Дело № 2-453/2023
УИД 75RS0003-01-2023-000322-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 сентября 2023 года г. Чита
Железнодорожный районный суд г. Читы в составе
председательствующего по делу судьи Буткиной Н.Е.
при помощнике судьи Соронхоровой И.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Родионова Григория Анатольевича к администрации городского округа «Город Чита» и Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
2 февраля 2023 года Родионов Г.А. обратился с иском об установлении границ земельного участка и признании права собственности на земельный участок к администрации городского округа «Город Чита», указав в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, государственной казенное учреждение «Служба заказчика», ссылаясь на следующее. Заключением заместителя председателя комитета по земельным ресурсам П.Г.В. ... от 09.10.1997 г. истцу согласован отвод в аренду земельного участка прямоугольной формы, площадью ... га, по адресу: ..., в конце ..., для индивидуального жилищного строительства жилого дома с магазином. Постановлением мэра г. Читы С.А.Ф. ... от 09.10.1997 г. данный земельный участок изъят из земель ... и передан в специальный фонд города для последующего распределения под индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства. Сторонами заключен договор аренды указанного земельного участка, последний истцом выкуплен в 2008 г. на основании заключенного с Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. В летнее время часть земельного участка, находившаяся перед входом в здание магазина, использовалась с 2001 г. по 2015 года и занимала площадь ... кв.м. В настоящее время границы используемого Родионовым Г.А. земельного участка с кадастровым номером ... имеют отличную от прямоугольной формы конфигурацию. На части спорного земельного участка истец возвел стену из кирпичной кладки с армированным фундаментом глубиной 40 см., отгораживающую вход в магазин и вход на территорию летнего кафе. Соседние земельные участки по адресам: ..., ранее принадлежавшие матери истца, формировались Родионовым Г.А. также прямоугольной формы. На земле, находящейся перед входом в здание магазина, истцом возведены газоны для посадки плодовоовощных растений, каркасные домики для приема пищи посетителями работавшего на тот момент летнего кафе, уложена кафельная плитка. По согласованию с дорожным управлением «Забайкальскавтодор» в 2001 г. Родионов Г.А. заасфальтировал подъездные пути со стороны ул. ... площадью ... кв..м., и со стороны Романовского тракта площадью ... кв.м.; установил бордюры по периметру подъездных путей, организовал слив сточных вод, установил соответствующие дорожные знаки и нанес соответствующую дорожную разметку. Периметр земельного участка истца, в который входит спорный земельный участок, огорожен забором из железных залитых бетоном столбов с деревянными прожилинами и деревянным забором из обрезной струганой доски. Требованием ... от 05.05.2022 г. администрация городского округа «Город Чита» указала на необходимость освобождения земельного участка, являвшегося входом в здание магазина, используемого истцом с 1997 г. и являющегося его собственностью на основании приобретательной давности. В 2018 г. Родионовым Г.А. началось переоформление здания магазина в жилой дом, которое осуществлено в установленном законом порядке. Земельный участок, являвшийся входом в кафе, в настоящее время является дворовой территорией жилого дома. За предоставлением спорного земельного участка площадью ... кв.м. Родионов Г.А. обратился к ответчику, однако комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» указал на то, что данная территория является особо охраняемой зоной, на которой находится имущество ПО «Россети Сибирь». Последнее ответило истцу о том, что принадлежащих ему объектов на спорном земельном участке не имеется, как не имеется и кабельных линий Управления ФСБ по Забайкальскому краю и ОАО «Ростелеком». Далее указанным комитетом заявлено о невозможности предоставления спорного земельного участка истцу в связи с тем, что он входит в зону Т-1, в которой наличие объектов индивидуального жилого строительства недопустимо. Затем истцу сообщено, что спорный земельный участок передан в пользование ОАО «Служба заказчика». В связи с изложенным Родионов Г.А. просил суд установить границы земельного участка с кадастровым номером ... с учетом площади ... кв.м.от муниципального земельного участка с кадастровым номером ..., находящихся под жилым домом; признать право собственности на земельный участок площадью ... кв.м., признать право собственности на земельный участок, являвшийся входом в здание магазина и кафе с кадастровым номером ..., перераспределив его образовав земельный участок общей площадью ... кв.м.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял заявленные требования. Ссылался на то, что испрашиваемый им земельный участок не граничит с транспортной инфраструктурой. Спорный земельный участок заблокирован со всех сторон, что свидетельствует о необходимости его перераспределения с земельным участком истца. Родионов Г.А. в окончательном варианте просит суд признать за ним право собственности на земельный участок в границах, определенных кадастровым инженером Л.Н.Д. в заключении от ....
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечены комитет градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, последний от участия в деле в данном статусе освобожден и привлечен к участию в деле в качестве ответчика.
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, ГКУ «Служба заказчика» и комитет градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, для участия в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки представителей суду не сообщили, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
В связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
В судебном заседании Родионов Г.А. заявленные требования с учетом уточнений поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении и уточнениях доводам.
Представитель администрации городского округа «Город Чита» Денисюк Л.А. поддержала ранее заявленную позицию о том, что спорный земельный участок не является муниципальной собственностью.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца и представителя администрации городского округа «Город Чита», суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.п. 1-3, 9 и 10 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В силу п. 2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из дела видно, что заключением заместителя председателя комитета по земельным ресурсам администрации г. Читы П.Г.В. ... от 09.10.1997 г. истцу согласован отвод земельного участка, площадью ... га, по адресу: ..., в конце ..., для индивидуального жилищного строительства жилого дома с магазином.
В соответствии с согласованной 03.02.1998 г. главным архитектором г. Читы Г.В.С. схемой границ предоставляемого Родионову Г.А. земельного участка такой участок имел прямоугольную форму.
10 марта 1998 года администрацией г. Читы и Родионовым Г.А. заключен договор о предоставлении земельного участка на условиях аренды ..., согласно которому истцу предоставлен в аренду земельный участок по адресу: ..., площадью ... кв.м. для строительства индивидуального жилого дома с магазином. Согласно чертежу границ земель, находящихся в аренде на основании договора ... от 10.03.1998 г. предоставленный истцу земельный участок прямоугольной формы.
На указанном земельном участке Родионовым Г.А. осуществлено строительство здания магазина, которое в настоящее время является индивидуальным жилым домом, 2002 года постройки, по адресу: ..., площадью ... кв.м., кадастровый номер ..., право собственности на который зарегистрировано за истцом в установленном законом порядке 28.05.2003 г., что подтверждено выпиской из ЕГРН от 20.07.2023 г.
27.11.2008 г. в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности Родионова Г.А. на земельный участок с кадастровым номером ... по адресу: ..., площадью ... кв.м., что подтверждено выпиской из ЕГРН от 15.03.2023 г.
Вместе с тем данный земельный участок сформирован не в связи со сложившимися фактическими границами землепользования, поскольку с 2003 г. частично на данном земельном участке, частично на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: ..., Романовский тракт, государственная собственность на который не разграничена, располагается индивидуальный жилой дом. Данное обстоятельство подтверждено также выкопировкой из градостроительного плана г. Читы по состоянию на 2002 г., подготовленной 05.11.2019 г. МППАП бюро «Геоплан» исполнительной съемкой жилого дома по адресу: ....
Из заключения кадастрового инженера Л.Н.Д. от 16.06.2023 г. видно, что при обследовании земельного участка с кадастровым номером ... выявлено, что фактическая граница земельного участка не соответствует границам, внесенным в ЕГРН, объект незавершенного строительства, относящийся к земельному участку с кадастровым номером ..., находится за его пределами на землях, государственная собственность на которые не разграничена, а также используется как придомовая территория с хозяйственными постройками. Вышеизложенное не дает возможности сформировать полноценный участок для индивидуального жилищного строительства, а также для исключения вклинивания, вкрапливания, чересполосицы. Данный земельный участок в фактических границах используется длительное время. Земельные участки, расположенные вокруг земельного участка с кадастровым номером ..., стоят на кадастровом учете. В результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером ... и земель в кадастровом квартале ... образован земельный участок, площадью ... кв.м. с видом разрешенного использования для обслуживания и использования жилого дома и магазина.
Протоколом заседания Градостроительного совета администрации городского округа «Город Чита» от 27.06.2023 г. принято отрицательное решение по заявлению Родионова Г.А. по переводу территории из зоны транспортной инфраструктуры в многофункциональную общественно-деловую зону, однако данное обстоятельство не свидетельствует о невозможности в последующем Родионову Г.А. как собственнику земельного участка повторно обратиться с заявлением об изменении территориальной зоны, которая в настоящее время в связи с переводом магазина в индивидуальный жилой дом является неактуальной.
В ответе ГКУ «Служба заказчика» от 27.03.2023 г. указано, что планируемый Родионовым Г.А. к образованию земельный участок границы земельного участка ... автомобильной дороги ... не пересекает, объекты транспортной инфраструктуры на образуемом земельном участке отсутствуют.
На основании вышеизложенного и поскольку спорная территория земельного участка относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми администрация городского округа «Город Чита» не осуществляет, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленного иска и о признании за Родионовым Г.А. права собственности на земельный участок площадью ... кв.м., расположенный в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ | Координаты | |
х | у | |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
Приходя к данному выводу, суд принимает во внимание то, что посредством признания за истцом права собственности на данный земельный участок будет реализовано гарантированное ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации право истца иметь имущество в собственности, а также будут упорядочены земельные отношения в пределах рассматриваемой территории, будет исключено вклинивание, изломанность границ, вкрапливание, чересполосица при образовании земельных участков, а также исключены невозможность размещения объектов недвижимости и препятствия рациональному использованию и охране земель..
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Родионова Григория Анатольевича (...) к администрации городского округа «Город Чита» и Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о признании права собственности на земельный участок удовлетворить частично.
Признать за Родионовым Григорием Анатольевичем право собственности за земельный участок, площадью 2 109 кв.м., расположенный в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ | Координаты | |
х | у | |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
В удовлетворении иска Родионова Григория Анатольевича к администрации городского округа «Город Чита» о признании права собственности на земельный участок отказать.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Читы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Е. Буткина
Решение суда в окончательной форме принято 21 сентября 2023 года.