Решение по делу № 2-2132/2017 от 04.04.2017

Дело № 2-2131/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2017 года

Свердловский районный суд г. Костромыв составе:

председательствующего судьи Варсанофьевой С.Г.,

при секретаре Смирнове И.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делопо искам ФИО3 и ФИО1 к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Костромской области,

установил:

Червинская А.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области (далее ДТСЗН) о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Костромской области. Мотивировала тем, что она (фамилия до заключения брака ФИО11), <дата> года рождения, обладала ранее статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. решением <адрес> народного суда Костромской области от <дата> ее родители ФИО5 и ФИО6 были лишены родительских прав. Постановлением администрации <адрес> от <дата> принято решение о направлении ее вместе с сестрой ФИО7 и братом ФИО3 в детское государственное учреждение. Письмом ДТСЗН от <дата> ей отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Костромской области. Основания для отказа - к совершеннолетию истца в ранее закрепленном за ней жилом помещении был сделан капитальный ремонт, на момент обращения к ответчику истец достигла 23 лет. До достижения возраста 23 лет в интересах истца осуществлялись обращения для включения ее в список, т.е. заявлялось ее желание реализовать право на получение жилого помещения по сиротскому статусу на территории Костромской области. Постановлением администрации <адрес> от <дата> было принято решение о закреплении за ней, ее братом и сестрой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Парфеньевское сельское поселение, <адрес>. Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от ... неизвестно какого года в данном жилом помещении антисанитарные условия. Согласно акту обследования помещения от <дата> закрепленное жилье признано непригодным для проживания. По вопросу непригодности данного жилого помещения для проживания в ... направлялось ходатайство ГОУ НПО Профессиональный лицей г. Костромы в отдел образования администрации Парфеньевского муниципального района, письмом ТОСЗНОиП по Парфеньевскому муниципальному району от <дата> сообщалось, что проводится работа по признанию закрепленного жилого помещения непригодным для проживания и готовится пакет документов для постановки истца на учет нуждающихся в жилье по окончании учебы. При таких обстоятельствах она полагала, что ее интересы будут осуществлены и жилое помещение ей, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, будет предоставлено.

Дело по данному иску определением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> объединено в одно производство с гражданским делом по иску ФИО3, <дата> года рождения, (брата ФИО1) к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Костромской области. ФИО3 исковые требования мотивированы теми же обстоятельствами.

В судебном заседании истцы исковые требования поддержали по изложенным в исках основаниям, кроме того, пояснили, что капитального ремонта закрепленного за ними жилого помещения не было, были поклеены обои и поменян пол. Там проживают их сестра Галя, сестра Люба, дочь Гали Лена. Они все пьют. У Любы забрали ребенка. Родители их умерли. В период обучения в лицее они (истцы) делали запросы, им ответили что закрепленное помещение пригодно для проживания, но нужен капитальный ремонт.

Представитель ответчика ФИО8 иск не признал, пояснил, что в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки предоставляются гражданам до 23 лет. Жилое помещение было закреплено за истцами. Оснований для включения в список детей сирот не имелось. До достижения истцами совершеннолетия и 23 лет дом не был признан непригодным для проживания. Департамент не наделен полномочиями проведения ремонта. Обращений истцов в Департамент не было.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Пункт 1 статьи 8 указанного закона предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п.3 указанной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

В соответствии со ст.6 Закона Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.1).

Статьей 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» ((введена Законом Костромской области от 28.12.2012 N 322-5-ЗКО) предусмотрено:

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом, однократно предоставляются благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи, на основании заявлений и документов, определенных администрацией Костромской области.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

3. Законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют (направляют) заявление о включении указанных детей в список и необходимые документы в территориальный орган уполномоченного органа исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству по месту жительства детей в течение 30 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми возраста 14 лет оснований для предоставления указанным детям жилых помещений.

Заявление о включении в список и необходимые документы в территориальный орган уполномоченного органа исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству по месту жительства представляют (направляют) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

5.1. Основаниями для отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

1) обращение с заявлением о включении в список лица (указание в заявлении законного представителя лица), которое не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) обеспеченность жилыми помещениями обратившихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) принятие в установленном администрацией Костромской области порядке решения о признании возможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях.

До принятия указанной нормы права списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, велись органами местного самоуправления.

Судом установлено, что истцы до достижения 23 лет относились к категории детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. решением <адрес> народного суда Костромской области от <дата> их родители ФИО5 и ФИО6 были лишены родительских прав. Постановлением администрации <адрес> от <дата> принято решение о направлении их в детское государственное учреждение, за ними, а также за их сестрой ФИО7 закреплено жилое помещение - трехкомнатная квартира жилой площадью ... по адресу: <адрес>. Администрацией Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района <дата> с их старшей сестрой ФИО9 заключен договор социального найма на данное жилое помещение с учетом членов семьи, за которыми оно закреплено, в том числе истцов.

Ни на момент достижения истцами совершеннолетия <дата>, ни до достижения ими 23-летнего возраста указанное жилое помещение не было признано непригодным для проживания.

Так из ответа отдела образования администрации Парфеньевского муниципального района от <дата> на ходатайство профессионального лицея о признании закрепленного за истцами жилого помещения непригодным для проживания, или о проведении капитального ремонта, следует, что данное жилое помещение в то время было пригодным для проживания.

Из ответа истице главы администрации Парфеньевского сельского поселения от <дата> следует, что ей отказано в постановке на учет нуждающейся в жилых помещениях, т.к. площадь закрепленного за ней жилого помещения превышает учетную норму, квартира не признана ветхой и непригодной для проживания, но требует капитального ремонта.

Согласно ответу истице главы администрации Парфеньевского сельского поселения от <дата> за счет средств сельского поселения в 2009 году был проведен капитальный ремонт закрепленной за истцами квартиры, была отремонтирована крыша, заменены в квартире несущие балки и проведена замена полов, отремонтированы печи. Оснований не доверять данным сведениям у суда не имеется. Доказательств обратного истцы не представили.

С 2009 года до 2017 года, как пояснили истцы в судебном заседании, они с заявлениями о включении в Списки не обращались.

Закрепленная за истцами квартира признана непригодной для проживания межведомственной комиссией <дата>, когда истцам было 26 лет и они не могли рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки.

В обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата> указано, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

С учетом указанных обстоятельств ДТСЗН обоснованно отказал истцам в удовлетворении их заявлений от <дата> овключении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Костромской области, т.к. основания для включения их в указанный список до достижения ими возраста 23 лет отсутствовали, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Вместе с тем, из ответа главы администрации Парфеньевского сельского поселения от <дата> следует, что в связи с признанием <адрес> в <адрес> непригодным для проживания, администрацией <дата> принято постановление «О дальнейшем использовании многоквартирного <адрес> в <адрес>», где пунктом 2 установлен срок расселения граждан из жилых помещений данного дома до <дата>, в ... планируется предоставление одного жилого помещения за счет освободившейся квартиры муниципального жилищного фонда. То есть при расселении дома жилищные права истцов должны быть соблюдены.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 и ФИО13.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца.

      Федеральный судья                                                   С.Г. Варсанофьева

2-2132/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов С.Н.
Ответчики
Департамент по труду и социальной защие населения Ко
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
04.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2017Передача материалов судье
07.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2017Судебное заседание
11.05.2017Дело присоединено к другому делу
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее