон 2, (адрес), с предоставлением других жилых помещений, расположенных по адресам: пгт. Пойковский, микрорайон 7, (адрес), пгт. Пойковский, микрорайон 7, (адрес).
Выселить А.А.Г.о., А.Л.М.к., А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. из специализированного (маневренного) фонда, расположенного по адресу: Нефтеюганский район, пгт. Пойковский, мкр, 3, (адрес), без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать солидарно с А.А.Г.о. , А.Л.М.к. , А.А.А. , А.П.А. , А.Г.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.
В остальной части решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 июля 2024 года оставить без изменения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 14.11.2024 года.
Председательствующий |
Дука Е.А. |
Судьи |
Соболевская Н.Ю. |
Солонина Е.А. |