Дело № 2-366/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Урюпинск 11 мая 2021 года
Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Матеровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Маркова М.А. к Пономареву Е.В. о возмещении вреда, причиненного преступлением,
УСТАНОВИЛ:
Марков М.А. обратился в Урюпинский городской суд Волгоградской области с исковым заявлением к Пономареву Е.В. о возмещении вреда, причиненного преступлением.
В обосновании заявленных исковых требований указал, что вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка № 55 Волгоградской области от <дата> по делу № Пономарев Е.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.319 УК РФ, ему назначено наказание с учетом приговора Урюпинского городского суда Волгоградской области от <дата> в виде 3 лет 1 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Вследствие умышленных виновных действий ответчика, истцу причинены морально-нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях из-за публичного оскорбления в присутствии сотрудников полиции и посторонних лиц. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Марков М.А. просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
Истец Марков М.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался судом своевременно и надлежащим образом, в исковом заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Пономарев Е.В. о судебном заседании извещен надлежащим образом, свое мнение относительно искового заявления не выразил.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: вследствие причинения вреда другому лицу.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём компенсации морального вреда, иными способами, предусмотренными законом.
В силу ч.1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В судебном заседании установлено, что <дата> в период времени с <данные изъяты> у Пономарева Е.В., находившегося на участке местности, расположенном напротив <адрес>, возник преступный умысел, направленный на публичное оскорбление представителя власти - УУП ОУУП и ПНД МО МВД России «Урюпинский» Волгоградской области капитана полиции Маркова М.А., в связи с исполнением им своих должностных обязанностей по обеспечению общественного порядка, устранению угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документированию обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, стал оскорблять УУП ОУУП и ПНД МО МВД России «Урюпинский» Маркова М.А. словами грубой нецензурной брани, чем унизил его честь и достоинство как представителя власти в связи с исполнение им своих должностных обязанностей. Ответчик полностью признал свою вину и не оспаривал факт и обстоятельства совершенного преступления, в результате которого истец Марков М.А., являясь сотрудником полиции, представителем исполнительной власти, при исполнении должностных обязанностей был публично оскорблен.
Требование о взыскании компенсации морального вреда, причинённого преступлением, в ходе рассмотрения уголовного дела потерпевшим Марковым М.А. к подсудимому Пономареву Е.В. не заявлялось.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу <дата> приговором мирового судьи судебного участка № 55 Урюпинского судебного района Волгоградской области от <дата>, согласно которому Пономарев Е.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ и ему назначено наказание по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний по настоящему приговору и по приговору Урюпинского городского суда Волгоградской области от <дата>, в виде 3 лет 1 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
В решении суда об удовлетворении иска, помимо ссылки на приговор по уголовному делу, следует также приводить имеющиеся в гражданском деле доказательства, обосновывающие размер присужденной суммы (например, учёт имущественного положения ответчика или вины потерпевшего) (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении»).
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду необходимо устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
С учётом обстоятельств причинения ответчиком вреда, возраста, личности, степени вины ответчика – ответчик признал свою вину в совершённом преступлении, раскаялся в содеянном, совершил преступление небольшой тяжести, а также в связи с тем, что виновными действиями ответчика истцу причинён моральный вред, выразившийся унижении его чести и достоинства, деловой репутации как представителя власти, суд полагает необходимым частично удовлетворить исковые требования Маркова М.А. о взыскании с Пономарева Е.В. компенсации морального вреда, причинённого преступлением.
Вместе с тем, определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает, что действия ответчика, в совершении которых его признали виновным, не стали для потерпевшего Маркова М.А. препятствием для ведения трудовой деятельности, активной общественной жизни, он не был ограничен в каких-либо правах либо лишён их, а также с учётом нравственных и моральных переживаний истца в виде чувств унижения его чести и достоинства личности, негативных воспоминаний после случившегося, подрыва авторитета работника полиции и деловой репутации как представителя власти, переживаний, связанных с уголовным судопроизводством, в котором истец является потерпевшим, необходимость истца в защите своих нарушенных прав в порядке гражданского судопроизводства, а также с учётом личности причинителя вреда Пономарева Е.В. суд, с учётом требований ст.1101 ГК РФ полагает необходимым снизить размер взыскиваемой с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда с <данные изъяты> до <данные изъяты>.
Принимая данное решение о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, суд учитывает, что факт причинения истцу морального вреда в связи с вышеперечисленными обстоятельствами не вызывает сомнений и не нуждается в доказывании, а моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения. Кроме того, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесённые страдания.
Учитывая характер и степень причиненных Маркову М.А. страданий, индивидуальные особенности истца и ответчика, а также иные значимые для дела обстоятельства, суд полагает, что компенсация морального вреда в размере <данные изъяты>, с учётом совокупности установленных по делу обстоятельств в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости, а также способствует восстановлению нарушенных прав истца.
В соответствии с ч. 1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
В связи с чем, с ответчика Пономарева Е.В. подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты> по требованиям нематериального характера.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании судом разъяснялись сторонам требования ст.56 ГПК РФ и предлагалось представить доказательства по делу в обоснование своих исковых требований, либо возражений на них.
Других заслуживающих внимание доказательств, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ для взыскания иной суммы компенсации морального вреда, а также, которые могли бы служить основанием к отказу во взыскании указанных выше сумм, сторонами суду не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Маркова М.А. к Пономареву Е.В. о возмещении вреда, причиненного преступлением, – удовлетворить частично.
Взыскать с Пономарева Е.В. в пользу Маркова М.А. компенсацию морального вреда, причинённого преступлением, в размере <данные изъяты>, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Пономарева Е.В. в доход бюджета муниципального образования государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Урюпинский городской суд Волгоградской области.
Судья Е.В. Ковалева