№ 2-772/2018
ЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2018 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Парфеня Т.В.,
при секретаре Саловой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полухиной Н. А. к администрации Ачинского района, администрации Причулымского сельсовета, СХПК «Причулымский» о признании проживающей на условиях социального найма, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Полухина Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Ачинского района, администрации Причулымского сельсовета, СХПК «Причулымский» о признании проживающей на условиях социального найма, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, мотивируя требования тем, что в связи с трудовыми отношениями между ней и СХПК «Причулымский», 14.05.1998 года был заключен договор аренды жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района и Причулымского сельсовета данная квартира отсутствует, сведений о зарегистрированных правах, в том числе СХПК «Причулымский», не имеется. В настоящее время истец проживает в спорном жилом помещении одна, право на приватизацию ею не использовано. Полухина Н.А. выполняет все обязанности, предусмотренные законом для нанимателя жилого помещения на условиях социального найма. Просит признать её проживающей на условиях социального найма и признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 2-4).
Определением суда от 05 марта 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (л.д. 58).
В судебное заседание истец Полухина Н.А. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее участвуя в судебных заседаниях указала, что квартира по адресу: <адрес> ей предоставлена директором СХПК «Причулымский». Длительное время она работала в СХПК «Причулымский», следит за состоянием квартиры, оплачивает коммунальные услуги и вносит плату в администрацию Причулымского сельсовета за землю.
Представитель ответчика администрации Ачинского района, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направив отзыв, в соответствии с которым не возражает против удовлетворения исковых требований при установлении судом факта проживания истца на условиях социального найма и при отсутствии возражений со стороны третьих лиц. Также сообщил, что в муниципальную собственность Ачинского района спорное помещение не передавалось (л.д. 48-49).
Представитель ответчика администрации Причулымского сельсовета, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представил (л.д. 52).
Представитель ответчика СХПК «Причулымский», извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что конкурсному управляющему СХПК «Причулымский» не были переданы документы, содержащие какие-либо сведения о спорной квартире. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, извещенный надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Третье лицо Волкова Н.С., извещенная о рассмотрении дела, не явилась, о причинах неявки не сообщила, возражений не представила.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 (в редакции от 29.12.2004) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Конституционным Судом РФ в Постановлении от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" высказана позиция, согласно которой ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Как установлено по делу, с 16.04.1996 года по 27.01.2011 года и с 25.06.2014 года по 19.08.2015 года Полухина Н.А. работала в СХПК «Причулымский» (л.д. 12-15).
14 мая 1998 года между СХПК «Причулымский» и Полухиной Н.А. заключен договор аренды жилого помещения, в соответствии с п.п. 1, 2 которого жилое помещение предоставляется на период действия трудовых отношений между сторонами. (л.д. 16).
В соответствии со ст.101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорной квартиры истцу, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые, в связи с характером их трудовых отношений, должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР, порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
Статьей 675 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Жилое помещение по адресу: <адрес> является квартирой площадью 26.1 кв.м., кадастровый № (л.д. 24-26).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.02.2017 года СХПК «Причулымский» признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, указанная запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц. (л.д. 30-34).
Спорная квартира в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района, Причулымского сельсовета отсутствует (л.д. 18, 19, 50), на балансе СХПК «Причулымский» не состоит, какие-либо документы конкурсному управляющему СХПК «Причулымский» не передавались.
Согласно справке АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на 03.03.1999 года информация на спорный объект недвижимости отсутствует (л.д. 40).
Таким образом, на момент рассмотрения дела сведений о том, что спорный объект недвижимости находится в чьей либо собственности не имеется, титульный владелец имущества отсутствует.
Исходя из системной совокупности положений ст. 225Гражданского кодекса РФ, пунктам 2 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года, статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия в силу возложенных на него законом полномочий. При этом законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке объекта недвижимости на учет как бесхозяйного
Таким образом, квартира по адресу: <адрес> подлежала включению в состав муниципального имущества, то обстоятельство, что до настоящего времени спорная квартира не передана в собственность муниципального образования не может повлечь негативных последствий для истца при приватизации жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., жилые помещения включались в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ (действующей с 01 марта 2005 года) служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Их правовое положение регулируется нормами гл. 9 Жилые помещения специализированного жилищного фонда Жилищного кодекса РФ. Как указано в ч. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение его из указанного фонда осуществляются на основании решения органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.
Таким образом, на жилые помещения распространяется режим служебного жилого помещения при условии соблюдения установленного законом порядка включения его в число специализированного жилищного фонда, несоблюдение данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
По сообщению МКУ «Архив г. Ачинска», МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, администрации Ачинского района и СХПК «Причулымский» сведений о присвоении квартире по адресу: <адрес> статуса служебной не имеется.
Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес> с 10.06.1996 года по настоящее время зарегистрирована Полухина Н.А. (л.д. 17).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец зарегистрирована в спорном жилом помещении с 1996 года, с момента заселения и до настоящего времени истец фактически проживает в спорном жилом помещении исполняя обязанности нанимателя, несет бремя расходов по содержанию квартиры, оплачивает коммунальные платежи. С требованиями о выселении истца из спорного жилого помещения никто не обращался.
Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля Х.Т.П., допрошенной в ходе судебного заседания, согласно которым Полухина Н.А. в 1996 году вселилась в спорное жилое помещение, предоставленное ей по месту работы на племзаводе и до настоящего времени проживает в нем, осуществляя текущий ремонт и неся расходы по оплате коммунальных услуг.
Указанные доказательства позволяют сделать вывод о том, что Полухина Н.А. проживает в спорной квартире на условиях социального найма, несет бремя её содержания, оплачивает коммунальные услуги, зарегистрирована и постоянно в ней проживает
С 01.01.1992 года по 25.01.2000 года право на бесплатную приватизацию квартиры в Ягоднинском районе Магаданской области истец не использовала (л.д. 22).
В период с 10.06.1996 года по 12.01.2018 года Полухиной Н.А. не использовано право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда в г. Ачинске и Ачинском районе (л.д. 53).
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт проживания истца в спорном жилом помещении на условиях социального найма нашел свое подтверждение, истцом представлены документы о соблюдении порядка регистрации по месту жительства, с требованием о выселении ее из спорного жилого помещения никто не обращался, Полухиной Н.А. право на приватизацию не использовано, в связи с чем, суд считает, что не оформление передачи жилого помещения в муниципальную собственность, не может повлечь негативных последствий для истца при решении вопроса о приватизации спорной квартиры, поэтому полагает необходимым исковые требования удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Полухиной Н. А. удовлетворить.
Признать Полухину Н. А. проживающей на условиях социального найма в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Признать за Полухиной Н. А. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> площадью 26.1 кв.м., кадастровый №.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.
Судья: Т.В. Парфеня
Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2018 года.