27RS0015-01-2023-001250-35
№ 2-16/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2024 года п. Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
Председательствующего судьи Романько А.М.
при секретаре Ярош А.А.
с участием с участием прокурора Ванинского района Молчан К.Н.
представителя истца Капилюшок Д.Д., действующего по ордеру от 03.11.2023 г. № 639990,
представителя ответчика Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Замуруевой И.А. по доверенности,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ИП Губайдулиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барановой Антонины Александровны, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации Ванинского муниципального района, Егорычевой Юлии Леонидовне и Акаевой Вере Сергеевне, Управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Баранова А.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Ванинский районный суд с иском к Администрации Ванинского муниципального района, Егорычевой Юлии Леонидовне и Акаевой Вере Сергеевне, о компенсации морального вреда, по тем основаниям, что 20.08.2023г., около 10.00 часов, находясь на детской площадке, возле торца дома №4 ул.Молодежная п.Ванино, в общественном месте и на территории многоквартирного дома, ее сын, ФИО2. ДД.ММ.ГГГГр., был подвержен нападению 3 бесхозных собак постоянно располагающихся во дворе указанного дома. В результате нападения ребенку была причинена укушенная рана левой голени. После первичного медицинского вмешательства, сыну назначена терапия по 20.09.2023г. Из положений нормативно-правовых актов следует, что Администрации Ванинского муниципального района, являясь обязанным осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев, направленную на предотвращение вреда здоровью граждан, такую деятельность не осуществлял, что привело к причинению вреда здоровью ее сына. Вместе с тем, наряду с Администрацией Ванинского муниципального района, причинителями вреда здоровья являются также Егорычева Ю.Л. и Акаева В.С., поскольку место нападения животных - торец дома №4 ул.Молодежная п.Ванино, является местом их регулярного прикорма ФИО5 и ФИО6, которые фактически содержат собак и используют их. Действия ФИО5 и ФИО6, направленные на прикорм стаи бесхозных собак в общественном месте, во дворе многоквартирного <адрес> являются источником повышенной опасности поскольку формируют у собак естественное поведение направленное на защиту места прикорма путем проявления животной агрессии в отношении человека не участвующего в их прикорме, в отсутствие какого-либо контроля за такой агрессией со стороны кормильцев. Действия ФИО5 и ФИО6, привели к тому, что во время и месте указанных выше, в отсутствие каких-либо провокационных действий, собаки напали на ее ребенка, причинив увечье в виде укушенной раны левой голени, физическую боль в момент укуса до оказания первичной медицинской помощи, ограничение возможности передвижения, болезненные симптомы при пальпации до настоящего времени, а также нравственные страдания обусловленные переживанием чувств страха, беспомощности и уязвимости в среде по умолчанию являющейся средой обитания человека. В момент нападения и перед ним в непосредственной близости не было ни одного взрослого. Детский крик о помощи, сопровождающийся звериным лаем обратил на себя внимание случайных взрослых, благодаря вмешательству которых стая отступила и что предотвратило возможность наступления необратимых последствий. Благодаря вмешательству случайных взрослых, сын был доставлен в лечебное учреждение где ему была оказана первая медицинская помощь. После оказания медицинской помощи, сыну была назначена терапия направленная на предотвращение бешенства, срок которой составил 1 месяц - по 20.09.2023г.
Бездействие Администрации Ванинского муниципального района, а также действия Егорычевой Ю.Л. и Акаевой В.С., являются посягательством на жизнь и здоровье ее сына, что причиняет моральный вред, который, в соответствии со ст. 151 ГК РФ, в отсутствие каких-либо добровольных действий со стороны ответчиков, может быть взыскан в денежной форме в судебном порядке. Учитывая: индивидуальную особенность ребенка, а именно его малолетний возраст, обуславливающий степень физических и нравственных страданий, исход которых может пагубно отразиться на формировании его психологического здоровья, неся риски формирования чувств повышенной тревожности волнения и беспокойства; степень вины Администрации Ванинского муниципального района, которая отягощена его бездействием на фоне предупреждения об агрессивном поведении животных до их нападения, бездействием по отлову после нападения, а также лживостью объяснения бездействия по неотлову животных отсутствием агрессии с их стороны, в то время как отлов не производится и после нападения; степень вины Егорычевой Ю.Л. и Акаевой В.С., которая отягощена продолжением демонстративных действий по прикорму, несмотря на просьбы прекратить кормление и демонстрацию агрессивного поведения животных в социальных сетях, размер компенсации морального вреда причиненный ее ребенку, она определила в сумме 200 000 рублей. Между тем Егорычева Ю.Л. и Акаева В.С., также являются причинителями вреда здоровью, поскольку своими действиями и бездействием посягают на право ее душевного благополучия как элемента здоровья. Вследствие бездействия Администрации Ванинского муниципального района и действий Егорычевой Ю.Л. и Акаевой В.С., она испытывает чувства беспокойства, волнения и тревожности за своего ребенка в момент его нахождения в изначально безопасной, специально созданной для детей среде - территории детской площадки, предполагающей маловероятность события в виде нападения собак. Переживание указанных чувств также обусловлено страхом перед эффективностью принятых мер по предотвращению смертельно опасного заболевания, а также сомнением в действиях Администрации Ванинского муниципального района по принятию мер к вакцинации бесхозных собак в контексте неправдоподобности объяснений по их не отлову до нападения и действий по не отлову после нападения. Размер компенсации за причиняемые ей нравственные страдания оценивает в сумме 50000 рублей.
Просила взыскать солидарно с администрации Ванинского муниципального района за счет средств казны Ванинского муниципального района; Егорычевой Юлии Леонидовны; Акаевой Веры Сергеевны, денежные средства в размере 200000 рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного сыну ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ.р.; денежные средства в размере 50000 рублей, в счет компенсации причиненного Барановой А.А. морального вреда; запретить Егорычевой Юлии Леонидовне, Акаевой Вере Сергеевне кормление собак во дворах жилых домов.
Определениями от 14.11.2023 г. к участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена ИП Губайдулина О.В. и от 13.12.2023г. - в качестве соответчика Управление жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Определением от 02.02.2024 г. к участию в деле для дачи заключения привлечено Управление ветеринарии Правительства Хабаровского края.
Истец Баранова А.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, будучи надлежащим образом уведомленной о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыла ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании 18.01.2024 г. пояснила, что ввиду укуса ее малолетнего сына бездомной собакой и осознание ею того, что ребенок испытывает физическую боль от укуса собаки, физическую боль от антирабических прививок которыми пришлось подвергнуть организм ребенка для предотвращения возможных негативных последствий, переживание от возможных негативных последствий, не могло не заставлять ее волноваться и нервничать, то есть испытывать нравственные страдания.
Представитель истца Капилюшок Д.Д. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что вред несовершеннолетнему причинен собаками без владельцев, поскольку Егорычева и Акаева постоянный контроль за ними не осуществляют, собаки постоянно у них не живут, ошейников у собак нет, животные живут на улице.
Представитель ответчика Администрации Ванинского муниципального района, Замуруева И.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, согласно письменному отзыву указала, что в соответствии с ст. 2 Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. № 146 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» Ванинский муниципальный район Хабаровского края наделяется отдельными государственными полномочиями края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Согласно п.п. 2.1., 2.2., 2.3 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев (утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2019 года N 582-пр) мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, регулируемые настоящим Порядком, включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и передачу в приюты для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам; возврат животных без владельцев, содержавшихся в приютах для животных, на прежние места обитания. Содержание животных без владельцев в приютах для животных, поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев, а также размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных осуществляются в соответствии с Порядком организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от 30 марта 2020 г. N 115-пр. Исполнителями мероприятий являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекаемые органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Заказчиками мероприятий являются органы местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края, наделенные отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Вместе с тем, Законом Хабаровского края № 146 органы местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края наделяются отдельными государственными полномочиями края по организации (а не по оказанию услуг при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев) мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Так в целях исполнения указанных полномочий, между управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района и индивидуальным предпринимателем Губайдулиной О.В. в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ заключен муниципальный контракт на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края. На основании данного контракта ИП Губайдулина О.В. обязалась оказать услуги по выполнению мероприятий по отлову, транспортировке, содержанию и возврату животных без владельцев на прежние места обитания. В рамках муниципальных контрактов на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории п. Ванино отловлено 163 животных. 19.06.2023 входящий № 5976 в адрес администрации района поступило обращение от ФИО17 и жителей проживающих по адресу п. Ванино, ул. Молодежная, д.4.В адрес ФИО17 исх. 1.15- 3711 от 05.07.2023 направлен ответ на обращение, согласно которому, 19.06.2023 осуществлен выезд на территорию многоквартирного дома, расположенного по адресу: п. Ванино, ул. Молодежная, д.4, где были обнаружены чипированные животные. Животные вели себя спокойно, признаков немотивированной агрессии не проявляли. Данный факт подтверждается видеосъёмкой. 22.08.2023 входящий А27-11-170 в адрес администрации района поступило заявление от ФИО17, проживающего по адресу <адрес>. 25.08.2023 в связи с поступившим обращением осуществлен выезд на территорию многоквартирного дома, расположенного по адресу: п. Ванино, ул. Молодежная, д.4. В ходе выезда обнаружено 3 животных, имеющих несмываемые метки, какую-либо агрессию в отношении проходящих граждан и специалистов, выехавших по указанному адресу, не проявляли. По состоянию на 01.07.2023 муниципальный контракт исполнен, в связи с освоением подрядчиком финансовых средств, выделенных управлением ветеринарии Правительства Хабаровского края на проведение мероприятий по отлову бесхозяйных животных. Администрацией района направлено 23.06.2023 исх. № 1.15.-3401 обращение в Управление ветеринарии о дополнительном выделении бюджетных ассигнований для проведения мероприятий по обращению с животными с учетом нормативов финансовых затрат на реализацию отдельных государственных полномочий Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев по Ванискому району, утвержденных приказом Управления ветеринарии Хабаровского края от 14.11.2022 № 203. Управление ветеринарии письмом от 31.07.2023 исх. 1433 представила информацию, что вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на исполнение государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, будет рассмотрен при очередном уточнении закона о краевом бюджете. 28.08.2023 исх. 419/01-09 Финансовое управление Администрации района предоставило уведомление об уточненных объемах бюджетных ассигнований районного бюджета на 2023 год согласно краевому уведомлению министерства финансов Хабаровского края от 10.08.2023 № 9497. 01.09.2023 года управлением жизнеобеспечения Ванинского муниципального района Хабаровского края направлена заявка в отдел муниципальных закупок для подготовки аукционной документации. Объявлен аукцион на объект закупки «Оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края». В связи с этим, администрация района в полном объеме выполнила и выполняет свои обязательства по исполнению отдельных государственных полномочий края - организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, организовав указанные мероприятия. Соответственно оснований для возложения ответственности на администрацию района не имеется. Решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 01.04.2021 года «Об утверждении Положения об управлении жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края», в соответствии с законами Хабаровского края от 23.11.2011 № 146 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» Уставом Ванинского муниципального района Хабаровского края, Собранием депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края, утверждено Положение об управлении жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, согласно приложению к настоящему решению. В соответствии с разделом 2 приложения «Цель, основные задачи и функции» п. 1.11 «Основными задачами и функциями управления жизнеобеспечения района являются» и пп. 1.11.30. организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, так же в соответствии с п. 1.13. Управление осуществляет функции уполномоченного органа по исполнению переданных государственных полномочий Хабаровского края: по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев; Таким образом, учитывая, что администрация района выполнила свои обязательства по исполнению отдельных государственных полномочий Хабаровского края, в соответствии с Законом Хабаровского края № 146 по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев организовав мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, соответственно оснований для возложения ответственности на администрацию района не имеется.
Представитель ответчика Управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, ходатайств не заявил.
Ответчики Егорычева Ю.Л. и Акаева В.С., о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены путем направления по адресу их места жительства соответствующего извещения заказным письмом с уведомлением о вручении, почтовые отправления адресатам, возвращены в суд за истечением срока хранения, что подтверждено данными внутрироссийского почтового идентификатора, размещенными на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ИП Губайдулина О.В., в судебное заседание представила письменный отзыв, согласно которому указала, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся: осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Правилами благоустройства и содержания прилегающих и закрепленных территорий Ванинского муниципального района Хабаровского края определены мероприятия по организации защиты от неблагоприятного воздействия безнадзорных животных путем отлова, стерилизации, вакцинации и создания питомников. Полномочия по организации отлова безнадзорных животных переданы Администрации Ванинского муниципального района между Управлением жизнеобеспечения района Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края и ИП Губайдулиной Ольгой Викторовной, 27 февраля 2023 года был заключен Муниципальный контракт на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края. В рамках данного контракта она приняла на себя обязательства производить отлов безнадзорных животных по поступающим заявкам от заказчика, иных организаций и физических лиц, а также проводив рейдовые мероприятия. Работы по отлову безнадзорных животных по контракту выполнялись в соответствии с техническим заданием размере 108 особей (108* (13021 + 166)= 1424196 рублей, контрактом определена сумма 1421205 рублей. Техническое задание включает в себя: отлов безнадзорного животного; транспортировка в пункт временного содержания; первичный осмотр и оценка специалистом в области ветеринарии состояния безнадзорного животного; ежедневное содержание и обслуживание животного в пункте временного содержания (15 суток); вакцинация, обработка от экто и эндо-паразитов; стерилизация (кастрация), с послеоперационным уходом; мечение животного путем установки ушной клипсы; медикаментозная эвтаназия по заключению специалиста в области ветеринарии; утилизация и уничтожение биологических “отходов (по необходимости). В рамках данного контракта на нее не возлагались обязанности по самостоятельному решению вопросов по контролю за безнадзорными животными, так же к ней не переходили имущественные права на безнадзорных животных. Работы по контракту начали выполнять 20.03.2023 года. Работа по отлову в рамках вышеуказанного контракта проводилась по заявкам Администрации Ванинского района, также проводились рейдовые и подготовительные к отлову мероприятия, велась работа с зоозащитниками и «кормильцами» собак. К 14 июня 2023 года были отловлены 108 собак, к 30 июня 2023 год были выпущены 108 собак. Обязательства в части отлова 108 шт. безнадзорных животных выполнены ИП Губайдулиной О. В. в полном объеме 30 июня 2023 года, составлены и подписаны обеими сторонами акты оказанных услуг. Из Муниципального контракта No б/н на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ванинского муниципального района от 27 февраля 2023 года, заключенного между Управлением жизнеобеспечения Ванинского района (муниципальный заказчик) и индивидуальным предпринимателем Губайдулиной О. В. (исполнитель), следует, что исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказать услугу по отлову и содержанию безнадзорных животных, а муниципальный заказчик обязуется принять ее результат и оплатить на условиях настоящего контракта. Исполнитель обязуется оказать услугу собственными силами либо с привлечением третьих лиц в полном объеме, своевременно, в соответствии с техническим заданием на оказание услуги по отлову и содержанию безнадзорных животных; цена контракта 1421205 рублей; исполнитель обязуется оказать услугу в период с момента заключения контракта по 31 декабря 2023 года. Учитывая, что деятельность по отлову осуществляется на коммерческой основе, в силу действующего законодательства она несла ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий муниципального контракта перед другой стороной, заключившей контракт. Первое и единственное обращение от Администрации Ванинского района на агрессивное поведение собак по ул. Молодежная д. 4 поступило 8 июня 2023 года. До этого ни от Администрации, ни от жителей обращений и жалоб на агрессивное поведение собак не поступало. По ее заданию, ловец ФИО16 выезжала по данному адресу 8, 10 и 15 июня 2023 года. Действительно, с торца вышеуказанного дома находились 2-3 собаки с бирками. Все стерилизованы, основания для отлова их отсутствовали. В момент присутствия ловца, собаки вели себя адекватно. ФИО16 разговаривала с жильцами дома, которые подтвердили отсутствие агрессии у животных и попросили отловить одну из собак для снятия с нее ошейника, который врезался в шею и доставлял животному боль. Собака позже была отловлена и освобождена от ошейника. Также женщины сообщили информацию о том, что данные собаки обитают в районе базы ИП Пылыпив, которая находится недалеко от дома 4 по ул. Молодежная, совместный выезд с ловцом осуществили 19 июня 2023 года для записи видео. На видео три собаки, на нем видно, что собаки ведут себя адекватно и данные собаки стерилизованы. Все выезды после получения жалобы по данному адресу показали, что в момент проверки собаки ведут себя спокойно, животные стерилизованы. Оснований для отлова нет. На основании ФЗ от 27,12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст. 18. «Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» отлову не подлежат безнадзорные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека. 14 июня 2023 года обязательства по отлову безнадзорных животных исполнены в полном объеме.
В судебном заседании дополнив, пояснила, что по обращению в июне 2023 года жителя дома №4 по ул.Молодежная п.Ванино на агрессивное поведение животных без владельцев, она выезжала четырежды, в ходе этих выездов было установлено, что собаки агрессию не проявляют, данные собаки имели бирки, подтверждающие их чипирование в рамках муниципального контракта 2021-2022 года, на что указывает расцветка бирок, выезды проводились по два раза в день, Егорычеву Ю.Л. и Акаеву В.С. за кормлением собак не наблюдала, кроме того, указала, что данных собак кормят и работники находящейся рядом шашлычной, а также магазина.
Свидетель ФИО17 в судебном заседании пояснил, что он обращался в Администрацию Ванинского муниципального района по вопросу нахождения возле его дома, №4 по ул.Молодежная п.Ванино безнадзорных чипированных собак, проявляющих агрессию к прохожим, по факту их бездействия также обращался в правоохранительные органы. 20.08.2023г., от своей супруги он узнал, что возле торца дома №4 ул.Молодежная п.Ванино, на территории многоквартирного дома, мальчик был подвержен нападению 3 бесхозных собак постоянно располагающихся во дворе указанного дома. В результате нападения ребенку была причинена укушенная рана. Также он наблюдал, что Егорычева Ю.Л. и Акаева В.С. кормят данных собак, по этой причине собаки никуда не уходят.
Свидетель ФИО18 суду пояснила, что она была очевидцем, как возле торца дома №4 ул.Молодежная п.Ванино, на территории многоквартирного дома, мальчик был подвержен нападению 3 бесхозных собак постоянно располагающихся во дворе указанного дома. В результате нападения ребенку была причинена укушенная рана. У ребенка был шок, он не мог вспомнить телефон матери, поэтому было принято решение отправить ребенка в больницу. Егорычева и Акаева постоянно кормят данных собак, обустроили им место, покупают еду в магазине.
Выслушав лиц, участвующих в деле, письменные отзывы, пояснения свидетелей, заключение прокурора, полагавшей требования к Администрации Ванинского муниципального района подлежащими удовлетворению частично, в остальной части требования не обоснованными, заключение Управления ветеринарии Правительства Хабаровского края, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Защита гражданских прав, в соответствии со ст. 12 ГК РФ, осуществляется, в том числе, путем компенсации морального вреда.
В соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 ГК РФ.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащее гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
На основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В силу ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (ч. 2 ст. 1064 ГК РФ).
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм, основаниями для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения причиненного вреда, является совокупность следующих юридически значимых обстоятельств: наличие ущерба, вина причинителя вреда, противоправность действий, причинно-следственная связь между допущенными нарушениями и причиненным ущербом. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств, правовых оснований для возмещения ущерба не имеется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 26.01.2010 года «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», установленная пп. 1 и 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Из этого следует, что на потерпевшем лежит обязанность доказать факт причинения вреда, его размер, а также то обстоятельство, что причинителем вреда является, именно то лицо, которое указывается в качестве ответчика (причинную связь между его действиями (бездействием) и нанесенным ущербом). На причинителе вреда лежит обязанность доказать отсутствие своей вины в причинении вреда.
В судебном заседании установлено и подтверждается свидетельством о рождении I-ДВ № от ДД.ММ.ГГГГ, что несовершеннолетний ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Барановой А.А.
Из искового заявления, материалов дела и пояснений представителя истца и законного представителя Барановой А.А., (данных ею в ходе судебного заседания 18.01.2024 г.), журнала учета заявок на отлов животных без владельцев (запись №202), справки Ванинской ЦРБ №943 об обращении в приемный покой несовершеннолетнего в связи с укусом собаки, направления на консультацию во вспомогательные кабинеты, выписки из медицинской карты амбулаторного больного, данными медицинской карты с записями хирурга, установлено, что 20.08.2023 года по ул. Молодежная д.4 п. Ванино Ванинского муниципального района Хабаровского края ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, укусила собака без владельца.
Так, согласно справки КГБУЗ «Ванинская центральная районная больница» № 943, 20.08.2023 г. в 12 часов 00 минут, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обращался в приемный покой медицинского учреждения. Диагноз: укушенная рана левой голени, укус собаки. Назначена антирабическая вакцинация. Рекомендовано обратиться на прием к хирургу.
Из амбулаторной карты ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что согласно осмотру хирурга от 23.08.2023 г., на момент осмотра имеются жалобы на боли и наличие раны в области левой голени, вследствие укуса собаки 20.08.2023 г. Диагноз: <данные изъяты>, укус собаки.
Согласно данным медицинской карты, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по 20.09.2023 г., в связи с укушенной раной вводилась антирабическая сыворотка по схеме.
Согласно журнала учета заявок на отлов животных без владельцев, представленного Администрацией Ванинского муниципального района (запись №202), журнала заявок на отлов безнадзорных или бродячих животных, представленного ИП Губайдулиной, коллективного обращения в Администрацию Ванинского муниципального района граждан по ул.Молодежная д.4 п.Ванино от 09.06.2023г., об отлове животных без владельцев, обращения в Администрацию жильца по ул.Молодежная д.4 п.Ванино, ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ об отлове животных без владельцев, видеозаписи, представленной истцом, воспроизведенной в судебном заседании, ответов администрации Ванинского муниципального района на указанные обращения от 05.07.2023г, от 20.09.2023 г., - администрации Ванинского муниципального района о наличии животных без владельцев и проявлении ими агрессии в отношении прохожих по ул.Молодежная д.4 п.Ванино, было известно до и после укуса собакой несовершеннолетнего ФИО2
Согласно заключению педагога-психолога МБОУ СОШ №4 п. Ванино от 19.01.2024 г., проводившей психологическую диагностику по обращению мамы ФИО2, на момент психологической диагностики ребенок находится в стрессовой ситуации из-за случая, произошедшего с ним 20 августа 2023 г. (напала и покусала стая собак, когда гулял вокруг дома). Этот случай оставил эмоциональный, тревожный след на психике ребенка.
Таким образом, в судебном заседании факт причинения несовершеннолетнему ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, физических и нравственных страданий от укуса собаки установлен и подтверждается материалами гражданского дела, медицинской документацией и ответчиком- Администрацией Ванинского муниципального района не оспаривался.
В соответствии со ст. 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7, частью 7 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. № 1180 «Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев», Законом Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. № 146 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» Администрация Ванинского муниципального района наделена полномочиями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетом из краевого бюджета.
Закон № 146 не ограничивает органы местного самоуправления в способах осуществления государственных полномочий. Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно организовать осуществление государственных полномочий в соответствии с федеральными и краевыми нормативными правовыми актами (подп. 2 п. 2 ст. 4 Закона № 146).
Согласно ст. 17 Федерального закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; а также оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации названных конституционных гарантий.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п. 1 ст. 29 ФЗ от 30.03.1999 г N 52-ФЗ).
В соответствии со ст. 1, абз. 3, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Принимая во внимание, что животные без владельцев являются переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе заболеваний, способных повлечь летальный исход, следует, что мероприятия, указанные в статье 18 Федерального закона № 498-ФЗ, являются гарантией соблюдения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер в области предупреждения и ликвидации болезней животных, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий призвано способствовать оперативному решению проблемных ситуаций, складывающихся в области предупреждения и ликвидации болезней животных, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также обеспечивать права, свободы и законные интересы граждан.
Согласно п.п. 2.1. 2.2. 2.3. Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев (утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2019 года № 582-пр) мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, регулируемые настоящим Порядком, включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и передачу в приюты для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам; возврат животных без владельцев, содержавшихся в приютах для животных, на прежние места обитания. Содержание животных без владельцев в приютах для животных, поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев, а также размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных осуществляются в соответствии с Порядком организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от 30 марта 2020 г. № 115-пр.
Исполнителями мероприятий являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекаемые органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее - исполнитель мероприятий).
Заказчиками мероприятий являются органы местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края, наделенные отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Как следует из пояснений ответчика и представленного им письменного отзыва, пояснений третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ИП Губайдулиной и представленных ею сведений из ЕСИА, выписки из ГИС «Независимый регистратор», акта сверки взаимных расчетов, счета –фактуры № 1 от 12.04.2023, №7 от 25.04.2023, №8 от 29.05.2023, №9 от 07.06.2023 г, №10 от 04.07.2023 г., муниципальный контракт, заключенный 27.02.2023 года между Управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края и Индивидуальным предпринимателем Губайдулиной О.В., - исполнен 01.07.2023 г. в связи с полным освоением финансовых средств, выделенных управлением ветеринарии Правительства Хабаровского края на проведение мероприятий по отлову безнадзорных животных. Согласно пояснениям представителя Администрации, 28.08.2023 г. выделены дополнительные средства управлением ветеринарии Правительства Хабаровского края на проведение мероприятий по отлову безнадзорных животных. До настоящего времени ведется работа по заключению муниципального контракта.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Ответчиком Администрацией Ванинского муниципального района Хабаровского края, с учетом того, что Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. № 146 не ограничивает органы местного самоуправления в способах осуществления государственных полномочий, возлагая на органы местного самоуправления обязанность самостоятельно организовать осуществление государственных полномочий в соответствии с федеральными и краевыми нормативными правовыми актами, не предоставлена информация о выполнении в полной мере государственных полномочий Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, оперативному решению проблемных ситуаций, складывающихся в области предупреждения и ликвидации болезней животных, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан.
Ввиду чего оснований для освобождения Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края от ответственности за причиненный несовершеннолетнему вред от укуса собаки - не усматривается.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что Администрацией Ванинского муниципального района не предприняты все возможные меры для предотвращения опасности для жизни и здоровья физических лиц, что привело к нападению 20.08.2023 г. по ул. Молодежная д.4 п.Ванино, на несовершеннолетнего ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, животного без владельцев.
Разрешая вопрос по существу исковых требований, суд исходит из того, что организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев возложена на Администрацию Ванинского муниципального района Хабаровского края.
При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ укусило именно безнадзорное животное, что следует из изложенных выше исследованных судом доказательств и не оспариваемых ответчиком.
Доводы представителя ответчика Администрации Ванинского муниципального района о том, что ими предприняты все возможные меры для предотвращения опасности для жизни и здоровья физических лиц - опровергаются имеющимся материалами дела.
Доводы о том, что администрация выполнила свои обязательства по исполнению отдельных государственных полномочий, организовав мероприятия путем заключения муниципального контракта,- не состоятельны, поскольку, указанными мероприятиями не достигнуты цели, указанные в ст.17 Федерального Закона № 498, а кроме того, на дату рассматриваемого события, муниципальный контакт, заключенный с ИП Губайдулиной О.В. был исполнен, новый контракт заключен не был.
Суд считает, что причинение морального вреда ФИО2. является следствием ненадлежащего исполнения ответчиком Администрацией Ванинского муниципального района Хабаровского края переданных полномочий по осуществлению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Неполный охват мероприятиями по отлову безнадзорных животных, отсутствие контроля за безнадзорными животными в пределах поселения, приведшее к нахождению безнадзорных животных на улицах поселения, свидетельствует о недостаточном выполнении ответчиком полномочий.
В силу ст. 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степень вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации должны учитываться требования разумности и справедливости.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, руководствуясь положениями ст. 1101 ГК РФ, учитывает возраст потерпевшего (его малолетие), характер причиненных ребенку физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными его особенностями, локализацией телесных повреждений, обстоятельствами их причинения, период проведения лечения, а также характер причиненных нравственных страданий в том числе переживания связанные с последствиями психологической травмы, учитывает степень вины причинителя вреда, учитывая требования разумности и справедливости и полагает возможным взыскать с ответчиков Администрации Ванинского муниципального района компенсацию морального вреда, причиненного несовершеннолетнему, в размере 100 000 рублей. Суд полагает, что указанная компенсация отвечает требованиям разумности и справедливости и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Денежные средства, взысканные с ответчика Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, подлежат взысканию за счет средств казны муниципального образования - «Ванинский муниципальный район Хабаровского края».
Рассматривая требования Барановой А.А. о компенсации ей морального вреда в размере 50 000 рублей, прихожу к следующему:
В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми. В том числе совершеннолетними, между другими родственниками.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из нормативных положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, толкования положений Конвенции в соответствующих решениях Европейского Суда по правам человека в их взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, причинения вреда жизни и здоровью гражданину, требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены родственниками такого лица, другими близкими ему людьми, поскольку лично им в силу сложившихся семейных отношений, характеризующихся близкими отношениями, духовной и эмоциональной связью между членами семьи, лично им также причиняются нравственные и физические страдания (моральный вред).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, заявляя требование о компенсации морального вреда Баранова А.А. указывала на то, что ввиду укуса ее малолетнего сына бездомной собакой и осознание ею того, что ребенок испытывает физическую боль от укуса собаки, физическую боль от антирабических прививок которыми пришлось подвергнуть организм ребенка для предотвращения возможных негативных последствий, переживание от возможных негативных последствий, не могло не заставлять ее волноваться и нервничать, то есть испытывать нравственные страдания.
Таким образом, требования о компенсации морального вреда заявлены Барановой А.А. в связи с тем, что лично ей ответчиком, ввиду ненадлежащего исполнения им возложенных на него государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, приведших к укусу ее ребенка бездомной собакой, были причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях по поводу состояния здоровья близкого человека.
Приведенные выше фактические обстоятельства, указанные Барановой А.А. в качестве основания иска о компенсации морального вреда, свидетельствуют о том, что в результате ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев было нарушено личное неимущественное право истца на семейную жизнь, нематериальное благо - неприкосновенность частной жизни, личную неприкосновенность, что повлекло причинение ей нравственных страданий (морального вреда).
Вопреки требований ст. 56 ГПК РФ, Администрацией Ванинского муниципального района не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие ее вины.
Учитывая изложенное, исходя, из фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего, существующие взаимоотношения между матерью и ребенком, проявляющей заботу о нем, что следует из ее пояснений, данных в суде, обращения за психологической помощью для ребенка, с целью исключения психологической травмы ее сыну и негативных последствий для его психики, принципа разумности и справедливости, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Барановой А.А. и взыскании с Администрации Ванинского муниципального района в ее пользу компенсацию морального вреда, в сумме 10 000 рублей.
Рассматривая исковые требования Барановой А.А. о взыскании компенсации морального вреда с Егорычевой Ю.Л. и Акаевой В.С., суд оснований для их удовлетворения не находит, поскольку истцом не представлено доказательств того, что действиями (кормлением бездомных собак) Егорычевой Ю.Л. и Акаевой В.С. ей и ее несовершеннолетнему сыну причинен моральный вред, т.е физические и нравственные страдания, как и доказательств, что указанные действия являются неправомерными, с точки зрения закона, как и то, что Егорычева и Акаева являются лицами, причинившими вред, либо в результате действий которых был причинен вред истцу, а предположения и неустановленные факты не могут быть положены в основу решение суда. Следовательно, оснований для удовлетворения требований истца о запрете Егорычевой Юлии Леонидовне, Акаевой Вере Сергеевне кормление собак во дворах жилых домов, и взыскании компенсации морального вреда- не имеется.
Заключение от 21.02.2024 г., данное Управлением ветеринарии о том, что Егорычева Ю.Л. и Акаева В.С. являются владельцами собак, причинивших вред здоровью несовершеннолетнему ФИО2, судом не принимается во внимание, так как оно не основано на обстоятельствах, установленных судом и подтвержденных материалами дела, согласно которым, собаки, в результате укуса которых был причинен вред несовершеннолетнему ФИО2, были чипированы, в отношении данных собак проводились мероприятия в рамках муниципального контракта «Оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории ФИО10 муниципального района». Объективных доказательств того, что Егорычева Ю.Л. и Акаева В.С. являются владельцами собак, в результате укуса которых был причинен вред несовершеннолетнему ФИО2, - сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 150 000 (░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░ (100000 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░; 50000 ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░).
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2024 ░.