Решение по делу № 2-1580/2021 от 16.02.2021

Дело № 2-1580/2021

91RS0024-01-2020-005219-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта                                30 июня 2021 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Мясниковой Ю.С. с участием представителя истца Русакова Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зикрач Оксаны Николаевны к Администрации г. Ялта Республики Крым о признании права на завершение оформления права на земельный участок, третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым,

у с т а н о в и л:

Зикрач О.Н. обратилась в суд с иском к Администрации г. Ялта Республики Крым (далее – Администрация г. Ялта) о признании права на завершение оформления права на земельный участок площадью 0,01 га по адресу: <адрес> на основании решения 39 сессии 5 созыва Массандровского поселкового совета от 6 августа 2010 г. № 8.

Исковые требования мотивированы тем, что истец приходится дочерью ФИО-2, умершему <дата>, то есть его наследником по закону. При жизни ФИО-2 на основании вышеуказанного решения получил разрешение на разрешение на разработку схемы генерального плана вышеуказанного земельного участка для отвода в собственность для строительства и обслуживания индивидуального гаража. Решением 43 сессии 5 созыва Массандровского поселкового совета от 29 октября 2010 г. № 11 утверждена схема генерального плана земельного участка, ФИО-2 дано разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отведения в собственность земельного участка для строительства и обслуживания индивидуального гаража. Далее на протяжении длительного времени ФИО-2 занимался сбором документации, необходимой для завершения оформления права собственности на земельный участок, но не успев завершить данный процесс, ФИО-2 <дата> умер. Вместе с тем при жизни он выразил волю на приватизацию земельного участка, совершив действия, направленные на оформление права собственности, фактически приступил к оформлению данного права.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта.

В судебном заседании представитель истца Русаков Д.С. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске, пояснил, что в соответствии с российским законодательством ФИО-2 не обращался в Администрацию г. Ялта с заявлением о завершении оформления прав, поскольку порядок такого оформления был установлен после смерти ФИО-2

Представитель ответчика Администрации г. Ялта в письменных объяснениях указало на необоснованность исковых требований по следующим основаниям. Поскольку земельный участок при жизни ФИО-2 в собственность передан не был, включить его в состав наследства и признать на него право собственности в порядке наследования невозможно. При жизни ФИО-2 не обращался в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца Зикрач О.Н., представителей ответчика Администрации г. Ялта и третьего лица Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав представитель истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением 39 сессии 5 созыва Массандровского поселкового совета от 6 августа 2010 г. № 8 ФИО-2 дано разрешение на разработку схемы генерального плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ориентировочным размером 0,01 на (испрашивается к отводу в собственность для строительства и обслуживания индивидуального гаража).

Решением 43 сессии 5 созыва Массандровского поселкового совета от 29 октября 2010 г. № 11 утвержден согласованный Управлением главного архитектора Ялтинского городского совета схема генерального плана земельного участка и ФИО-2 дано разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отведения в собственность земельного участка размером 0,01 га, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания индивидуального гаража.

Согласно свидетельству о смерти от 18 ноября 2014 г. серии I-АЯ №<номер> ФИО-2 умер <дата> в г. Ялта Республики Крым.

Постановлением нотариуса Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым ФИО-3 от 19 августа 2020 г. отказано Зикрач О.Н. в выдаче свидетельства о праве на наследство ФИО-2 – земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер> в связи с неподтверждением фактов, изложенных в документах, представленных для совершения нотариального действия.

По сведениям указанного нотариуса по состоянию на 9 апреля 2021 г. согласно материалам наследственного дела к имуществу ФИО-2, умершего <дата>, Зикрач О.Н. является единственным наследником, обратившимся к нотариусу, ей выданы свидетельства о праве на наследство на автомобиль и земельный участок по адресу: <адрес>.

Указанные обстоятельства дела подтверждены исследованными доказательствами.

Основания и порядок приобретения права собственности на землю (земельные участки) в период принятия Массандровским поселковым советом вышеуказанных решений, были урегулированы Земельным Кодексом Украины (далее – ЗК Украины), в силу положений которого, а также Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», вопросы передачи гражданам земельных участков в собственность относились к компетенции органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Ст. 12 ЗК Украины предусматривалось, что к полномочиям городских советов в области земельных отношений относится распоряжение землями территориальных громад, передача земельных участков из коммунальной собственности в собственность, пользование граждан в соответствии с этим Кодексом.

Ст. 38 ЗК Украины установлено, что к землям жилой и общественной застройки принадлежат земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.

Согласно ст. 39 ЗК Украины использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, другой градостроительной документацией, планом земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм.

В соответствии со ст. 40 ЗК Украины гражданам Украины по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут передаваться безвозмездно в собственность или предоставляться в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений и гаражного строительства норм, определенных этим Кодексом.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 83 ЗК Украины земли, которые принадлежат на праве собственности территориальным громадам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью. В коммунальной собственности находятся: а) все земли в границах населенных пунктов, кроме земельных участков частной и государственной собственности; б) земельные участки, на которых расположены строения, сооружения, иные объекты недвижимого имущества коммунальной собственности независимо от места их расположения.

Из содержания ст. 116 ЗК Украины следует, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом или по результатам аукциона.

Ст. 118 ЗК Украины был определен порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами, в соответствии с которой гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственные администрации или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка, которые рассматривают ходатайство в месячный срок и дают разрешение на составление проекта отвода земельного участка либо мотивированный отказ в даче такого разрешения. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан организациями, которые имеют соответствующее разрешение (лицензию) на выполнение этих работ, в сроки, установленные соглашением сторон. Районная, Киевская или Севастопольская городские государственные администрации или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации в соответствии с законом – после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Ст. 186-1 ЗК Украины предусмотрено, что проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, который осуществляет реализацию государственной политики в сфере земельных отношений. Проект землеустройства по отводу земельного участка в границах населенного пункта или земельного участка за границами населенного пункта, на котором размещен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территорию определенного районного, - до исполнительного органа городского совета в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае если такой орган не создан, - до органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры или структурного подразделения областной государственной администрации по вопросам градостроительства и архитектуры.

Ст. ст. 125, 126 ЗК Украины предусмотрено, что право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования или право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав. Право собственности, пользования земельного участка оформляется в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации вещевых прав на недвижимое имущество и их обременений».

Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 г. в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).

Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

В силу ст. 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами город Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст. 12.2 настоящего конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

Ст. 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства входит принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Судом установлено, что ФИО-2 при жизни в соответствии с порядком, определенным украинским законодательством, начал оформление документов по получению в собственность земельного участка, который находится по адресу: <адрес>, вместе с тем решение о передаче указанного земельного участка ему в собственность не принималось, правоустанавливающий документ он не получил и не осуществил его государственную регистрацию. Доказательства передачи им согласованного проекта землеустройства в компетентный орган для его утверждения суду не представлены.

Сведения о том, что после того, как на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя стали действовать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, у ФИО-2 возникло право собственности на указанный земельный участок суду не предоставлено.

Таким образом, поскольку у наследодателя ФИО-2 не возникло права собственности на земельный участок, отсутствуют основания для признания этого права за истцом в порядке наследования по закону.

Согласно ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с со ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Ст. 51 указанного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. ст. 1, 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-РК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК) правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ.

Права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее – ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; 3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым. Право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Ч. 1 ст. 13 Закона № 38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству

Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок), которым установлены правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, принятого до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в ст. 13 Закона № 38-ЗРК.

Согласно п. 4 Порядка завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

В соответствии с п. 5 Порядка возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым – в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, у ФИО-2 при жизни имелось право на завершение оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, вместе с тем возможность наследования данного права действующим законодательством не предусмотрена.

В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 13 марта 2018 г. N 577-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО-1 на нарушение ее конституционных прав статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1 и 5 статьи 13 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», а также Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым», само по себе разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, выданное согласно законодательству Украины, не порождает каких-либо юридически значимых последствий для наследников лица, которому оно выдавалось.

С учетом изложенного, исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

В связи с отказом в удовлетворении иска в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Зикрач Оксаны Николаевны к Администрации г. Ялта Республики Крым о признании права на завершение оформления права на земельный участок.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                Л.В. Корпачева

2-1580/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Зикрач Оксана Николаевна
Ответчики
Администрация г. Ялта Республики Крым
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым
Русаков Денис Станиславович
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Корпачёва Любовь Викторовна
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
16.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2021Передача материалов судье
19.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2021Судебное заседание
13.05.2021Судебное заседание
14.06.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
30.06.2021Судебное заседание
07.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.08.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее