Дело №а-5915/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Васильевой Ю.О.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству строительного комплекса <адрес> об оспаривании решения Комиссии по признанию пострадавшими и включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возложении обязанности устранить нарушение прав путем включения в соответствующий реестр,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительного комплекса <адрес> об оспаривании решения Комиссии по признанию пострадавшими и включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возложении обязанности устранить нарушение прав путем включения в соответствующий реестр.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между КТ «Социальная инициатива и компания» и административным истцом был заключен договор инвестиционного вклада №, согласно которому ФИО1 внес 1809125 рублей. По истечении года, а именно ДД.ММ.ГГГГ, между сторонами было подписано соглашение о расторжении ранее заключённого договора, товарищество обязалось вернуть сумму вклада в полном объеме. Между тем, денежные средства вкладчику возвращены не были, ДД.ММ.ГГГГ Басманный районный суд <адрес> требование ФИО1 удовлетворил, взыскал с КТ «Социальная инициатива и компания» сумму долга и проценты.
Также административный истец указывает, что ранее, а именно ДД.ММ.ГГГГ, между ним и КТ «Социальная инициатива и компания» заключался договор инвестиционного вклада №, согласно которому он внес взнос в сумме 1045734 рублей. Ввиду не исполнения условий договора ДД.ММ.ГГГГ в адрес Товарищества была направлена телеграмма о расторжении договора, решением Басманного районного суда <адрес> с КТ «Социальная инициатива и компания» в пользу ФИО1 взыскана сумма долга и проценты.
ФИО1 указывает, что денежные средства до настоящего времени не выплачены, исполнительные производства прекращены. Вместе с тем, заключённые договоры были направлены на получение в будущем жилых помещений в целях удовлетворения личных бытовых нужд.
Учитывая то, что отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов регулируются ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» ФИО1 обратился в Министерство строительного комплекса <адрес> с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены. Решением Министерства строительного комплекса <адрес>, оформленным выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 отказано во включении в вышеуказанный реестр со ссылкой на несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.
Административный истец с указанным решением не согласен, полагает, что он соответствует критериям, перечисленным в вышеуказанном Приказе.
С учетом изложенного, ФИО1 просит признать решение Министерства строительного комплекса, оформленное протоколом заседания Комиссии Министерства строительного комплекса <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, незаконным; возложить на заинтересованное лицо обязанность включить его в соответствующий реестр.
ФИО1 (л.д.48-49), надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, на личной явке в суд не настаивал. Представитель административного истца ФИО3 действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39), имеющий высшее юридическое образование (л.д. 41), в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель Министерства строительного комплекса <адрес>, надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания (л.д. 53-57, 72), в суд не явился, письменного отзыва по существу заявленных требований не представил.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истица, представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 1), и Правила ведения реестра таких граждан (приложение N 2).
В соответствии с п. 3 раздела I Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных указанным выше Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), в соответствии с данными Правилами.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403, установлены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, в том числе: привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления (пп. 1); просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (пп. 3); прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства (пп. 5); признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов (пп. 6 Приложения).
В качестве самостоятельно критерия, дающего право на включение в реестр, указана ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации (пп. 9 Приложения).
В соответствии с п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минрегионразвития N 403 от ДД.ММ.ГГГГ (Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены), включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к данному Приказу.
В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения N 2 к указанному Приказу, включение в Реестр осуществляется на основании заявления. Пунктом 10 того же раздела установлен перечень документов: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; 3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; 4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); 5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); 6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии). Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлиннике в документов должностному лицу контролирующего органа.
Пунктом 14 раздела IV Приложения N 2 к Приказу Минрегионразвития N 403 от ДД.ММ.ГГГГ (Основания для отказа во включении заявителя в Реестр), основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр являются: 1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу страдавших; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.
Согласно п. 2-3 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и КТ «Социальная инициатива и компания» заключен договор инвестиционного вклада №, согласно которому вкладчик в качестве взноса внес денежные средства в сумме 33000 долларов США (л.д.11-14).
В период действия названного договора между сторонами был заключен ряд дополнительных соглашений (л.д.14-15), согласно последнему из них ФИО1 передает Товариществу денежные средства в виде первоначального взноса в складочный капитал в сумме, эквивалентной 40176 долларам США, и в случае выхода имеет право на получение вклада в денежном выражении или в натуральной форме в виде трехкомнатной квартиры, общей площадью 74,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, д. Марфино, секция 1/10, этаж 17, <адрес>Б. Денежные средства были перечислены на расчетный счет Товарищества в полном объеме (л.д.21-23). Ввиду неисполнения условий договора ДД.ММ.ГГГГ в адрес Товарищества ФИО1 была направлена телеграмма о расторжении договора.
Также из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и КТ «Социальная инициатива и компания» заключен договор инвестиционного вклада №, согласно его условиям, вкладчик обязуется внести взнос в размере 1809125 рублей (л.д.16-18). Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ при выходе вкладчик имеет право получить свой вклад в денежном эквиваленте или в натуральной форме в виде трёхкомнатной квартиры, общей площадью 88,25 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, д. Марфино. Обязательства по оплате также исполнены в полном объеме (л.д.16-18).
В соответствии с п. 4 «Обобщения практики рассмотрения судами РФ дел по спорам между гражданами и организациями, привлекающими денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов» (утв. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ в 2003 г.), в ситуации, когда организация, не осуществляющая непосредственно строительство, заключает с гражданами договоры на финансирование строительства жилого дома и последующую его передачу гражданам (то есть гражданин передаёт деньги (осуществляет финансирование) организации, с которой заключает договор, а организация, в свою очередь, передаёт гражданину в собственность построенную квартиру), то фактически между организацией и гражданином возникают отношения по передаче товара в собственность или по выполнению работ, завершающихся получением гражданином созданного результата.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ФИО1 вложил денежные средства в строительство квартир с целью удовлетворения своих личных, семейных нужд.
По истечении года, а именно ДД.ММ.ГГГГ, между сторонами было подписано соглашение о расторжении ранее заключённого договора, Товарищество обязалось вернуть сумму вклада в полном объеме (л.д.20).
Между тем, денежные средства вкладчику ни по одному из договоров возвращены не были, ввиду чего, ДД.ММ.ГГГГ Басманный районный суд <адрес> требования ФИО1 удовлетворил, взыскал с КТ «Социальная инициатива и компания» денежные средства в сумме 2000591 рубля 17 копеек и 1162188 рублей 10 копеек соответственно (л.д. 24-28).
На основании заявления ФИО1 в отношении КТ «Социальная инициатива и компания» были возбуждены исполнительные производства (л.д.29-33,76-78). В 2010 году названные исполнительные производства окончены без исполнения ввиду ликвидации юридического (л.д.34-35, 80-82).
ФИО1 обратился в Министерство строительного комплекса <адрес> с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решением Министерства строительного комплекса <адрес>, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-37), административному истцу было отказано во включении в вышеуказанный реестр со ссылкой на несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. В качестве причины отказа указано на несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденных приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № (со ссылкой на основание отказа, предусмотренное п.п. 1 п. 14 Правил, а именно несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших). При этом, в оспариваемом решении не указано, каким именно критериям не соответствует заявитель.
Суд не может согласить с позицией Министерства строительного комплекса <адрес> по следующим основаниям.
В норме, на основании которой ФИО1 отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в качестве одного из критериев указана завершенная процедура ликвидации юридического лица.
На основании действующего законодательства юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях (п. 3 ст. 61 ГК РФ): признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), при несоблюдении условия об обязательном членстве в СРО или при отсутствии необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО; осуществления деятельности, запрещенной законом; осуществления деятельности с нарушением Конституции РФ либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям; невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется; в иных случаях, предусмотренных законом. Во внесудебном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его участников либо органа, уполномоченного уставом (п. 2 ст. 61 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 149 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Из анализа приведенных правовых положений следует, что ФИО1 полностью соответствует критериям к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Как указывалось ранее, привлекший денежные средства заявителя для строительства многоквартирного дома заказчик просрочил исполнение своих обязательств перед ФИО1, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность дольщику не передана. В то же время свое обязательство по оплате денежных средств по договору заявитель исполнил в полном объеме, денежные средства, взысканные судом, им не получены ни в рамках исполнительного производства, ни в рамках несостоятельности (банкротства) общества, следовательно, ФИО1 относится к числу пострадавших лиц - граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Наличие вступивших в законную силу решений о взыскании с застройщика денежных средств не являются основанием для отказа во включении ФИО1 в соответствующий реестр, поскольку в силу подпункта 3 пункта 2 Критериев просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, по которой со стороны гражданина обязательства исполнены, является критерием отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.
Таким образом, Министерство строительного комплекса <адрес> неправомерно отказало ФИО1 во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, как не соответствующему критерию, установленному п.п. 9 п. 2 Приложения № к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ15-36.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что административное исковое ФИО1 обоснованно и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.