Дело №а-1430/2021г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 08 декабря 2021 года
<адрес> суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Мусхаджиевой Ф.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Чеченской Республике к ШаиповуАсламбеку ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы России по Чеченской Республике (далее – УФНС) обратилось в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 (ИНН 201579488864) транспортного налога в размере 53000,00 руб., пени в размере 11885,79 руб., итого, на общую сумму 64885,79 руб.
В обоснование своих требований административный истец указал, что ФИО1 состоит в качестве налогоплательщика в УФНС России по ЧР и потому в соответствии с налоговым законодательством обязан уплачивать законно установленные налоги. Однако за ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность по уплате транспортного налога в размере 53000,00 рублей.
Налогоплательщику направлялось требование № об уплате задолженности по налогам и пени образовавшейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с установлением срока погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок обязанность по уплате налога ответчиком не исполнена. До настоящего времени ответчик недоимки по налогу и пени не погасил, в связи с чем УФНС просит удовлетворить их исковые требования по взысканию налога в полном объеме.
В силу ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дело подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодеком административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В судебное заседание представитель административного истца не явился.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался судом о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст.96, ст.ст.98-99 КАС РФ. О причине неявки не сообщил, об отложении дела не просил. Заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Суд в соответствии со ст.289 КАС РФ рассматривает дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст.57 КонституцииРФ и ст.23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 Налогового кодекса РФ).
В силу п.1 ст.45, п.1 ст.69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с п.2 и п.3 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Днем истечения срока исполнения требования № об уплате налога, пени считается ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица УФНС России по ЧР вправе была обратиться в суд до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Однако УФНС России по ЧР обратилось в суд с заявлением о взыскании налога и пеней за счет имущества физического лица ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного шестимесячного срока обращения в суд.
Одновременно при подаче административного искового заявления административный истец просил восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления в отношении ФИО1, установленный ст.48 Налогового кодекса РФ, указывает, что причиной пропуска установленного шестимесячного срока для направления административного искового заявления в суд послужили обстоятельства, связанные с привлечением к решению данного вопроса органов УФССП России по ЧР и УГИБДД МВД по ЧР, совместно с которыми административным истцом проводились рейдовые мероприятия по информированию налогоплательщиков о наличии задолженности. Данные обстоятельства были связаны с привлечением большого количества работников различных ведомств, что и привело к пропуску установленного законом срока подачи иска в суд. Просит признать указанную причину пропуска срока уважительной.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О, признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Ни Налоговый кодекс РФ, ни КАС РФ не содержат перечень причин, которые могут быть признаны уважительными. В Кодексах не указано, является ли, например, проведение рейдовых мероприятий основанием для восстановления или отказа в восстановлении срока на взыскание недоимки в судебном порядке.
Исходя из того, что по данному вопросу официальной позиции нет, а также то, что налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций, суд считает возможным восстановить процессуальный срок подачи настоящего иска в суд, признав причину пропуска уважительной.
Согласно ч.4 ст.289 КАС РФобязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Пунктами 2 и 3 статьи 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Из материалов дела следует, что административный ответчик ФИО1 состоит в качестве налогоплательщика в УФНС России по ЧР, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ним образовалась задолженность по уплате транспортного налога в размере 53000,00 руб., пени в размере 11885,79 руб., итого, на общую сумму 64885,79 рублей.
В соответствии со ст.357 НК РФ и ст.2 Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-рз «О транспортном налоге в Чеченской Республике» налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В соответствии с п.3 ст.11 Положения сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу данных Законов Налоговым органом ответчику исчислен транспортный налог по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 53000 руб., который подлежал уплате не позднее срока, установленного требованием об уплате №, ДД.ММ.ГГГГ. Суд, проверив расчеты налогов, находит их верными.
Ответчику направлялось требование об уплате налогов №, что подтверждается реестром отправления заказной корреспонденции, датированным ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик доказательств уплаты задолженности по транспортному налогу, образовавшейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, суду не представил, в связи с чем, административный иск подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно положениям ст.ст.48,70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.
В соответствии со ст.75 НК РФпеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4).
Суд, признав представленные административным истцом доказательства достоверными и достаточными, считает, что административные исковые требования административного истца УФНС России по ЧР полежат удовлетворению в полном объеме.
В связи с удовлетворением требований истца, в соответствии со ст. 103 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ с ФИО1 подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 2146,57рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить Управлению Федеральной налоговой службы России по Чеченской Республике о пропущенный срок для подачи административного искового заявления о взыскании с ШаиповаАсламбека ФИО1 задолженности по транспортному налогу и пени.
Административный иск Управления Федеральной налоговой службы России по Чеченской Республике к ШаиповуАсламбеку ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с ШаиповаАсламбека ФИО1, ИНН: 201579488864, проживающего по адресу: ЧР, <адрес>, в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Чеченской Республике, расположенного по адресу: ЧР, <адрес>, ул. ФИО3, 12, задолженность по обязательным платежам на общую сумму в размере 64885 (шестьдесят четыре тысячи восемьсот восемьдесят пять) рублей 79 копеек, из которых:
- транспортный налог в размере 53000,00 рублей,
- пени в размере 11885,79 рублей.
Взыскать с ШаиповаАсламбека ФИО1 в доход государства государственную пошлину в размере 2146,57рублей (двух тысяч ста сорока шести рублей 57 копеек).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Октябрьский районный суд <адрес> в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда ЧР в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Ф.А. Мусхаджиева