Решение по делу № 33-1591/2017 от 17.02.2017

Дело №33-1591/2017

Апелляционное определение

г. Тюмень 22 марта 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Лаврентьева А.А.
судей Чесноковой Е.Е. и Жегуновой Е.Е.
при секретаре     Чернега И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Вешкурцевой Е.В. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 ноября 2016 года, которым постановлено:

«В иске Вешкурцевой Е.В., Вешкурцеву А.В. к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о признании незаконным приказа №2335 Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 8 июля 2016 года об исключении семьи в составе четырех человек: Вешкурцева А.В., Вешкурцевой Е.В., Алборовой О.Д., <.......> года рождения, Вешкурцева Н.А., <.......> года рождения из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, признании за молодой семьей в составе четырёх человек: Вешкурцева А.В., Вешкурцевой Е.В., Алборовой О.Д., <.......> года рождения, Вешкурцева Н.А., <.......> года рождения права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или объекта индивидуального жилищного строительства в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, обязании выдать молодой семье в составе четырёх человек: Вешкурцева А.В., Вешкурцевой Е.В., Алборовой О.Д., <.......> года рождения, Вешкурцева Н.А., <.......> года рождения свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А., Вешкурцеву Е.В., просившую об удовлетворении жалобы, представителя Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени Краснову Е.А., представителя Главного управления строительства Тюменской области Сергеенкову Л.Ю., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Вешкурцева Е.В., действующая в своих интересах и в интересах малолетних детей Алборовой О.Д. и Вешкурцева Н.А., Вешкурцев А.В. обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени (с учётом уточнений) о признании незаконным приказа Департамента №2335 от 8 июля 2016 года об исключении семьи в составе четырёх человек Вешкурцева А.В., Вешкурцевой Е.В. и несовершеннолетних детей Алборовой О.Д. и Вешкурцева Н.А. из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, признании за их молодой семьёй права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или объекта индивидуального жилищного строительства в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, обязании Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени выдать их молодой семье свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Требования мотивировали тем, что по их заявлению о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» они были включены в резервный список молодых семей - участников на получение социальной выплаты в 2012 году. Уведомлением Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 16 мая 2016 года Вешкурцеву А.В. было предложено представить пакет документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Приказом директора Департамента №2335 от 8 июля 2016 года принято решение об исключении их семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на том основании, что по состоянию на 15 июня 2016 года на их молодую семью с составом семьи 4 человека приходилось по 18,575 кв.м. на каждого из них, что превышает учётную норму на одного члена семьи по городу Тюмени. Считают, что их действия не были направлены на обман, а были направлены на улучшение жилищных условий. И по факту приобретения квартиры и отчуждения долей была приложена объяснительная для доказательства добросовестных действий с их стороны.

Истица Вешкурцева Е.В. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержала в полном объёме.

Истец Вешкурцев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени Краснова Е.А. в суде иск не признала.

Представитель третьего лица Главного управления строительства Тюменской области Сергеенкова Л.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями также не согласилась, в удовлетворении всех исковых требований просила отказать в полном объёме.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласен истец Вешкурцева Е.В.

В апелляционной жалобе она просит отменить решение суда и принять новое решение, ссылаясь на то, что ДИО Администрации города Тюмени при отказе ей и членам её семьи должна была установить умышленный характер действий, направленных на создание искусственного ухудшения жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся. Решение об отказе в признании ее семьи нуждающейся принято по формальному основанию. Суд первой инстанции, необоснованно принял во внимание положения ст.53 Жилищного кодекса РФ и пришёл к выводу, что на момент включения их семьи в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2016 году не истёк пятилетний срок, когда в собственности членов их семьи находилось жилое помещение площадью с учётом приобретённого иного в собственность жилого помещения, превышающей учётную норму для постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Отчуждение квартиры привело к созданию условий для приобретения истцом права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что в силу п.3 ст.54 Жилищного кодекса РФ является основанием для отказа в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях до истечения срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ, и, следовательно, основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей». Приложением №3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).

Как следует из содержания подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счёт средств федерального бюджета, за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно п.6 указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей. Одним из условий участия в подпрограмме также является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.

Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).

Как следует из материалов дела, Вешкурцева Е.В. и Вешкурцев А.В. обратились в Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д.101-102).

На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени №1257 от 23 августа 2013 года семья Вешкурцевых была признана нуждающейся в жилом помещении для целей предоставления социальных выплат и признана участниками подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы (л.д.103).

Приказом Главного управления строительства Тюменской области от 10 марта 2016 года №165-од семья Вешкурцевых включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году по Тюменской области г. Тюмень, о чём Вешкурцеву А.В. 16 мая 2016 года направлено уведомление (л.д.20).

8 июля 2016 года приказом Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени молодая семья Вешкурцевых исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по муниципальному образованию городской округ город Тюмень в связи с тем, что до дня предоставления социальной выплаты установил, что у молодой семьи отсутствуют основания для участия в подпрограмме, (совершение действий, связанных с отчуждением долей в жилых помещениях, расценённое как намеренное ухудшение жилищных условий).

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришёл к выводу о необоснованности исковых требований Вешкурцевых о признании незаконным и отмене приказа №2335 Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 8 июля 2016 года об исключении семьи Вешкурцевых в составе четырёх человек из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, и о выдаче Вешкурцеву А.В. и членам его семьи свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья, поскольку суд установил, что Вешкурцев А.В. и Вешкурцева Е.В. произвели отчуждение жилых помещений по договорам дарения от 30 мая 2016 года, и к этой дате не истек пятилетний срок после совершения действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст.35 Жилищного кодекса РФ), что в силу п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ является основанием для отказа в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указанный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит правильным, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования; непредставление или представление не в полном объёме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

В ст.53 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истёк предусмотренный статьёй 53 настоящего Кодекса срок.

Как следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 22 февраля 2013 года Вешкурцеву А.В. на праве общей долевой собственности вплоть до 15 июня 2016 года принадлежала <.......> доля жилого помещения, расположенного по адресу: <.......> общей площадью 73,5 кв.м. (л.д.57).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 7 мая 2013 года Вешкурцевой Е.В. на праве общей долевой собственности вплоть до <.......> принадлежала <.......> доля жилого помещения, расположенного по адресу: <.......> общей площадью 31,8 кв.м. (л.д.51-52). Алборовой О.Д. до настоящего времени принадлежит <.......> доля в указанной квартире (л.д.52).

Кроме того в соответствии с договором купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от 15 февраля 2016 года Вешкурцевым А.В. и Вешкурцевой Е.В. в совместную собственность было приобретено жилое помещение по адресу <.......> общей площадью 42,6 кв.м. (л.д.66-73). Регистрация перехода права собственности произведена <.......>.

В соответствии с решением Тюменской городской Думы от 30 июня 2005 года №225 учётная норма общей площади жилого помещения по городу Тюмени на одного члена семьи составляет 15 кв.м.

Таким образом, после приобретения жилого помещения по адресу: <.......> на каждого члена семьи Вешкурцевых приходилось по 18,57 кв.м. общей площади, что значительно превышает учётную норму.

Таким образом, на момент включения семьи Вешкурцевых в список молодых семей претендентов на получение социальных выплат в 2016 году по г. Тюмени Тюменской области - 10 марта 2016 года семья истцов перестала соответствовать требованиям п.1.4 Положения, которым предусмотрено, что участником Подпрограммы является молодая семья, признанная нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Правилами и Положением.

Согласно п.6.4.1 Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и их использования, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года №78-п, в случае если до дня предоставления социальной выплаты органом местного самоуправления будет установлено, что у молодой семьи отсутствуют основания для участия в Подпрограмме, а также в случае несоответствия жилого помещения (жилого дома), приобретённого (построенного) с помощью заемных средств, требованиям п.1.6 Положения, орган местного самоуправления принимает решение об исключении молодой семьи из списка участников подпрограммы.

Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени при отказе Вешкурцеву А.В. и членам его семьи был обязан установить умышленный характер действий, направленных на создание искусственного ухудшения жилищных условий, не могут быть приняты во внимание исходя из неверного толкования и применения действующего законодательства.

По смыслу ст.53 Жилищного кодекса РФ ограничения в постановке на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. В соответствии с действующим жилищным законодательством ухудшением жилищных условий являются действия граждан, которые направлены на уменьшение общей площади жилого помещения.

Поскольку судом установлено и из материалов дела следует, что 30 мая 2016 года, непосредственно перед постановкой на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, Вешкурцевой Е.В. и Вешкурцевым А.В. было произведено отчуждение принадлежащим им на праве общей долевой собственности жилых помещений, то действия Вешкурцевой Е.В. и Вешкурцева А.В. по договорам дарения данных долей с очевидностью свидетельствуют о намеренном ухудшении их жилищных условий.

При установленных обстоятельствах, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, и не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы в качестве основания к отмене решения суда.

Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вешкурцевой Е.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-1591/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Вешкурцев А.В.
Вешкурцева Е.В.
Ответчики
Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени
Другие
Главное управление строительства Тюменской области
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Лаврентьев Александр Алексеевич
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
22.03.2017Судебное заседание
31.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее