Решение по делу № 33-21767/2023 от 31.10.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2-2792/2020 (33-21767/2023)

03RS0004-01-2023-002159-43

г. Уфа                                       25 декабря 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего                   Кривцовой О.Ю.,

судей                              Комягиной Г.С. и Сыртлановой О.В.

при секретаре                       Каюмове Р.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску Яшпаевой Н.А., Марфиной В.С. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Старцевой А.В., Старцевой А.П., Мазитову Р.К., Садовиковой В.В. о признании права собственности на земельный участок.

Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Яшпаева Н.А., Марфина В.С. обратились в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - МЗИО) о признании права долевой собственности за ФИО18 на 554/1058 доли, за ФИО2 на 504/1058 доли в праве долевой собственности на образуемый земельный участок с условным номером 02:55:010343:ЗУ1 площадью 1058 кв. м, категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: адрес, согласно следующим координатам:

Обозначение характерных точек границ №...
№...
№... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...

    Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО18 является собственником жилого дома с литерой А кадастровый №... общей площадью 49,1 кв. м, а ФИО2 собственником жилого дома с литерой Б с кадастровым номером №... общей площадью 118,9 кв. м, расположенных по адресу: адрес, на образуемом земельном участке с условным номером №... площадью 1058 кв. м, в связи с чем обратились в МЗИО за согласованием схемы расположения земельного участка с последующим его предоставлением в собственность, в чем письмом от дата отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в красных линиях.

    С данным ответом истцы не согласны, так как решением Исполнительного комитета адрес Совета народных депутатов от дата №... был узаконен перестроенный жилой адрес, в последующем дома по указанному адресу узаконили истцы, проживают в указанном доме. Фактически проектом планировки территории орган местного самоуправления предусмотрел размещение объектов регионального назначения на земельном участке, предоставленном истцам, однако проект межевания по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации не утвержден, проектов межевания в границах красных линий не разработано, сведений об изъятии спорного земельного участка для муниципальных нужд не имеется; отсутствие с 2010 г. решения уполномоченного органа об изъятии спорного земельного участка подтверждает обоснованность требований и тот факт, что земельный участок находится в пользовании истцов с 1957 г.

Решением Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе МЗИО ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, так как согласно ответу Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан от дата №.../ПР, схеме планировочной организации, а также географической информационной системы «ИнГЕО», испрашиваемый земельный участок с условным номером №... находится в границах красных линий на территории общего пользования, установленных проектом планировки территории жилого района Нижегородка в Ленинском и адресх городского округа адрес Республики Башкортостан, утвержденных постановлением главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан от дата №..., указанное постановление недействующим не признано, истцами утверждение красных линий в отношении испрашиваемого земельного участка не оспорено. Таким образом, спорный земельный участок не подлежит передаче в собственность в связи с указанными ограничениями, что подтверждается определениями Верховного Суда Республики Башкортостан.

Как усматривается из материалов дела, испрашиваемый истцами в собственность земельный участок не поставлен на кадастровый учет и имеет условный №...:ЗУ1 в связи с образованием указанного земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, по адресу: адрес. Как следует из межевого плана при образовании вышеуказанного земельного участка, составленного по заказу истца ФИО1, в его составе имеется заключение кадастрового инженера, согласно которому, в ходе работ выявлено наложение смежных участков с кадастровыми номерами №... на фактические границы образуемого земельного участка вследствие реестровой ошибки. Границы участка уточняются фрагментом, в связи с чем изменяется только часть конфигурации участка, остальные части будут приведены в соответствии с земельным законодательством в результате других кадастровых работ. При этом из схемы расположения и чертежа образуемого участка следует, что земельный участок, о правах на который заявлено истцами с установлением его границ, является смежным по отношению к земельным участкам с кадастровыми номерами: №..., а также с земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата №... «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата №... «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество»). Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Смежный землепользователь по такому иску является ответчиком.

В рамках заявленного требования были установлены смежные границы между земельными участками с условным номером №... и с кадастровыми номерами: №... а также с земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, без привлечения к участию в деле смежных землепользователей.

В связи с вышеизложенным дата судебной коллегий принято определение о переходе к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ФИО4В., ФИО4 (долевые собственники каждая ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №... ФИО3 (собственника земельного участка с кадастровым номером №...); ФИО5 (собственник земельного участка с кадастровым номером №...) привлечены к участию в деле в качестве соответчиков, а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрация городского округа адрес Республики Башкортостан.

Истцы ФИО18, ФИО2, ответчики - представитель МЗИО, ФИО4В., ФИО4, ФИО3, ФИО5, представители третьих лиц - администрации городского округа адрес Республики Башкортостан (далее - Администрация города), Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. ФИО4В., ФИО4, ФИО3 обратились с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что против удовлетворения исковых требований ФИО1 и ФИО2 не возражают. Иные лица об уважительных причинах неявки суду не сообщали. В связи с чем, на основании статей 117, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.

Выслушав объяснения представителя истцов ФИО17, поддержавшей исковые требования, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Поскольку установлено, что суд первой инстанции рассмотрел настоящее дело без привлечения в качестве соответчиков ФИО4В., ФИО4, ФИО3, ФИО5, решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене.

При отмене решения районного суда судебная коллегия находит необходимым принять по делу решение об удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 по следующим основаниям.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорным является земельный участок с условным номером №... площадью 1058 кв. м, категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: адрес, на котором располагаются принадлежащие истцам жилые дома, а именно: жилой адрес. постройки с кадастровым номером №... площадью 49,1 кв. м принадлежит ФИО1 на основании решения суда; жилой адрес. постройки с кадастровым номером №... площадью 118,9 кв. м принадлежит ФИО2

Как следует из материалов гражданского дела №... Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан, ранее ФИО18 обращалась в суд с иском о признании за ней права собственности на вышеуказанный жилой адрес. постройки с кадастровым номером №..., который решением указанного суда от дата удовлетворен, и на его основании произведена государственная регистрация права ФИО1 на названный дом, ссылаясь на то, что ранее этот дом принадлежал ее бабушке, в подтверждение чему представлен технический паспорт на домовладение по спорному адресу (аналогичный представлен в материалы настоящего дела), и из которого следует, что дата БТИ произведен учет права собственности на домовладение за ФИО15 на основании решения народного суда 3 участка адрес от дата, с также за ФИО13 дата на основании свидетельства о праве на наследство по закону от дата №...; а также решение Исполнительного комитета адрес Совета народных депутатов адрес от дата №..., согласно которому узаконен перестроенный адрес на имя ФИО14

Из домовой книги, представленной в материалы настоящего дела, заведенной по спорному адресу, усматривается, что ФИО14 и другие граждане по спорному адресу были зарегистрированы впервые в 1943 г.

Из вышеприведенного следует вывод, что первоначальное предоставление земельного участка правопредшественникам истцов имело место с 1943 г., при переходе права собственности на жилые дома к истцу перешли права на спорный земельный участок в том же объеме, что и первоначального собственника.

Как следует из межевого плана при образовании спорного земельного участка, в составе которого имеется заключение кадастрового инженера, согласно ортофотопланам и ситуационному плану границы спорного земельного участка уже существовали в фактических границах к 1996 г., и выявленное наложение смежных границ земельных участков с кадастровыми номерами 02:№...:48 является реестровой ошибкой, в связи с чем, в указанных частях земельного участка истцов границы определяются по фактически существующим на местности границам, в части смежной границы с земельным участком №...ФИО5) границы определены кадастровым инженером в соответствии с данным Единого государственного реестра недвижимости, и остаются неизмененными. Собственники земельных участков с кадастровыми номерами №... - ФИО4, ФИО4В., ФИО3 подписали акт согласования местоположения образуемого земельного участка истцов, как и представили суду заявление о согласии с установлением требуемых истцами границ их земельного участка, в свою очередь в части смежной границы с участком ФИО5 она остается неизмененной, что дает основания для вывода о том, что при установлении границ земельного участка, испрашиваемого истцами в собственность, права и законные интересы ФИО5 не будут нарушены.

Как следует из позиции ответчика - МЗИО, третьего лица - Администрации города, спорный земельный участок не может быть предоставлен истцам в собственность бесплатно, так как расположен в границах красных линий на территории общего пользования, установленных проектом планировки территории жилого района Нижегородка в Ленинском и адресх городского округа адрес Республики Башкортостан, утвержденных постановлением главы Администрации города от дата №..., и на основании пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, что предусмотрено пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации - в частную собственность не предоставляются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

В подтверждение вышеуказанному по запросу апелляционного суда представлен ответ Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, согласно которому земельный участок с условным номером №... расположен на территории общего пользования в границах красных линий, установленных в составе «Проект планировки жилого района Нижегородка в Ленинском и адресх городского округа адрес Республики Башкортостан», утвержденного постановлением Администрации города от дата №..., с приложением схемы расположения земельного участка. При направлении судом апелляционной инстанции вышеназванного запроса о предоставлении документов Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, кроме вышеприведенной схемы, суду никаких документов не представлено.

Судебная коллегия отмечает, что в определении от дата сторонам была разъяснена обязанность по доказыванию, предложено МЗИО и Администрации города представить суду до дата или при участии представителя в судебное заседание дата доказательства установления красных линий в отношении спорного земельного участка в соответствии с правовыми актами уполномоченного органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и опубликования, действовавших на момент установления соответствующих красных линий, или в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующими на день разрешения настоящего спора; доказательства реализации проекта планировка, которым установлены красные линии.

Между тем, кроме вышеприведенного суду апелляционной инстанции не представлено, и судом исчерпаны все возможности для проверки доводов стороны ответчика МЗИО и Администрации города, в том числе в лице его уполномоченных органов, об ограничениях в предоставлении спорного земельного участка истцам в собственность бесплатно, которые не нашли своего подтверждения.

Оценивая представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО2 и ФИО1, так как со стороны ответчика МЗИО и третьего лица Администрации города, его Управления земельных и имущественных отношений, как того требует статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, не представлено и в материалах дела отсутствуют доказательства о том, что спорный земельный участок в соответствии с действующим законодательством входит в число земель, зарезервированных для публичных нужд с ограничением предоставления их в собственность, и он не может быть передан истцам в собственность бесплатно.

Исходя из вышеприведенных и установленных по делу обстоятельств, представленных суду апелляционной инстанции Главархитектурой и вышеприведенных документов, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа истцам в признании права собственности на земельный участок, поскольку в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от дата № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Указанный Закон введен в действие с дата и утратил силу с дата

Как разъяснено в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №..., Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №... от дата «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от дата № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 данного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу абзаца первого пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от дата № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от дата № 137-ФЗ), если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность (абзац третий пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от дата № 137-ФЗ).

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от дата № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзац четвертый пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от дата № 137-ФЗ).

Пункт 2 статьи 49 Федерального закона от дата № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 этой статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями названной статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных частью поименованной статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

Таким образом, гражданин, обладающий земельным участком, предоставленным в постоянное (бессрочное) пользование до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (дата), вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок в порядке, установленном статьей 49 Федерального закона от дата № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Исходя из вышеприведенных правовых норм, в связи с приобретением жилых домов истцы, обладающие земельным участком, предоставленным еще в 1943 г., до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (дата), вправе приобрести его в собственность, и для этого не требуется принятия уполномоченным органом решения.

Вместе с тем, отсутствуют основания для отказа в передаче истцам в собственность испрашиваемого земельного участка по указываемым Администрацией города и МЗИО основаниям - по пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, которым установлено, что земельные участки общего пользования, занятые, в частности, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.

Из представленных, вышеприведенных ответов и документов следует, что указываемые стороной ответчика ограничения введены, постановление главой органа местного самоуправления принято до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, вследствие чего судебная коллегия руководствуется следующим.

Закон Российской Федерации от дата №... «Об основах градостроительства в Российской Федерации» в частях 2 и 3 статьи 1 устанавливал, что градостроительство в административно-территориальных образованиях осуществляется исходя из интересов граждан, условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития, национально-этнических, историко-культурных особенностей, экологических, природно-климатических и геологических условий местности, с учетом общественного мнения, выраженного органами местного самоуправления, собраниями граждан и через иные территориальные формы непосредственной демократии. Градостроительство в Российской Федерации осуществляется субъектами градостроительной деятельности в соответствии с настоящим Законом и издаваемыми в его развитие законодательными актами, решениями органов государственной власти и управления, градостроительными нормативами, принятыми в области планировки и застройки городов, других поселений в пределах их компетенции, градостроительной документацией, правилами застройки городов, других поселений и их систем, природоохранными и санитарно-гигиеническими требованиями.

К одним из видов градостроительной документации в соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Закона относятся генеральные планы городов, а также проекты городской административной черты.

В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РСФСР от дата, городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта - внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель, устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Постановлением Госстроя России от дата №... утверждена Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации (Инструкция РДС 30-201-93), утратившая силу с дата, в которой установлено, что план красных линий и разбивочный чертеж красных линий выполняются и оформляются в соответствии с требованиями названной Инструкции.

Разбивочный чертеж красных линий наряду с графической информацией должен содержать пояснительные надписи, в том числе: наименование улиц, рек, железнодорожных платформ, природных объектов и других элементов, определяющих местоположение территории в поселении; пояснительные надписи, облегчающие чтение чертежа: «зеленые насаждения», «линия застройки» (надпись делается со стороны застроенной территории), «техническая зона», «речной порт» и др. Разбивочный чертеж (акт) красных линий. На чертеже показываются координаты узлов и точек изломов проектных красных и других линий регулирования застройки с привязкой их к закрепленным на местности геодезическим знакам, опорным зданиям и сооружениям. При необходимости выполняется акт изменения красных линий.

На отдельном чертеже в М 1:100 или 1:200 показываются существующие и проектируемые поперечные профили улиц с размещением инженерных сетей (пункт 11.7).

Схема транспортного обслуживания, размещения объектов социального обслуживания населения. На схеме показываются: классификация магистралей и улиц; организация движения транспорта на сложных транспортных узлах с пересечением движения в разных уровнях; хозяйственные проезды и скотопрогоны; места временного и постоянного хранения общественного и индивидуального транспорта (в том числе подземные); остановочные пункты всех видов общественного транспорта; транспортные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты, тоннели, пешеходные переходы); предприятия обслуживания транспорта; основные пути пешеходного движения, места перехода улиц и дорог; размещение необходимых по социальным нормативам предприятий и учреждений культурно - бытового и коммунального обслуживания населения, в том числе встроенных и встроенно - пристроенных, с границами зон обслуживания этими учреждениями (пункт 11.8).

Аналогичные положения были предусмотрены во Временной инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов городской черты, поселковой черты и черты сельского поселения Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от дата №..., приказом Роскомзема от дата №... (пункты 1.6 и 2.1) (фактически утратила силу в связи с утверждением Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, действовавшей с дата), которой также предписывалось, что утверждение проектов городской (поселковой) черты производится для прочих городов и курортных поселков краев и областей - краевым, областным Советом народных депутатов по представлению соответствующих городских (поселковых) Советов народных депутатов с заключениями краевых, областных органов архитектуры и градостроительства, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству (подпункт «б» пункта 5.2).

Также названная Временная инструкция предусматривала, что проект городской (поселковой) черты разрабатывается на основе утвержденного генерального плана, другой градостроительной и землеустроительной документации, действующей на территории города, другого поселения и прилегающих землях (пункт 2.2).

Градостроительным законодательством, действовавшим в 2003 г., допускалась возможность нанесения на карты генерального плана красных линий только при их детальной разработке в соответствующих документах.

Анализ приведенных нормативных правовых актов и изученных судом документов указывает на то, что установленным вышеприведенными правовыми актами уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и опубликования не устанавливались красные линии в отношении спорного участка. Какие-либо решения уполномоченных органов об установлении красных линий с их нанесением на карты генерального плана, совмещенного с проектом детальной планировки и т.п., отсутствуют.

Изложенные выводы, вопреки позиции МЗИО, Администрации города, согласуются и с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующего на день разрешения настоящего спора.

Так, из пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципальных образований отнесены: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральный план городского округа (пункты 1 и 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 6 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают границы поселений, входящих в состав муниципального района; границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района; границы лесничеств; объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, объектов федерального значения, объектов регионального значения, в том числе планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Кроме того, проект схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на межселенной территории (часть 3 статьи 20, пункт 1 части 1 статьи 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов); 4) карту функциональных зон. На указанных картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана муниципального округа или генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, муниципального округа, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов); 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (части 3, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Из анализа приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе они не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

Такое толкование учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от дата №...-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Исходя из вышеприведенного, представленная суду схема, не может быть признана доказательством установления в соответствии как ранее с действовавшим, так и ныне действующим законодательством порядке, красных линий в отношении спорного земельного участка.

Кроме того, согласно пункту 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Суду не представлено решения уполномоченного органа об изъятии для муниципальных нужд находящегося у истцов земельного участка.

В связи с вышеизложенным, судебная коллегия признает несостоятельными доводы стороны ответчика и третьих лиц на его стороне об отсутствии оснований для передачи истцам в собственность спорного земельного участка, так как в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком и третьими лицами на его стороне не представлены доказательства наличия установленных федеральным законом ограничений для предоставления спорного земельного участка в собственность истцов бесплатно, с установлением требуемых ими границ земельного участка с указанием координат характерных точек.

В силу разъяснений пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата №... «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» и пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата №... «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

Указанная категория исков призвана обеспечить решение споров по фактическим границам земельных участков между смежными землепользователями, в том числе при несоответствии таких границ сведениям о границах, имеющимся в государственном кадастре недвижимости, при наложении и пересечении смежных границ, и направлена на устранение неопределенности в прохождении границы смежных земельных участков.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от дата по делу №...-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.

Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек.

Удовлетворив требования истцов о признании права собственности на земельный участок с условным номером, и устанавливая его границы, в соответствии с положениями статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд разрешает спор по существу с учетом представленных в материалы дела доказательств, в том числе заключения кадастрового инженера, согласно которому имеет место наложение границ земельного участка, принадлежащего на законных основаниях истцам, на границы двух вышеуказанных смежных земельных участков, тем самым, состоявшийся по настоящему делу судебный акт устраняет ошибку в определении координат в смежных границах испрашиваемого истцами земельного участка.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    о п р е д е л и л а:

        решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить.

            Исковые требования ФИО1 (№...), ФИО2 (№... к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №...), ФИО20 ФИО6 (№...), ФИО4 (№...), ФИО5 (№...), ФИО3 (№... о признании права долевой собственности на земельный участок с установлением его границ - удовлетворить.

    Признать право собственности ФИО1 на 554/1058 доли, ФИО2 на 504/1058 доли в праве долевой собственности на земельный участок с условным номером №... 1058 кв. м, категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: адрес, согласно следующим координатам:

Обозначение характерных точек границ Координаты, м
(указываются в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте. Значения координат, полученные с использованием указанных технологических и программных средств, указываются с округлением до 0,01 метра)
X Y
1 2 3
1 №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...
№... №... №...

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (адрес), путем подачи кассационной жалобы в суд первой инстанции.

Председательствующий

    Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено дата

    Справка: судья ФИО16

33-21767/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Марфина Валентина Сергеевна
Яшпаева Наталья Александровна
Ответчики
Министерство земельных и имущественных отношений Республики башкортостан
Старцева (Сорокина) Алла Владимировна
Мазитов Р.К.
Садовикова Вера Васильевна
Старцева Антонина Петровна
Мазитов Рабис Камилович
Старцева А.П.
Другие
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Ильясова Роза Радиковна
Минигазимова Лиана Ильясовна
Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Кривцова Оксана Юрьевна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
01.11.2023Передача дела судье
06.12.2023Судебное заседание
06.12.2023Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
25.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2023Передано в экспедицию
25.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее