Дело №7-1861-2017 (21-1171/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
г.Пермь 27 сентября 2017 года
Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е. при ведении протокола судебного заседания секретарем Покровской Д.А., с участием защитника Щепина А.В., представителя Главного управления МЧС России по Пермскому краю Мирзаянова С.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника администрации города Перми Щепина А.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 22.08.2017, постановление заместителя главного государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору от 30.05.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Перми,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Перми по пожарному надзору от 30.05.2017 № ** администрация города Перми привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 175000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 22.08.2017, вынесенным по результатам пересмотра дела по жалобе защитника администрации города Перми, указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник администрации города Перми Щепин А.В. просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными и необоснованными, указав, что нарушения указанные в пунктах 8.6., 9.11 СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178 (далее - СП 8.13130.2009) не могут быть вменены администрации г. Перми, поскольку указанный Свод Правил является нормативным документом добровольного исполнения, неприменение таких Стандартов и (или) Свода Правил не может расцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. Также указал, что материалы дела не содержат доказательства, что расстояние от объекта пожара до источника пожаротушения в рассматриваемом случае привели к более существенным последствиям чем, в случае, если источник находился на 100 метров ближе. Пожар в частном доме, расположенном по адресу: **** произошел не по вине администрации г. Перми, вина администрации г. Перми не доказана.
В судебном заседании в краевом суде защитник Щепин А.В. дал пояснения в пределах доводов жалобы, жалобу просил удовлетворить.
Представитель Главного управления МЧС России по Пермскому краю Мирзаянов С.И. полагал жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению обжалуемого решения не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ (действующей на момент выявления административного правонарушения) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействие указанных в части 1 статьи 20.4 КоАП РФ субъектов административной ответственности (граждан, должностных лиц и юридических лиц), состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статье 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Частью 1 статьи 62 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2 статьи 62 Федерального закона № 123-ФЗ).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 62 Федерального закона № 123-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Согласно части 2 статьи 68 Федерального закона № 123-ФЗ к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
В силу части 3 статьи 68 Федерального закона № 123-ФЗ поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 9 апреля 2017 года в частном доме, расположенном по адресу: **** произошел пожар. При тушении пожара подвоз воды осуществлялся от пожарного водоема, расположенного на расстоянии 0,3 км от места тушения пожара, по ул.**** в г.Перми, при этом нормативными документами предусматривается, что расстояние от места пожара до ближайшего водоисточника не должно превышать 200 метров (0,2 км).
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении администрации города Перми протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и привлечения администрации города Перми к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении жалобы об отмене постановления о привлечении администрации города Перми к административной ответственности, судья районного суда пришёл к правильному выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении администрацией города Перми административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с выводом должностного лица надзорного органа и судьи районного суда о наличии состава в действиях администрации города Перми административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, судья краевого суда не усматривает.
Вопреки доводам жалобы материалы дела содержат достаточную совокупность доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии в действиях администрации **** состава вменяемого административного правонарушения. Имеющиеся в деле доказательства, оценка которым дана судьёй районного суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ, и обоснованно признаны судьёй районного суда достоверными относительно обстоятельств правонарушения. Из представленных материалов не усматривается наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины администрации города Перми в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Совершенное администрацией города Перми административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что администрация города Перми предприняла исчерпывающие меры для устранения указанного нарушения, в материалах дела не содержится.
Утверждение заявителя жалобы относительно того, что п.п.8.6, 9.11 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178 не могут быть вменены администрации г.Перми, поскольку указанный Свод Правил является нормативным документом добровольного исполнения отмену обжалуемых актов не влечёт.
Согласно частям 2, 3 статьи 4 Федерального Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 8.6 Свода правил СП 8.13130.2009. "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 178 установлено, что расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в пункте 9.11 по дорогам с твердым покрытием.
Согласно пункту 9.11 СП 8.13130.2009 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:
при наличии автонасосов - 200 м;
при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Таким образом, применение вышеуказанных норм в совокупности свидетельствует о том, что поскольку вопросы пожарной безопасности непосредственно связаны с безопасностью жизни и здоровья граждан, защитой имущества, в соответствии с законодательством СНиПы и СП подлежат использованию и применению независимо от волеизъявления.
Под добровольностью применения сводов правил следует понимать их добровольное применение только в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных техническим регламентом.
Характер выявленных нарушений в данном случае свидетельствует о том, что указанные нарушения могут создать препятствия к тушению пожара, затруднить подачу средств пожаротушения, повлечь возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, увеличение материального ущерба.
Иных доводов способных повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу актов в жалобе не приведено.
Административное наказание администрации г. Перми назначено с учетом характера совершенного правонарушения, в пределах санкции предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и не является максимальным.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации г. Перми допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л а :
решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 22.08.2017, постановление заместителя главного государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору от 30.05.2017 № ** оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Перми Щепина А.В. - без удовлетворения.
Судья -подпись-