№ 16-4239/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 05 августа 2022 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Черняковой Марии Вячеславовны на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 9 Курчатовского района г. Челябинска от 13 сентября 2021 года, решение судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 21 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Черняковой Марии Вячеславовны,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 9 Курчатовского района г. Челябинска от 13 сентября 2021 года, Чернякова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 21 декабря 2021 года постановление мирового судьи изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Чернякова М.В. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, помимо прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов.
Из материалов дела следует, что Черняковой М.В. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположенные по адресу: <данные изъяты>. Земельные участки расположены на землях, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования.
На основании распоряжения временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Челябинской области от 12 августа 2019 года № 415-ЗН в рамках осуществления государственного земельного надзора в отношении указанных земельных участков проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения Черняковой М.В. обязательных требований и (или) требований, установленных земельным законодательством. Копия распоряжения получена Черняковой М.В. 03 сентября 2019 года.
В ходе проверки 19 сентября 2019 года должностными лицами Управления Россельхознадзора выявлено, что указанные участки заросли древесной растительностью, по результатам проверки 19 сентября 2019 года должностным лицом Управления Россельхознадзора составлен акт проверки гражданина, в котором зафиксированы нарушения, выразившиеся в невыполнении собственником земельных участков требований и мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания древесными растениями, предусмотренных статьями 13, 42 Земельного кодекса РФ и статьей 8 ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Кроме того 19 сентября 2019 года в отношении Черняковой М.В. государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Челябинской области <данные изъяты> вынесено предписание № 415/072200, в котором изложено требование к собственнику в срок до 29 мая 2020 года провести мероприятия по борьбе с произрастающей на земельных участках древесной растительностью в соответствии с ГОСТ 16265-89 и недопущению произрастания данной растительности на земельных участках.
Предписание получено Черняковой М.В. 01 октября 2019 года, 22 марта 2021 года ею также получено письмо о решении о продлении срока исполнения предписания до 21 июня 2021 года.
В соответствии с распоряжением от 21 мая 2021 года в рамках государственного земельного надзора в отношении Черняковой М.В. с целью проверки исполнения предписания №415/072200 от 19 сентября 2019 года 22.06.2021 г. проведена проверка, в ходе которой установлено, что выданное предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства в срок до 21.06.2021 года Черняковой М.В. не исполнено, о чем составлен акт проверки.
Обстоятельства невыполнения Черняковой М.В. законного предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор, об устранении нарушений земельного законодательства, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности Черняковой М.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Оснований полагать о незаконности и неисполнимости выданного предписания, либо о его выполнении к установленному сроку не имеется.
Предписание №415/072200 от 19 сентября 2019 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства выдано уполномоченным должностным лицом в связи с выявлением в рамках проведенной проверки такого нарушения. Предписание адресовано надлежащему лицу – Черняковой М.В., которая, являясь собственником земель сельскохозяйственного назначения, не выполнила обязательные мероприятия по защите от зарастания древесной растительностью.
Доводы жалобы об отсутствии нарушений земельного законодательства, по существу сводятся к утверждениям заявителя о незаконности выданного предписания, утверждениям о том, что на нее незаконно и необоснованно возложена обязанность по устранению нарушений земельного законодательства, которое, по мнению заявителя, с ее стороны не допускалось.
Между тем, вопрос законности выданного предписания №415/072200 от 19 сентября 2019 года являлся предметом проверки при рассмотрении настоящего дела, а также в рамках отельного производства по административному иску Черняковой М.В. об оспаривании выданного предписания, в рамках которого судебными инстанциями вынесены судебные акты по делу №2а-1158/2020, вступившие в законную силу, которыми установлены обстоятельства законности выданного в соответствии с установленным порядком и в пределах предоставленных полномочий предписания, с учетом установленного нарушения земельного законодательства. Так решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 27 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 08 сентября 2020 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02 февраля 2021 года, в удовлетворении требований Черняковой М.В. о признании незаконным предписания Управления Россельхознадзора по Челябинской области об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 19 сентября 2019 года № 415/072200, отказано.
Таким образом, оснований полагать о ненадлежащем установлении вышеуказанных фактических обстоятельств не усматривается.
Факт неисполнения выданного предписания подтвержден материалами дела, каких-либо препятствий устранить обозначенные в предписании нарушения у Черняковой М.В. не имелось.
При законности выданного предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор, об устранении нарушений земельного законодательства, исполнимости соответствующих требований предписания, выявленный в ходе проверки факт неисполнения предписания указывает на наличие в действиях Черняковой М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, не доверять замерам, произведенным при осмотре участков, не имеется. Оснований ставить под сомнение отнесение земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, не имеется. Ссылки в жалобе на письмо Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о включении земельных участков в границы населенного пункта не порочат сведения, содержащиеся в выписке ЕГРН, имеющейся в материалах дела, где категория земель и вид разрешенного использования установлены. Сведений о внесении изменений в вид разрешенного использования и изменения категории земель в рассматриваемый период не представлено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с установленными на их основании обстоятельствами не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Все обстоятельства, имеющие значение, в том числе событие административного правонарушения, вина Черняковой М.В. в совершении административного правонарушения, вопреки доводам жалобы, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, в отсутствие Черняковой М.В., извещенной надлежащим образом, с участием ее защитника.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки мнению заявителя, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение, дав оценку доводам жалобы относительно обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения.
Административное наказание назначено с применением частей 2.2., 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
Вопреки доводам жалобы, обстоятельства, указанные в статье 2.9 КоАП РФ, для признания совершенного правонарушения малозначительным, отсутствуют. При этом вопрос о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным разрешался судьей районного суда при рассмотрении жалобы Черняковой М.В., и оснований для прекращения производства по делу и освобождения ее от административной ответственности не установлено. Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьи 25.1 КоАП РФ, в том числе права на защиту, из представленных материалов не усматривается. Будучи надлежаще извещенной, Чернякова М.В. участие в судебных заседаниях не принимала, воспользовалась юридической помощью защитника.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 9 Курчатовского района г. Челябинска от 13 сентября 2021 года, решение судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 21 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Черняковой Марии Вячеславовны, оставить без изменения, жалобу Черняковой М.В. – без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции И.И. Трапезникова