Решение по делу № 3-79/2015 от 09.04.2015

Дело № 3-79-2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Оренбург 16 июня 2015 года

Оренбургский областной суд в составе:

судьи областного суда Хакимовой О.В.,

при секретаре Бобылевой Л.А.,    

с участием прокурора Стиплина И.В.,

представителя Правительства Оренбургской области и Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области – В.Е., действующей на основании доверенностей от (дата) и от (дата),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р.Н. к Правительству Оренбургской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, Министерству природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействительным постановления Правительства Оренбургской области от (дата) -п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», в части утвержденной в этом постановлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***,

У С Т А Н О В И Л :

Р.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать недействительными для целей налогообложения результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости земельного участка ***, общей площадью 34 608 кв.м., утвержденные в постановлении Правительства Оренбургской области от (дата) -п «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов (в редакции постановления -п от (дата)) в размере *** руб. и в постановлении ФИО2 (адрес) от (дата) -п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», где кадастровая стоимость её земельного участка определена в размере *** коп.

В обоснование своих уточненных требований заявитель указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение промышленного объекта, площадью 34 608 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира: Оренбургская область, г.Оренбург, ул.Монтажников, , что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от (дата).

Решением Арбитражного суда ФИО2 (адрес) от (дата) удовлетворены требования Р.Н., и кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена равной рыночной и составляет *** рублей.

Постановлением ФИО2 (адрес) от (дата) -п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории ФИО2 (адрес), определенные по состоянию на (дата) и кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка утверждена в размере *** рублей *** копеек, согласно кадастровому паспорту земельного участка от (дата), кадастровая стоимость этого же земельного участка составляла *** рублей *** копеек. Существенно завышенная стоимость земельных участков берется за основу в расчет земельного налога по настоящее время.

Отчеты, по независимой оценке кадастровой стоимости земельных участков, в адрес собственника земельного участка Р.Н. не посылались. Отчеты нигде не публиковались. Сведения об организации, проводившей оценку земельного участка, из кадастровой палаты заявителю не предоставляли.

Земельный участок своих уникальных характеристик не изменил, однако его кадастровая стоимость взлетела на *** руб. *** коп. за три месяца.

С результатами определения кадастровой стоимости заявитель не согласна, так как согласно отчету от (дата), выполненному ООО «Быстрота, точность, индивидуальность», которая стала основой вынесенного решения Арбитражного суда ФИО2 (адрес) от (дата), рыночная стоимость земельного участка установлена на дату по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, то есть на (дата).

Р.Н. полагает, что при проведении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков были допущены нарушения ФИО3 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так как в нарушение ст.21 указанного ФИО3 закона надзор и контроль за земельными участками в (адрес) проводился без оповещения предпринимателей – собственников земельных участков, в связи с чем индивидуальные характеристики земельных участков не учтены при проведении кадастровой оценки, отчет об оценке и результаты кадастровой оценки не представлялись предпринимателю для ознакомления, на комиссионное рассмотрение результатов кадастровой оценки заявитель также не приглашалась.

Определением судьи от (дата) к производству Оренбургского областного суда приняты требования Р.Н. о признании недействительным постановления Правительства Оренбургской области от (дата) -п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», в части кадастровой стоимости земельного участка , общей площадью 34 608 кв.м, по адресу: (адрес), в размере *** коп.

В остальной части требований в принятии отказано.

В судебное заседание заявитель Р.Н. и её представитель не явились. Представитель заявителя – Н.В., действующая на основании доверенности, представила в суд заявление об оставлении заявленных требований без рассмотрения на основании ст. 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Правительства Оренбургской области и Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области – В.Е., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании с заявлением об оставлении дела без рассмотрения не согласилась, просила рассмотреть заявление Р.Н. по существу и вынести решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в судебное заседание не явился, своим заявлением просил рассмотреть дело без своего участия.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая, что все не явившиеся в судебное заседание лица, надлежащим образом извещены о дне и времени рассмотрения дела, а также то, что ФИО10 ответчика не согласилась с тем, чтоб оставить заявление Р.Н. без рассмотрения, суд определил рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя Правительства Оренбургской области и Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области – В.Е., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора ФИО6, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения заявленных Р.Н. требований отсутствуют по следующим основаниям.

Судом установлено, что (дата) ФИО2 (адрес) принято постановление -п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории ФИО2 (адрес)", в пункте 6 которого предусмотрено, что постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Постановление было опубликовано в газете "Оренбуржье" (дата), N 214. В настоящее время оно действует в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от (дата) N 361-п, от (дата) N 456-п, от (дата) N 588-п, от (дата) N 761-п, от (дата) N 1026-п, от (дата) N 32-п, от (дата) N 558-п, от (дата) N 666-п, от (дата) N 809-п, от (дата) N 13-п).

Пунктом 1 данного Постановления утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области по состоянию на 1 января 2012 года согласно приложениям 1 - 4.

В приложении N 1 к указанному постановлению установлено 17 видов разрешенного использования земельных участков на территории Оренбургской области.

В приложении приведены средние удельные показатели кадастровой стоимости 1 кв.м. земель населенных пунктов по муниципальным образованиям ФИО2 (адрес), определенные по состоянию на (дата).

В приложении приведены средние удельные показатели кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов по кадастровым кварталам ФИО2 (адрес), определенные по состоянию на (дата).

В приложении установлена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории ФИО2 (адрес), определенные по состоянию на (дата).

Р.Н. является собственником земельного участка площадью 34 608 кв.м. с кадастровым номером 56:44:0127002:22, расположенного в (адрес), .

Земельный участок расположен в черте (адрес) (земли поселений) и отнесен к 9 виду разрешенного использования - "размещение промышленного объекта».

Отнесение земельного участка к 9 виду разрешенного использования Р.Н. не оспаривает.

Согласно Приложению N 2 средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земли по видам разрешенного использования по (адрес) составляет 1716,7- руб.

В соответствии с позицией "556" Приложения N 3 среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов ФИО2 (адрес), в данном случае кадастровый квартал ***, составляет *** руб.

Согласно пунктам "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в статье 2 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу указанного суд считает, что оспариваемое постановление Правительства Оренбургской области принято по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

По вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе принимать свои законы и иные нормативные правовые акты, если федеральным законодательством отдельные отношения в силу различных обстоятельств не урегулированы или не могут быть урегулированы, однако при этом такие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить общим положениям и принципам законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району.

Согласно положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 3 декабря 2011, с изменениями от 28 июля 2012 года) государственная кадастровая оценка включает в себя совокупность таких действий, как принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статьи 24.11 - 24.22).

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости) и в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя в том числе требования к содержанию такого запроса. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета (статьи 24.12 и 24.13).

Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями данного Федерального закона, актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости. Исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости, в том числе повторной (статья 24.15).

Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет (статьи 24.16 и 24.17).

Судом установлено, что постановлением Правительства Оренбургской области от (дата) -п (с изменениями внесенными постановлением Правительства Оренбургской области от (дата) N 598-п) Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области было рекомендовано не позднее (дата) организовать на территории Оренбургской области производство работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и земель садоводческих и огороднических объединений вне черты населенных пунктов (пункт 1); филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области рекомендовано сформировать по состоянию на 1 января 2012 года перечни земельных участков в составе земель лесного фонда, земель населенных пунктов, земель садоводческих и огороднических объединений вне черты населенных пунктов на территории Оренбургской области, подлежащих государственной кадастровой оценке, не позднее 1 февраля 2012 года (пункт 2).

Во исполнение указанного выше постановления Правительства Оренбургской области Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области по итогам открытого аукциона в электронной форме (дата) заключило государственный контракт с ООО «НПП «ГИПРОЗЕМ» на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области (л.д.86-96).

Приложением к данному контракту является техническое задание на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Оренбургской области.

В пункте 2.1 указанного приложения в государственному контракту указано, что определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от (дата) (в редакции приказа Минэкономразвития РФ от (дата) ) и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от (дата) № П/0152 (в редакции Приказа Роснедвижимости от (дата) № П/0284).

Пункт 4.2 приложения к государственному контракту предусматривал, что отчет об определении кадастровой стоимости принимается Заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет (ст. 24.16 ФИО3 закона № 135-ФЗ)

Суду представлена копия отчета ООО «НПП «ГИПРОЗЕМ» КСЗ НП/56-2012 от (дата) «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов ФИО2 (адрес)» в электронном виде на диске.

Правительством Оренбургской области также представлено в материалы дела положительное экспертное заключение на отчет КСЗ НП/56-2012, произведенное Экспертным советом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» № ЭК-200812 от (дата).

(дата) областная комиссия по рассмотрению хода работ государственной кадастровой оценки земель, образованная постановлением Оренбургской области от (дата) -п (в ред. Постановления Правительства Оренбургской (адрес) от (дата) -п) ознакомилась с результатами оценки земель и рекомендовала министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений направить для утверждения в установленном порядке в Правительство Оренбургской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, земель садоводческих и огороднических объединений вне черты населенных пунктов Оренбургской области.

Таким образом, при определении государственной кадастровой оценки земель на территории ФИО2 (адрес) была соблюдена вся процедура, предусмотренная для принятия такого нормативного акта и ФИО2 (адрес) нарушений законодательства при принятии Постановления N 1121-п не допущено.

Принимая оспариваемое постановление Правительство Оренбургской области осуществляло государственные полномочия по принятию нормативного правового акта о государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на своей территории.

Компетенция субъекта Российской Федерации по данному вопросу закреплена статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и находит свое выражение в утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

Следовательно, Правительство Оренбургской области приняло оспариваемое постановление, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель в составе земель Оренбургской области, в пределах своих полномочий и с соблюдением всей необходимой процедуры.

Суд не соглашается с доводами заявителя о том, кадастровая стоимость земли необоснованно намного превышает его рыночную стоимость, поскольку определение государственной кадастровой стоимости земли имеет иное назначение и осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном нормативными правовыми актами.

Рыночная стоимость земельного участка определяется оценщиком отдельно для каждого участка с учетом местных особенностей и может не совпадать с его государственной кадастровой стоимостью.

Следует отметить, что действующее законодательство вообще не предусматривает возможности осуществления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации проверки обоснованности и правильности оценочного отчета, которым определена кадастровая стоимость земельных участков. Об этом свидетельствует то обстоятельство, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются лишь на утверждение. Законом не предусмотрена возможность отказа органа исполнительной власти в утверждении сведений о кадастровой стоимости земельных участков со ссылкой на нарушение процедуры составления соответствующего отчета или его необоснованность.

Утверждение Р.Н. о том, что при проведении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков были допущены нарушения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так как в нарушение ст.21 указанного Федерального закона надзор и контроль за земельными участками в г.Оренбурге проводился без оповещения предпринимателей – собственников земельных участков основано на неправильном понимании заявителем действующего законодательства, поскольку порядок проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков регламентирован специальными нормативными актами и производился не с целью осуществления контроля за юридическими лицами и предпринимателями, а в целях налогообложения, в частности для определения стоимости облагаемого налогом земельного участка, а Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1). Причем понятия "государственный контроль (надзор)" и "муниципальный контроль", законодатель связывает исключительно с деятельностью уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами предпринимательской деятельности требований, установленных законодательством (ст.2).

Следует также отметить, что самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований Р.Н. является то, что, по мнению суда, заявителем выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", заявление об оспаривании нормативного правового акта должно содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя нарушаются этим актом.

По мнению заявителя в результате принятия оспариваемого Постановления была необоснованно завышена кадастровая стоимость предмета налогообложения - принадлежащего ей земельного участка. В результате у нее возникла обязанность уплатить на указанное имущество земельный налог, размер которого определен в соответствии с неправильно рассчитанной кадастровой стоимостью этого участка. Соответственно, размер налога, который ей начислен, значительно превышает размер налога, который она была бы обязана заплатить, если бы кадастровая стоимостью этого участка была рассчитана в соответствии с требованиями закона.

Следует отметить, что права и свободы заявителя этим Постановлением не нарушаются, поскольку решением Арбитражного суда Оренбургской области от (дата) заявленные Р.Н. требования удовлетворены и кадастровая стоимость, принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером *** была установлена равной рыночной в размере *** рублей. Решение Арбитражного суда ФИО2 (адрес) от (дата) вступило в силу, соответственно с этого периода, кадастровая стоимость участка, которая определена Постановлением для целей налогообложения этого участка не применяется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований Р.Н. к Правительству Оренбургской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, Министерству природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействительным постановления Правительства Оренбургской области от (дата) -п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», в части утвержденной в этом постановлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через ФИО2 областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В.Хакимова

3-79/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Полякова Р.Н.
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице фили
Правительство Оренбургской области
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Прокурор Оренбургской области
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.orb.sudrf.ru
09.04.2015Передача материалов судье
09.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2015Подготовка дела (собеседование)
19.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2015Судебное заседание
16.06.2015Судебное заседание
19.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее