Решение по делу № 33а-835/2019 от 07.02.2019

Дело № 33а-835/2019             Докладчик Емельянова О.И.

УИД 33RS0008-01-2018-001866-74         Судья Шумник Е.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Завьялова Д.А.,

судей Емельяновой О.И., Самылова Ю.В.,

при секретаре Дороховой В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 04 апреля 2019 года административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 11 декабря 2018 года, которым удовлетворен частично административный иск Гусь-Хрустального межрайонного прокурора, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный, Владимирской области, выраженное в неразработке проектно-сметной документации и бездействие по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ****, расположенному по адресу: г. ****, пос. ****, ул. ****, ****, на администрацию муниципального образования город Гусь-Хрустальный, Владимирской области возложена обязанность устранить нарушения.

Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., объяснения прокурора Денисова А.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов Тимаховской О.П., Тимаховской Д.П., Тимаховской М.П., Тимаховского А.Д. к администрации Владимирской области, департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области, администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области и Муниципальному казенному учреждению «Служба единого заказчика» о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по подготовке и утверждению проектно-сметной документации и строительству инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки по обращению Тимаховской О.П. прокуратурой установлено, что постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 02.05.2017 № 344 512 Тимаховской О.П., Тимаховской Д.П., Тимаховской М.П., Тимаховскому А.Д. в общую долевую собственность, как многодетной семье, бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: г. ****, пос. ****, ул. **** ****, площадью 750 кв.м.

09.08.2017 данная семья получила разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.

Вместе с тем земельный участок не обеспечен необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, что свидетельствует о невозможности для материальных истцов реализовать свое право на жилище путем возведения пригодного для постоянного проживания индивидуального жилого дома, обеспеченного необходимым уровнем благоустройства.

Сроки реализации муниципальной программы, направленной на создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, неоднократно переносились, необходимые заявки на получение субсидий на указанные цели из бюджета субъекта Российской Федерации не направлялись, что свидетельствует о длительном бездействии уполномоченных органов местного самоуправления и органов государственной власти Владимирской области.

Полагал, что обязанность по обеспечению разработки проекта и строительства инфраструктуры лежит на административных ответчиках – администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный, МКУ «Служба единого заказчика», администрации Владимирской области и Департаменте строительства и архитектуры.

Прокурор просил признать незаконным бездействие административных ответчиков, выраженное в не разработке проектно-сметной документации и строительству инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ****, расположенному по адресу: г. ****, пос. ****, ул. ****, ****.

Возложить на административных ответчиков обязанность обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ****, расположенному по адресу: г. ****, пос. ****, ул. ****, **** в срок не позднее 01.05.2019, а также обязанность обеспечить строительство указанной инженерной и транспортной инфраструктуры.

В судебном заседании представитель административного истца Липчанский В.В., заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске. Ссылаясь на определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 № 2516-О полагал, что у органов государственной власти субъекта РФ также имеется обязанность по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельного участка, предоставленного Тимаховским. Указанной инфраструктурой спорный участок должны были обеспечить уже в 2017 году, в связи с чем со стороны административных ответчиков имеется незаконное бездействие.

Административный истец Тимаховская О.П. поддержала требования прокурора, пояснила, что отсутствие инженерной инфраструктуры не позволяет завершить строительство жилого дома и реализовать свое право на проживание.

Представитель административного ответчика Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направил. В представленном письменном отзыве в возражениях относительно исковых требований указал, что администрацией Владимирской области, департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области принимаются все необходимые меры в рамках действующего законодательства, а также предоставленных полномочий.

Потребность строительства инженерной инфраструктуры определена Схемой территориального развития Владимирской области, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 20.01.2012 № 41.

Постановлением Губернатора области от 13.03.2013 № 267 утвержден план мероприятий («Дорожная карта») «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области», сроком действия 2014-2020 гг.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 17.12.2013г. №1390 утверждена государственная программа Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области».

В приложении № 2 к указанной программе «Стимулирование развития жилищного строительства» утвержден Перечень подпрограммных мероприятий. Ответственным исполнителем Подпрограммы является департамент строительства администрации Владимирской области. Участники мероприятий городские округа и муниципальные районы. Срок реализации программы 2020 год.

Реализация мероприятий по разработке проектно-сметной документации и прохождению экспертизы возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 Порядка предоставления субсидий органам местного самоуправления для реализации подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту строительства и архитектуры администрации области.

Согласно п. 3.3. порядка предоставления субсидий в целях обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (предоставляемых) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, субсидия предоставляется на реализацию данных мероприятий, предусмотренных муниципальными программами.

Средства областного бюджета выделяются органам местного самоуправления в виде субсидии на реализацию мероприятий Подпрограммы по строительству объектов инженерной инфраструктуры в рамках реализации проектов по развитию территорий, предусматривающих строительство жилья.

Условиями предоставления субсидий, в том числе, являются:

наличие муниципальной программы, содержащей мероприятия, предусмотренные пунктом 3 данного Порядка;

решение органа местного самоуправления, подтверждающее наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансированию мероприятий Подпрограммы.

Распределение субсидий в разрезе муниципальных образований утверждается законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Расходование субсидий осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Соглашениями о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий Подпрограммы, заключенными с ответственным исполнителем Подпрограммы не позднее 30 дней после принятия Закона.

Вместе с Соглашением в целях обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (предоставляемых) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет в Департамент предоставляются следующие документы:

муниципальная программа, предусматривающая реализацию мероприятия по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (предоставляемых) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет;

выписка из бюджета муниципального образования о наличии средств на финансирование муниципальной программы в объемах, достаточных для выполнения работ по обеспечению земельного участка инженерной и транспортной инфраструктурой с учетом субсидии;

положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы на проектную документацию и смету;

положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства;

список земельных участков, предоставленных или планируемых к выделению в собственность многодетным семьям, на обеспечение инфраструктурой которых будет осуществляться выделение средств областного бюджета.

Финансирование Подпрограммы осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора области от 15.07.2008 № 517 «О реализации отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части финансирования объектов капитального строительства».

Областным законом на 2019 год не установлено обязательство по обеспечению инфраструктурой и транспортной доступностью земельного участка по спорной улице города Гусь-Хрустальный, предоставленного многодетной семье, вследствие чего в силу п. 3 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеется прямой запрет на выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на цели, не предусмотренные законом субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Помимо этого проектная документация на строительство в числе требуемых документов в департамент не представлялась, что также исключает возможность возложения на исполнительные органы государственной власти субъекта обязанности по предоставлению соответствующих субсидий из областного бюджета.

Указал, что возложение решением суда обязанностей по разработке и утверждению проектно-сметной документации, строительству инженерной и транспортной инфраструктуры на администрацию Владимирской области и департамент строительства противоречит федеральному и областному законодательству.

Представитель административного ответчика администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв аналогичного содержания, что и отзыв департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области.

Представитель административных ответчиков администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный и МКУ «Служба единого заказчика» Румянцева О.Г. возражала против иска, указала, что в настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация. После прохождения государственной экспертизы будет направлена заявка в администрацию Владимирской области на софинансирование, в связи с чем отсутствует бездействие. В настоящее время имеется программа, в которой запланировано строительство инфраструктуры на спорном земельном участке на 2020 год. Программа существует, она действующая, мероприятия запланированы, поэтому бездействие администрации в плане строительства также отсутствует. Не оспаривала наличие у администрации МО г. Гусь-Хрустальный обязательства по разработке проектно-сметной документации и строительству инфраструктуры к земельному участку Тимаховских. Указала, что в настоящее время на участке имеются сети электроснабжения. Полагала, что МКУ «Служба единого заказчика» является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку Учреждение действует в пределах доведенных лимитов денежных обязательств и если органы местного самоуправления не предусмотрели в текущем финансовом году средства на проведение определенных работ, то учреждение эти деньги самостоятельно не выделит.

Решением от 11.12.2019 Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области признал незаконным бездействие администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный, Владимирской области, выраженное в неразработке проектно-сметной документации и строительству инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ****, расположенному по адресу: г. ****, пос. ****, ул. ****, ****, и возложил обязанность в срок до 01.05.2019 г. обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство и в срок до 01.10.2019 г. обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером ****, расположенному по адресу: г. ****, пос. ****, ул. ****, ****.

В иске к остальным административным ответчикам отказал.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области просит отменить решение, считая его незаконным и необоснованным. Полагает, что у прокурора отсутствовали основания, предусмотренные ст.39 КАС РФ для обращения в суд в защиту конкретных граждан, решение суда, в установленный срок, является неисполнимым, поскольку порядок и процедура предоставления субсидий регламентируется бюджетным законодательством, субсидии местным бюджетам предоставляются по установленному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта перечню, утвержденному на срок не менее трех лет, по результатам отбора, суд не принял во внимание наличие на участке электрических сетей, суд вторгся в исключительные полномочия органа местного самоуправления.

Возражения на жалобу представлены прокурором, департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области и администрацией Владимирской области.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие административных истцов Тимаховской Д.П., Тимаховской М.П., Тимаховского А.Д., представителей административных ответчиков администрации Владимирской области, администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области, МКУ «Служба единого заказчика», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Денисова А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основания для отмены, изменения решения суда первой инстанции предусмотрены ст. 310 КАС РФ.

Таких оснований в данном случае не имеется.

Судом первой инстанции правильно определен материальный закон, подлежащий применению, и не допущено нарушений процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену принятого решения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, пришел к выводу о том, что со стороны органа местного самоуправления имело место незаконное бездействие, нарушающее права лиц, в защиту которых прокурором предъявлен административный иск.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами.

Как указал в определении от 09.11.2017 №2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Конституционный Суд РФ, Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). Законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Таким образом, непринятие в течение разумного срока мер, направленных на обеспечение земельных участков, предоставленных в качестве меры социального обеспечения в соответствии с п.6 ст.39.5 ЗК РФ гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, свидетельствует о незаконном бездействии, нарушающем права многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества.

Учитывая, что в таком случае нарушаются права многодетной семьи, включая несовершеннолетних детей, в защиту таких прав с административным иском в суд в соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ вправе обратиться прокурор.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 02.05.2017 № 344 Тимаховской О.П., Тимаховской Д.П., Тимаховской М.П., Тимаховскому А.Д. в общую долевую собственность, как многодетной семье, бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: г. ****, пос. ****, ул. ****, ****.

09.08.2017 данная семья получила разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, однако до настоящего времени к указанному земельному участку не подведена необходимая для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома инженерная (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, водоотведение) и транспортная (дороги, тротуары) инфраструктура.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств наличия на земельном участке линии электропередач суду не представлено.

Факт отсутствия на земельном участке иной необходимой инфраструктуры административными ответчиками не оспаривается и материалами дела не опровергается.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности для материальных истцов реализовать свое право на жилище путем возведения пригодного для постоянного проживания индивидуального жилого дома, обеспеченного необходимым уровнем благоустройства (срок действия разрешения на строительство дома истекает 09.08.2027).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 09.11.2017 №2516-О и в Постановлении от 20 декабря 2010 года №22-П, основная цель местного самоуправления – удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относят организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования.

Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 39.5, которая в числе случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно называет предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).

Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года №1119-р «Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей»).

Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).

Таким образом, в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов. При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

На территории Владимирской области во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 постановлениями губернатора Владимирской области утвержден ряд нормативных правовых актов, предусматривающих комплекс мер по созданию необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям.

План мероприятий («дорожная карта») «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области» на 2014-2020 годы, утвержденный постановлением губернатора Владимирской области от 13.03.2013 № 267, предусматривает мероприятия, исполнителями либо соисполнителями которых являются органы местного самоуправления:

приведение муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков для указанной категории граждан в соответствие с государственной программой области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области»;

реализация мероприятий по разработке проектно-сметной документации и прохождению государственной экспертизы;

реализация подпрограммы «Обеспечение жильем многодетных семей Владимирской области».

Государственная программа области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», утвержденная постановлением губернатора Владимирской области от 17.12.2013 № 1390, в качестве одного из основных мероприятий предусматривает принятие необходимых мер по обустройству земельных участков, планируемых для жилищного строительства, инженерной и транспортной инфраструктурой.

Данная государственная программа включает в себя подпрограмму 2 «Стимулирование развития жилищного строительства» (далее – Подпрограмма 2).

Одним из приоритетов Подпрограммы 2 обозначена поддержка многодетных семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности построить жилье. Основной формой поддержки такой категории граждан в рамках реализации Подпрограммы 2 является строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам.

В рамках Подпрограммы 2 реализуются мероприятия по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований Владимирской области на реализацию соответствующих муниципальных программ по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктуры земельных участков.

В целях реализации Подпрограммы 2 утвержден Порядок предоставления субсидий органам местного самоуправления. Так, пунктами 3, 6 указанного Порядка установлено, что средства областного бюджета выделяются органам местного самоуправления в виде субсидии на основании поданной ими в установленном порядке заявки в департамент строительства и архитектуры администрации области.

Для выделения субсидии органам местного самоуправления помимо заявки необходимо разработать и утвердить на своем уровне муниципальную программу, предусматривающую реализацию мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предполагаемых к предоставлению многодетным семьям.

В целях участия в реализации Подпрограммы 2 постановлением главы г. Гусь-Хрустальный от 05.12.2012 № 881 утверждена Долгосрочная целевая программа «Жилище» на 2013-2015 годы (далее – муниципальная программа «Жилище»).

В качестве одной из задач данной программы являлось обеспечение земельных участков, предназначенных для развития малоэтажного жилищного строительства, инженерной и транспортной инфраструктурой.

Пунктом 1.6 постановления главы МО г. Гусь-Хрустальный от 11.07.2013 № 489 муниципальная программа «Жилище» дополнена приложением № 6 «Подпрограмма «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, в г. Гусь-Хрустальный на 2014-2015 годы» (далее – муниципальная Подпрограмма).

В соответствии с паспортом первоначальной редакции муниципальной Подпрограммы, перечень основных мероприятий включал в себя разработку проектно-сметной документации и строительство инженерной и транспортной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых (предоставленных) многодетным семьям.

Ответственный исполнитель муниципальной Подпрограммы МКУ «Служба единого заказчика» г. Гусь-Хрустальный.

В рамах муниципальной Подпрограммы запланировано осуществление обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой трех земельных участков, в том числе земельного участка, расположенного в районе ул. **** и ул. ****, пос. ****, оценочной площадью 12,0 тыс. м? под размещение 16 земельных участков под индивидуальное малоэтажное строительство. Уровень обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой в рамках подпрограммы: централизованное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, дороги, тротуары.

Один из 16 земельных участков, расположенных на спорной территории, предоставлен семье Тимаховских.

Вместе с тем, с момента принятия указанной муниципальной подпрограммы в нее неоднократной вносились существенные изменения, как в части сроков исполнения работ, так и объема и источников их финансирования.

Так, постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 30.12.2014 № 963 срок реализации программы перенесен на период 2014 – 2016 г.г.; существенно снизился размер финансирования работ по разработке проектно-сметной документации на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на спорной территории; срок строительства инженерной и транспортной инфраструктуры перенесен на 2015 - 2016 г.г., объем финансирования уменьшен.

Постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 18.05.2017 № 345 мероприятия по разработке проектно-сметной документации на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на спорной территории перенесены на 2016 год.

Постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 30.06.2015 № 527 сроки реализации муниципальной Подпрограммы определены на период 2014-2017 г.г. При этом сроки строительства инженерной и транспортной инфраструктуры на спорной территории перенесены на 2017 г. с существенным снижением объемов финансирования.

Постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 30.12.2016 № 1095 в муниципальную Подпрограмму внесены очередные изменения. Так, в разделе 5 «Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы» в п. 1 содержит сведения о целевых показателях, подлежащих достижению в 2017 году, а именно обеспечение 16 земельных участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной и транспортной инфраструктурой. Вместе с тем, срок разработки проектно-сметной документации на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на спорной территории перенесен на 2017 год. Кроме того, объем финансирования работ по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на спорной территории существенно снизился с 8506,1 тыс. руб. до 3106, 1 тыс. руб. (в полном объеме исключено финансирование из бюджета субъекта).

Постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 31.03.2017 № 247 какие-либо программные мероприятия, связанные с разработкой проектно-сметной документации и строительством инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, расположенным на спорной территории исключены из муниципальной программы «Жилище».

Постановлением главы МО г. Гусь-Хрустальный от 15.11.2017 № 144 утверждена Долгосрочная муниципальная программа «Жилище» на 2018-2020 годы.

Приложением № 5 к указанной муниципальной программе является Подпрограмма № 5 «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельный участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, в г. Гусь-Хрустальный на 2018-2020 годы» (далее – Подпрограмма 5).

В указанной Подпрограмме 5 в качестве задачи муниципальной программы «Жилище» является обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, предусмотрено финансирование из местного и областного бюджета.

Администрацией МО г. Гусь-Хрустальный в 2015-2017 г. в департамент строительства и архитектуры администрации области неоднократно направлялись заявки на участие в Подпрограмме 2 Государственной программы в целях выделения субсидий на строительство инженерной инфраструктуры к земельным участкам в районах улиц Зеленая, Щербакова, Фрунзе, Торфяная, Березовая.

Между тем, заявки администрации МО г. Гусь-Хрустальный на выделение субсидий на софинансирование разработки проектно-сметной документации и строительства инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку, принадлежащему Тимаховским за период с 2014 по 2018 г. в департамент строительства и архитектуры администрации области не поступали, в связи с чем, субсидии не предоставлялись.

Из бюджета МО г. Гусь-Хрустальный денежные средства на реализацию указанных программных мероприятий в указанный период также не выделялись, мероприятия не выполнялись.

Неоднократный перенос сроков исполнения программных мероприятий, снижение объемов и источников их финансирования, ненаправление в департамент строительства и архитектуры администрации области соответствующих заявок о предоставлении субсидий на реализацию муниципальной подпрограммы в части спорной территории, неполное освоение предоставляемых из бюджета области денежных средств, а также исключение спорной территории из действующей муниципальной подпрограммы привели к тому, что проектно-сметная документация на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на спорной территории не разработана, инженерная и транспортная инфраструктура не создана.

Срок, в течение которого земельный участок, предоставленный Тимаховским, не обеспечен необходимой инфраструктурой, нельзя признать разумным. Земельный участок был предоставлен 02.05.2017, 09.08.2017 было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

Таким образом, в течение полутора лет земельный участок не обеспечен необходимой инфраструктурой. Каких-либо объективных причин, препятствовавших своевременному принятию административным истцом необходимых мер, судом не установлено.

До настоящего времени администрация не подавала заявку с целью получения софинансирования мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельного участка по ул. **** п. ****.

Таким образом, отсутствие данной заявки не могло обеспечить участие земельного участка, принадлежащего Тимаховским в целевой программе.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконном бездействии администрации города Гусь-Хрустальный, которая, несмотря на наличие государственной программы Владимирской области и муниципальной программы, направленной на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, не выполнила возложенных на нее обязанностей.

Довод администрации города Гусь-Хрустальный о заключении контракта на разработку проектно-сметной документации на строительство объекта инженерная и транспортная инфраструктура к земельным участкам в районе ул.****, ул. **** пос.****, г.**** Владимирской области от 16.07.2018 не свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны администрации в этой части требований, поскольку на момент вынесения судом решения проектно-сметная документация не была подготовлена и утверждена в установленном порядке.

При этом наличие указанного муниципального контракта, согласно которому срок сдачи работ 20.12.2018, свидетельствует о разумности установленного судом срока устранения нарушений, указанных в его решении.

Доводы административного ответчика администрации МО г. Гусь-Хрустальный об отсутствии в муниципальном и областном бюджетах денежных средств на строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры на земельном участке материальных истцов, не являются основаниями для отказа в иске и не освобождают ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанности по организации обеспечения строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, поскольку приведенные выше нормы права не связывают реализацию вопросов местного значения с наличием средств в соответствующем бюджете.

Правовых оснований к отмене решения суда доводы апелляционной жалобы не содержат, сводятся к несогласию с содержащимися в решении суда выводами, что не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 11 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области без удовлетворения.

Председательствующий                        Д.А.Завьялов

Судьи                                    Ю.В.Самылов

                                        О.И.Емельянова

33а-835/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор
Тимаховская Ольга Петровна
Тимаховская О.П.
Ответчики
МКУ "Служба единого заказчика"
Администрация Владимирской области
Администрация г. Гусь-Хрустальный
Департамент строительства и архитектуры Администрации Владимирской области
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Емельянова Ольга Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.wld.sudrf.ru
08.02.2019[Адм.] Передача дела судье
08.02.2019Передача дела судье
04.04.2019Судебное заседание
12.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2019Передано в экспедицию
20.07.2020Передача дела судье
20.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2020Передано в экспедицию
10.08.2020Передача дела судье
10.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2020Передано в экспедицию
15.08.2020Передача дела судье
15.08.2020Судебное заседание
15.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2020Передано в экспедицию
04.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее