дело №2а-226/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2019 года пгт.Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
с участием представителя административного истца Афанасьева С.Н.,
административного соответчика Русняк Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации сельского поселения «Нижняя Омра» к отделу судебных приставов по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми Русняк Г.В., Управлению ФССП России по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Администрации сельского поселения «Нижняя Омра» (далее истец, администрация) обратилась в суд с административным иском к отделу судебных приставов по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми (далее ответчик, ОСП) об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требования мотивировала тем, что в отделе судебных приставов на исполнении находится исполнительное производство, возбужденное в отношении администрации 15.05.2019. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель установил два срока исполнения до 01.05.2019 и до 01.09.2019. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено истцом 20.05.2019.
27.05.2019 по исполнению решения в части проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах с установленным сроком исполнения до 01.05.2019 администрацией представлен пакет документов, подтверждающий исполнение решения. 02.09.2019 главой сельского поселения в адрес судебного пристава-исполнителя представлен пакет документов по исполнению решения суда в части проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами со сроком исполнения до 01.09.2019. Сведения о том, что отсутствовала целесообразность включения дома по адресу: Нижняя Омра, ул.Нагорная, 21 в конкурсную документацию по причине не проживания в нем граждан, отключения дома от коммунальных ресурсов, а также не включении в конкурсную документацию домов, расположенных по адресам: Нижняя Омра, ул.Овражная, 3, ул.Школьная, 16 и ул.Советская, 50, поскольку в указанных домах количество собственников жилых помещений превысило 50%, что исключает возможность проведения конкурса, судебному приставу-исполнителю представлены администрацией не были.
15.10.2019 в адрес должника поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Административный истец полагает, что подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора, поскольку в соответствии со ст.401 ГК РФ им приняты все меры для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.
С учетом возникшего спорного правоотношения к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми Русняк Г.В., Управление ФССП России по Республике Коми, а также заинтересованное лицо прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми (взыскатель по исполнительному производству).
В судебном заседании представитель административного истца в лице главы сельского поселения «Нижняя Омра» Афанасьев С.Н., действующий на основании решения Совета сельского поселения и Устава, заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить. Указал, что фактически законность вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора им не оспаривается. Нарушение со стороны должника выразилось в том, что судебному приставу-исполнителю не были своевременно представлены документы, подтверждающие нецелесообразность включения в заявку на проведение конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в отношении домов, расположенных по адресам: п.Нижняя Омра, ул.Нагорная, 21, ул.Овражная, 3, ул.Школьная, 16 и ул.Советская, 50, хотя данные обстоятельства имели место еще до возбуждения исполнительного производства.
В судебном заседании административный соответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми Русняк Г.В. с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать. Указала, что 15.05.2019 в отношении администрации возбуждено исполнительное производство №-ИП, копия постановления о возбуждении исполнительного производства была вручена представителю должника 17.05.2019. В части возложения на администрацию обязанности в срок до 01.05.2019 созвать собрание собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район пст.Нижняя Омра, ул.Школьная, д.17, 22, для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирными домами, решение суда исполнено. Также должником было частично исполнено решение в части возложенной обязанности в срок до 01.09.2019 провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район пст.Нижняя Омра, ул.Дизельная, д.12; ул.Лермонтова, д.8, 9, 11; ул.Овражная, д.1, 6, 8; ул.Первомайская, д.1, 7; ул.Советская, д.4, 8, 9, 10, 54, 63; ул.Школьная, д.50. В отношении требований исполнительного документа о проведении до 01.09.2019 открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район пст.Нижняя Омра, ул.Нагорная, д.21, ул.Овражная, 3, ул.Школьная, 16 и ул.Советская, 50, документов судебному приставу до 21.10.2019 от должника представлено не было. В этой связи, 09.10.2019 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Вопрос о снижении размера взысканного исполнительского сбора оставила на усмотрение суда.
В судебное заседание административные соответчики – представители ОСП по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми, Управления ФССП России по Республике Коми, представитель заинтересованного лица прокуратуры Троицко-Печорского района Республики Коми (взыскатель по исполнительному производству), извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суд не уведомили. В порядке ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав и проанализировав материалы дела, а также материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему.
Установлено, что вступившим в законную силу решением Троицко-Печорского районного суда РК от 21.03.2019 на администрацию сельского поселения «Нижняя Омра» возложена обязанность в срок до 01.09.2019 провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район пст.Нижняя Омра, ул.Дизельная, д.12; ул.Лермонтова, д.8, 9, 11; ул.Нагорная, д.21; ул.Овражная, д.1, 3, 6, 8; ул.Первомайская, д.1, 7; ул.Советская, д.4, 8, 9, 10, 50, 54, 63; ул.Школьная, д.16, 50. В срок до 01.05.2019 созвать собрание собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район пст.Нижняя Омра, ул.Школьная, д.17, 22, для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирными домами.
После вступления решения в законную силу 06.05.2019 судом выдан исполнительный лист, который 14.05.2019 предъявлен к исполнению.
15.05.2019 судебным приставом-исполнителем Русняк Г.В. возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику предоставлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполдокументе в течение 5-дней. С постановлением о возбуждении исполнительного производства представитель должника Афанасьев С.Н. ознакомлен 17.05.2019, копия постановления получена должником 20.05.2019.
15.05.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено требование в 5-дневный срок со дня его поступления созвать собрание собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район пст.Нижняя Омра, ул.Школьная, д.17, 22, для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирными домами, представить протоколы собраний. Сведения о получении представителем должника данного требования материалы дела не содержат.
27.05.2019 в ОСП по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми от должника поступила информация об исполнении решения суда в части требований в срок до 01.05.2019 созвать собрание собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район пст.Нижняя Омра, ул.Школьная, д.17, 22, для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирными домами. Судебному приставу-исполнителю представлены копии протоколов собраний собственников жилых помещений.
04.09.2019 в ОСП по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми от должника поступила информация в виде извещения о проведении торгов на право заключения договоров управления многоквартирными домами, размещенная на сайте в сети «Интернет», а также копия протокола о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, с сообщением о признании торгов не состоявшимися по причине отсутствия заявок.
09.09.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено требование, которым в срок до 21.10.2019 предложено провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район пст.Нижняя Омра, ул.Нагорная, д.21, ул.Овражная, 3, ул.Школьная, 16 и ул.Советская, 50.
09.10.2019 судебным приставом-исполнителем Русняк Г.В. вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, которое получено должником 15.10.2019.
18.10.2019 в ОСП по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми от должника поступила информация о нецелесообразности включения домов, расположенных по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район пст.Нижняя Омра, ул.Нагорная, д.21, ул.Овражная, 3, ул.Школьная, 16 и ул.Советская, 50 в конкурсную документацию с предоставлением актов об отключении дома по ул.Нагорная, д.21, от газо и электроснабжения; сведений в виде выписок из ЕГРП и договоров о передаче жилых помещений в собственность в порядке приватизации в отношении домов по ул.Овражная, 3, ул.Школьная, 16 и ул.Советская, 50, поскольку доля граждан-собственников в них превысила 50%.
Указанные обстоятельства подтверждены суду представленными сторонами доказательствами.
На основании ч.1 ст.441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Аналогичная норма содержится в ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон №229-ФЗ), а часть 4 указанной нормы также предполагает возможность оспаривания в судебном порядке постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.8, 9, 11 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.8, 11-12, 17 ст.30 Закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу положений ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено: 1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном ч.6 ст.33 настоящего Федерального закона; 2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; 3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа; 4) по судебным актам по обеспечительным мерам; 5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства; 6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ; 7) по запросу центрального органа о розыске ребенка.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч.6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.
Системный анализ вышеуказанных норм права и установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, позволяет суду прийти к выводу, что оснований для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора не имеется, поскольку постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора признать законным и обоснованным нельзя в силу нижеследующего.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
В случае, если федеральным законом или судебным актом должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, течение срока предъявления такого исполнительного документа начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе (ч.9 названной нормы закона).
Предъявление исполнительного документа к исполнению с нарушением положений, предусмотренных ч.9 ст.21 Федерального закона «Об исполнительном производстве», является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства (пп.11 ч.1 ст.31 указанного Закона). По смыслу названной нормы, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора может быть вынесено лишь по истечении срока, установленного им для добровольного исполнения исполнительного документа.
Из материалов дела следует, что выданный 06.05.2019 судом исполнительный лист содержал в себе два требования, возложенные на администрацию СП «Нижняя Омра» с установлением различных сроков их исполнения, а именно:
- в срок до 01.05.2019 созвать собрание собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район пст.Нижняя Омра, ул.Школьная, д.17, 22 для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирными домами.
- в срок до 01.09.2019 провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район пст.Нижняя Омра, ул.Дизельная, д.12; ул.Лермонтова, д.8, 9, 11; ул.Нагорная, д.21; ул.Овражная, д.1, 3, 6, 8; ул.Первомайская, д.1, 7; ул.Советская, д.4, 8, 9, 10, 50, 54, 63; ул.Школьная, д.16, 50.
Решение суда в части возложения на должника обязанности со сроком его исполнения до 01.05.2019 администрацией, с учетом установленного постановлением о возбуждении исполнительного производства срока его добровольного исполнения в течение 5 дней, исполнено, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела сторонами спора, следовательно, данное обстоятельство не могло являться основанием к вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, по требованиям о возложении на должника обязанности со сроком его исполнения до 01.09.2019, исполнительный лист был предъявлен до начала срока предъявления его к исполнению, и, несмотря на наличие оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, в указанной части, исполнительное производство было возбуждено.
Поскольку на 15.05.2019 у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований для возбуждения исполнительного производства по требованиям с установленным решением суда сроком их добровольного исполнения до 01.09.2019, то нельзя признать обоснованным и установление должнику срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, ранее наступления срока предъявления исполнительного документа к исполнению, что фактически было сделано приставом при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства 15.05.2019.
Документов об установлении должнику срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа после истечения срока, установленного судебным актом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, т.е. после 01.09.2019, материалы исполнительного производства не содержат.
Учитывая, что срок для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа, в части установленного срока исполнения до 01.09.2019 в соответствии с нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве», до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, должнику не был установлен, следовательно, постановление о взыскании исполнительского сбора нельзя признать законным.
Даже принимая во внимание то обстоятельство, что в требовании судебного пристава-исполнителя от 09.10.2019 должнику установлен срок до 21.10.2019 для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район пст.Нижняя Омра, ул.Нагорная, д.21, ул.Овражная, 3, ул.Школьная, 16 и ул.Советская, 50 и предоставлении информации об исполнении требования, с учетом вынесенного 09.10.2019, т.е. до окончания срока, установленного требованием, постановления о взыскании исполнительского сбора, признать его (постановление) законным и обоснованным нельзя.
Допущенные судебным приставом-исполнителем нарушения при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора являются существенными, повлекли за собой необоснованное возложение на административного истца, являющегося должником в исполнительном производстве не предусмотренной законом обязанности, чем несомненно нарушили права и законные интересы администрации СП «Нижняя Омра».
Поскольку у суда отсутствуют сведения об уплате должником исполнительского сбора, вопрос о возврате взысканной с него денежной суммы не рассматривается.
Руководствуясь ст.62, 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
административный иск администрации сельского поселения «Нижняя Омра» к отделу судебных приставов по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми Русняк Г.В., Управлению ФССП России по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора оставить без удовлетворения.
Постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Троицко-Печорскому району УФССП России по Республике Коми Русняк Г.В. от 09.10.2019 о взыскании с администрации сельского поселения «Нижняя Омра» исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП признать незаконным и отменить.
Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей 28 октября 2019.
Судья Р.В.Чулков