Судья р/с Трефилова О.А. Дело № 21-927/2024
РЕШЕНИЕ
г. Кемерово 11 сентября 2024г.
Судья Кемеровского областного суда Ярова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении
администрации Тяжинского муниципального округа, ИНН 4242003008, находящейся по адресу: ул. Советская, 6, пгт. Тяжинский, Кемеровская область,
по жалобе представителя администрации Торгашовой Э.Ю. на решение судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июня 2024г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 4043/24/42034-АП начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Кемеровской области - Кузбассу ГМУ ФССП России Щербаковой М.Е. от 25.01.2024, администрация Тяжинского муниципального округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 24.06.2024 постановление должностного лица изменено – действия администрации Тяжинского муниципального округа переквалифицированы с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ на ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
В жалобе защитник администрации Тяжинского муниципального округа Торгашова Э.Ю. просит указанное судебное решение отменить, производство по делу прекратить, поскольку судья при рассмотрении жалобы не дал оценку приведенным доводам о принятии всех мер для надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет ответственность на основании ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 15.09.2020 Тяжинским районным судом Кемеровской области было вынесено решение, которым суд обязал администрацию Тяжинского муниципального округа предоставить ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ изолированное благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение на территории Тяжинского муниципального округа по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания и отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью на одного человека не более нормы предоставления - 33 кв.м.
На основании данного решения 18.12.2020 был выдан исполнительный лист и 12.04.2021 возбуждено исполнительное производство №
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу от 22.04.2021 с должника взыскан исполнительский сбор и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 03.06.2021.
Постановлением зам. начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по ВИП ГУФССП по Кемеровской области – Кузбассу №1213/22/42034-АП от 07.04.2022, вступившим в законную силу 04.07.2022, администрация Тяжинского муниципального округа привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
03.08.2023 судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП ГУФССП по Кемеровской области – Кузбассу вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 02.10.2023, однако в указанный срок требования исполнительного документа должником исполнены не были.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации Тяжинского муниципального округа к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, о чем начальником отделения – старшим судебным приставом СОСП по Кемеровской области - Кузбассу ГМУ ФССП России Щербаковой М.Е. вынесено соответствующее постановление.
В силу п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 №486-О).
Проверяя законность и обоснованность вынесенного по делу постановления, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, поскольку на момент вынесения постановления должностного лица прошло более года с момента уплаты администрацией Тяжинского муниципального округа административного штрафа по постановлению по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и необходимости, в связи с этим переквалификации действий привлекаемого лица на ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Вместе с тем, судья районного суда не учел следующее.
В соответствии с требованиями ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ состоит в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Совпадающими для составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 17.15 КоАП РФ, являются способ правонарушающего поведения (бездействие в форме неисполнения содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера), привлекаемое к административной ответственности лицо (должник) и наличие его вины в неисполнении требования неимущественного характера.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, является установленный законом порядок принудительного исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах, после взыскания исполнительского сбора. Объективная сторона правонарушения состоит в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора. Субъектом этого правонарушения являются должники по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера.
Таким образом, исходя из диспозиции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и положений ст. 105 Закона об исполнительном производстве, событие указанного административного правонарушения наступает по истечении нового срока, установленного судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что постановление о взыскании исполнительского сбора с установленным новым сроком исполнения до 02.10.2023 вынесено должностным лицом 03.08.2023.
В связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, постановлением № 1213/22/42034-АП от 07.04.2022 администрация Тяжинского муниципального округа была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Данное постановление вступило в законную силу 04.07.2022.
При этом, в рамках настоящего дела переквалифицировав совершенное администрацией Тяжинского муниципального округа правонарушение с ч. 2 на ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, судьей оставлено без внимания, что администрация привлекается за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный постановлением от 03.08.2023 после наложения административного штрафа, а не непосредственно после взыскания исполнительского сбора, за что администрация ранее уже привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В связи с изложенным, указанное в обжалуемом постановлении бездействие администрации не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Кроме того, истечение на дату вынесения постановления по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ годичного срока с момента уплаты администрацией Тяжинского муниципального округа административного штрафа по постановлению по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, установленного ст. 4.6 КоАП РФ, не влияет на квалификацию действия лица, поскольку диспозиция ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа и на протяжении всего времени вплоть до исполнения указанных требований.
Таким образом, оснований для переквалификации выявленного нарушения на ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ не имелось, поскольку первоначальный срок для исполнения требований исполнительного документа должнику уже был установлен и за его нарушение лицо привлечено к административной ответственности, а невыполнение сроков, установленных после наложения административного штрафа, не может образовывать состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 указанной статьи.
Кроме того, судьей районного суда при пересмотре постановления не был исследован вопрос о предоставлении администрации Тяжинского муниципального округа отсрочки исполнения решения суда, о чем указано в дополнении к жалобе.
При таких обстоятельствах судебное решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело с возвращением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 21 июня 2024г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Тяжинского муниципального округа отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд, жалобу – удовлетворить частично.
Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Е.В. Ярова