Судья: Щербаков Л.В. Дело № 33а-14762/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Брыкова И.И.
судей Соколовой Н.М., Варламовой Е.А.,
при секретаре Саховаровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 мая 2017 г. административное дело по апелляционной жалобе Артеменко <данные изъяты> на решение Раменского городского суда Московской области от 22 декабря 2016 г. по его административному исковому заявлению о признании незаконным решения Совета депутатов городского поселения Ильинский Раменского муниципального района Московской области от 19 октября 2016 г. № 12/1-СД «О досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов городского поселения Ильинский Раменского муниципального района Московской области»,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения Артеменко С.В., его представителя – Паланто В.Ю., представителя Совета депутатов городского поселения Ильинский Раменского муниципального района Московской области – Золотухиной М.И.,
у с т а н о в и л а :
решением Совета депутатов городского поселения Ильинский Раменского муниципального района Московской области от 19 октября 2016 г. № 12/1-СД досрочно прекращены полномочия депутатов Совета депутатов городского поселения Ильинский Раменского муниципального района Московской области Артеменко С.В., Антоновой О.В., Чиликина А.В. за неисполнение в установленные сроки обязанности по представлению сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Артеменко С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, дополненным в процессе производства по делу, о признании незаконным названного решения, ссылался на то, что нарушений требований законодательства о противодействии коррупции в части нарушения сроков подачи сведений не допускал, так как законодатель не закрепил сроки их подачи. Указанные выше сведения подал 24 июня 2016 г., а Положение о предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Совета депутатов городского поселения Ильинское Раменского муниципального района Московской области, а также сведения о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера их супругов и несовершеннолетних детей, утверждено решением Совета депутатов 27 июля 2016 г. № 9/4-СД, опубликованным в газете «Ильинский вестник» 29 сентября 2016 г.
Решением Раменского городского суда Московской области от 22 декабря 2016 г. отказано в удовлетворении административного иска.
Не согласившись с решением суда, Артеменко С.В. в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Раменский городской прокурор, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, своего представителя не направил. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из смысла части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания недействительным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
Такой совокупности условий судом по настоящему делу не установлено, с чем судебная коллегия соглашается, принимая во внимание следующее.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующей с 1 января 2012 г.) установлено, что к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый части 1 статьи 2); депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (часть 7.1 статьи 40).
В соответствии с частью 4 статьи 121 Федерального закона «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 558, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме, утвержденной Президентом Российской Федерации в форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Судом установлено, что основанием для принятия Советом депутатов оспариваемого решения послужило представление Раменского городского прокурора о несоблюдении депутатами Совета депутатов городского поселения Ильинский Артеменко С.В., Антоновой О.В. и Чиликиным А.В. требований законодательства о противодействии коррупции и о неисполнении обязанности по представлению в срок до 30 апреля 2016 г. сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга (супруги) и несовершеннолетних детей за 2015 год. Артеменко С.В. представил указанные сведения 24 июня 2016 г., что подтверждается выпиской из журнала учета представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Совета депутатов городского поселения Ильинский Раменского муниципального района. Доказательств, подтверждающих уважительность причин невозможности представления сведений в установленные сроки, не представил (л.д. <данные изъяты>).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд правильно признал, что решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Чиликина А.В. и Антоновой О.В. никаких прав административного истца не нарушает.
Выводы суда основаны на анализе действующего законодательства и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Довод апелляционной жалобы о том, что законодатель предусмотрел лишение полномочий депутата муниципального образования за непредставление указанных выше сведений, а не за нарушение сроков их представления, основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Депутат как лицо, замещающее муниципальную должность, должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» данный Федеральный закон устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) муниципальные должности (подпункт «г» пункта 1); супруга (супругов) и несовершеннолетних детей лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в пункте 1 этой части (пункт 2).
Статьей 16 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» предусмотрено, что невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 данного Федерального закона, обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 3 и частью 1 статьи 9 данного Федерального закона, является правонарушением (часть 1); лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное частью 1 этой статьи, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности, увольнению с государственной или муниципальной службы (часть 2).
Исходя из содержания приведенных норм, непредставление в установленный законом срок сведений о своих доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, влечет к досрочному прекращению полномочий депутата.
Ссылка на нарушение Советом депутатов процедуры принятия решения не нашла своего подтверждения.
Согласно пункту 3 устава городского поселения Ильинский Раменского муниципального района Московской области, принятого решением Совета депутатов городского поселения Ильинский Раменского муниципального района Московской области от 22 мая 2009 г. № 7/1-СД, Совет депутатов городского поселения Ильинский состоит из пятнадцати депутатов.
Как усматривается из материалов дела, для рассмотрения представления Раменского городского прокурора от 10 августа 2016 г. № 3ж16 «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции», вынесенного в отношение депутатов Совета депутатов городского поселения Ильинский Артеменко С.В., Антоновой О.В., Чиликиным А.В., распоряжением главы городского поселения Ильинский от 22 августа 2016 г. № 13 была создана рабочая группа. Заключение рабочей группы о нарушении депутатами требований законодательства о противодействии коррупции, выразившихся в непредставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей, было направлено председателю Совета депутатов городского поселения Ильинский. 19 октября 2016 г. представление Раменского городского прокурора рассмотрено на заседании Совета депутатов городского поселения Ильинский, в котором присутствовало 14 депутатов, отсутствовал 1 депутат – Артеменко С.В., за его досрочное прекращение полномочий депутата проголосовало 11 депутатов (л.д. <данные изъяты>).
Таким образом, заседание Совета депутатов проходило при наличии кворума, оспариваемое решение принято большинством голосов депутатов.
Ссылка на несвоевременное рассмотрение представления прокурора несостоятельна, поскольку причиной для рассмотрения на заседании Совета депутатов городского поселения Ильинский вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Артеменко С.А. было заключение рабочей группы от 20 сентября 2016 г. о нарушении депутатом требований законодательства о противодействии коррупции.
При таких обстоятельствах, учитывая, что законодателем не предусмотрено такое последствие пропуска срока принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования, как утрата возможности принятия решения о прекращении полномочий, а также учитывая особый характер требований законодательства о противодействии коррупции и наличие безусловного основания к досрочному прекращению полномочий Бырдина А.А. как депутата, суд пришел к выводу, что пропуск данного срока не влияет на законность и правильность оспариваемого решения по его сути.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены состоявшегося по делу решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Раменского городского суда Московской области от 22 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Артеменко <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи