КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Сергеев Ю.С. Дело № 33-6932/2018
А-090г
30 мая 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.
с участием прокурора Воротынской О.О.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Тыгдымаевой Валентины Михайловны к Управлению социальной защиты населения администрации г. Минусинска о признании решения незаконным, и понуждении к совершению действий
по апелляционной жалобе руководителя УСЗН города Минусинская – Хаметшиной Н.А.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 26 марта 2018 года, которым постановлено:
«Признать решение Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска о прекращении с 01.11.2017 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов, инвалиду Тыгдымаевой Валентине Михайловне незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г. Минусинска возобновить предоставление инвалиду Тыгдымаевой Валентине Михайловне меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов с 01.11.2017 г. в виде платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда, платы за коммунальные услуги рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в установленном законодательством РФ порядке.
В остальной части исковых требований отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минусинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Тыгдымаевой В.М., обратился в суд с требованиями к УСЗН администрации г.Минусинска о признании незаконными решений о приостановлении с 01.10.2017г. и последующем прекращении с 01.11.2017г. предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов, возложении обязанности возобновить с 01.10.2017 г. предоставление материальному истцу меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 % в виде платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда, платы за коммунальные услуги рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке.
Требования мотивированы тем, что Тыгдымаевой В.М., как инвалиду 2 группы, предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг. В связи с поступившими сведениями о наличии у нее более двух месяцев задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, ответчиком принято решение о приостановлении ей с 01.10.2017г. предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг и о прекращении данных мер с 01.11.2017 года.
Указанные действия прокурор считает неоснованными на нормах материального права, регулирующих спорные отношения.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе руководитель УСЗН города Минусинская – Хаметшина Н.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав прокурора Воротынскую О.О., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно, что Тыгдымаева В.М. является инвалидом 2 группы бессрочно.
УСЗН администрации г.Минусинска ей были предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором материальный истец зарегистрирована и является собственником 1/9 доли в праве собственности на указанное жилое помещение.
В связи с имеющейся задолженностью по оплате коммунальных услуг, ответчиком были приняты решения о приостановлении Тыгдымаевой В.М. на месяц выплаты мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг с 01.10.2017 года и о прекращении указанных мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг с 01.11.2017г.
Не согласившись с позицией ответчика, материальный истец обратилась к Минусинскому межрайонному прокурору, который в ее интересах обратился в суд с иском о признании незаконными вышеуказанных решений ответчика.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п.4 ст.20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;
в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
Поскольку никаких ограничений для инвалидов в части приостановления предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг законодательством не предусмотрено, суд пришел к верному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, об обоснованном приостановлении предоставления на месяц мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг Тыгдымаевой В.М. с 01.10.2017г. в связи с наличием у нее задолженности за данные услуги свыше 2-х месяцев и, соответственно, отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования о признании незаконным решения ответчика о приостановлении материальному истцу предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%.
Кроме того, суд, правильно определив, что в связи с тем, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», верно указал, что наличие у Тыгдымаевой В.М. задолженности по оплате коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения в предоставлении ей, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате данных услуг, в связи с чем решение ответчика о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки является незаконным.
Определяя дату, с которой истцу подлежит возобновление предоставления мер социальной поддержки, суд, со ссылкой на то, что предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг регламентируется Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не предполагает прекращения предоставления указанных мер инвалидам, верно указал, что возобновление предоставления истцу вышеуказанных мер социальной поддержки подлежит - с 01.11.2017г., в связи с чем возложил на ответчика соответствующую обязанность.
Судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы со ссылкой на обоснованность прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, поскольку принятие таких решений ответчиком соответствует положениям п. 2 ст.20.1, п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804, которые не оспорены и являются действующими.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что резолютивная часть решения в части подлежит изменению.
Так, необходимо исключить из резолютивной части решения указание на признание незаконным прекращения и возобновления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищных услуг в размере 50 процентов инвалиду Тыгдымаевой В.М., поскольку таковые ей не предоставлялись, а, соответственно, не приостанавливались и не прекращались, поскольку жилое помещение, в котором проживает материальный истец, находится в собственности.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 26 марта 2018 года в части признания решения Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска о прекращении с 01.11.2017 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду Тыгдымаевой Валентине Михайловне незаконным и возложении на Управление социальной защиты населения Администрации г.Минусинска обязанности возобновить предоставление инвалиду Тыгдымаевой Валентине Михайловне меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов с 01.11.2017 г. в виде платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда, платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в установленном законодательством РФ порядке – изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Признать решение Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска о прекращении с 01.11.2017 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов, инвалиду Тыгдымаевой Валентине Михайловне незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г. Минусинска возобновить предоставление инвалиду Тыгдымаевой Валентине Михайловне меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов с 01.11.2017 г. в виде платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда, платы за коммунальные услуги рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в установленном законодательством РФ порядке.
В остальной части исковых требований отказать.»
Апелляционную жалобу руководителя УСЗН города Минусинская – Хаметшиной Н.А. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимова И.А.