Дело №2а-3928/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2020 г. г.Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Семцива И.В., при секретаре Рыбниковой Ю.О., с участием адвоката Балашова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бахарев С.В. к Главной военной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным действия, выразившегося в переправлении обращения заявителя о проведении проверки,
УСТАНОВИЛ:
Бахарев С.В. обратился в Шахтинский городской суд с административным иском к Главной военной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным действия, выразившегося в переправлении обращения заявителя о проведении проверки.
В обоснование административного иска Бахарев С.В. указывает на то, что 11.05.2020г. он зарегистрировался на сайте Министерства обороны РФ (был создан личный кабинет гражданина). Через указанный сайт 11.05.2020г. административный истец подал обращение в Центральный архив Министерства обороны с просьбой предоставить ему сведения о прохождении службы в РККА и СА СССР его деда ФИО2, 1907 года рождения, однако ответ на обращение в адрес административного истца не поступил.
20.06.2020г. административный истец подал заявление на имя министра обороны РФ с просьбой разобраться в причинах не исполнения должностными лицами Министерства обороны РФ своих обязанностей. Обращение было зарегистрировано за номером УГ-42491, на указанное обращение административный истец ответа не получил, в связи с чем он 25.07.2020г. обратился с заявлением в Главную военную прокуратуру РФ.
11.08.2020г. истец получил заказное письмо от заместителя начальника приёмной Главной военной прокуратуры РФ о том, что в соответствии с п.5 ч.1 ст. 10 ФЗ РФ от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» его обращение направлено для рассмотрения по существу в МО.
С вышеназванным решением должностного лица истец не согласен, т.к. в соответствии с ч. 6 ст. 8 ФЗ РФ от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которые обжалуются.
Просит признать ответ Главной военной прокуратуры Российской Федерации от 28.07.2020г. №14/4-р/ОГР-8760-2020 о переправлении обращения заявителя от 25.07.2020г. о проведении проверки в отношении должностных лиц Министерства обороны РФ незаконным.
Административный истец в суд не явился, письменно просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебное заседание явился представитель административного истца - адвокат Балашов С.А., действующий на основании ордера от 30.08.2020г. (л.д.11), просил удовлетворить административный иск доверителя в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Шевцов А.А., действующий на основании доверенности от 29.09.2020г. (л.д.12) в судебное заседание явился, представил суду письменные возражения на иск (л.д.17-18), просил отказать в иске по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Выслушав представителя сторон по делу, изучив материалы дела, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.3 ст.7 и п.4 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
В соответствии с п.3 и п.1 ст.4 Федерального закона от 2 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение гражданина, направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Согласно п.5 ст.8 Федерального закона от 2 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
Судом установлено, что 11.05.2020г. административный истец, зарегистрировавшись на сайте Министерства обороны РФ, подал через личный кабинет обращение в Центральный архив Министерства обороны с просьбой предоставить в его адрес сведения о прохождении службы в РККА и СА СССР его деда ФИО2, 1907 года рождения. Не получив ответ на указанное обращение, 20.06.2020г. административный истец подал заявление на имя министра обороны РФ с просьбой разобраться в причинах не исполнения должностными лицами Министерства обороны РФ своих обязанностей. Обращение было зарегистрировано за номером УГ-42491, на указанное обращение административный истец ответа не получил.
20.06.2020г. административный истец подал заявление на имя министра обороны РФ с просьбой разобраться в причинах не исполнения должностными лицами Министерства обороны РФ своих обязанностей. Обращение было зарегистрировано за номером УГ-42491, на указанное обращение административный истец ответа не получил, в связи с чем он 25.07.2020г. обратился с заявлением в Главную военную прокуратуру РФ.
11.08.2020г. истец получил заказное письмо от заместителя начальника приёмной Главной военной прокуратуры РФ о том, что в соответствии с п.5 ч.1 ст. 10 ФЗ РФ от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» его обращение направлено для рассмотрения по существу в МО.
В соответствии с п.5 ст.10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
На основании части 3 статьи 8 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Названным федеральным законом гарантировано право гражданина на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ). На государственный орган, должностное лицо закон возлагает обязанность дачи письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ)
В то же время, частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В развитие норм вышеназванного федерального закона приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года №45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция №45).
Указанной Инструкцией установлено, что обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю (пункт 3.1). Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя (пункт 3.2).
Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем (пункт 3.5).
Предметом оспаривания по настоящему делу являются действия Главной военной прокуратуры, выразившиеся в направлении заявления Бахарева С.В. от 25.07.2020 (исх. № 14/4-р-ОГР-8760-2020 от 28.07.2020) на рассмотрение в Министерство обороны.
В соответствии с п. 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации жалоба административного истца была направлена в Министерство обороны для проверки доводов обращения административного истца Бахарева С.В. уведомлением исх. № 14/4-р-ОГР-8760-2020 от 28.07.2020г.
В п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Суд, анализируя вышеизложенное, приходит к выводу, что должностное лицо Главной военной прокуратуры, действуя в пределах полномочий, в соответствии с п. 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 №45 обоснованно перенаправил обращение Бахарева С.В. в Министерство обороны.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами, суд приходит также и к выводу о том, что оснований, в рамках рассмотрения настоящего дела в порядке главы 22 КАС РФ, для признания незаконными действий Главной военной прокуратуре Российской Федерации, выразившегося в переправлении обращения заявителя о проведении проверки у суда нет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Бахарева С.В. требований административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Бахарев С.В. к Главной военной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным действия, выразившегося в переправлении обращения заявителя о проведении проверки - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 3 ноября 2020г.
Мотивированное решение изготовлено 3 ноября 2020г.
Судья: (подпись)
Копия верна:
Судья: И.В. Семцив
Секретарь: Ю.О. Рыбникова