2а-3277/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону 15 августа 2019 года
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе
судьи председательствующего судьи Крат Е.С.,
при секретаре Коростелевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Джелиловой Д. А. к заместителю начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дудник А.Н., заинтересованное лицо Джелилов С. Б. о признании решений незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Джелилова Д.А., являясь матерью бывшего военнослужащего Джелилова С. Б. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что у нее в собственности имеется жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, <...>, <...> общей площадью 56,90 кв.м. в которое временно были вселены Джелилов С.Б. и члены его семьи ( жена и трое детей). При этом, согласно взятого на себя обязательства, Джелилов С.Б. обязуется освободить указанное жилое помещение, выписаться самостоятельно, а также выписать членов своей семьи при обеспечении жилым помещением от Министерства обороны РФ. Жена и дети Джелилова С.Б., истцом как члены семьи не признавались, каких-либо заявлений о признании их членами ее семьи, Джелилова Д.А. никогда и никуда не подавала.
... г.г. со слов Джелилова С.Б. истцу стало известно, что ее сын ... г.г. в установленном порядке был поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения и состоял в данной очереди до момента принятия решения о предоставлении субсидии; а также то, что решением № от ... г.г. заместителя начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации за Джелиловым С.Б. и членами его семьи признано право постоянного пользования жилым помещением истца 47,42 кв.м. и решением № от ... г.г. Джелилов С.Б. и члены его семьи обеспечены жилищной субсидией лишь в размере 42,58 кв.м.
Поскольку учетная норма в <...> составляет 12 кв.м. на человека, и Джелилова Д.А. не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, как член семьи военнослужащего, просит признать решения заместителя начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дудник А.Н.№ от ... г.г., № от ... г.. незаконными, обязать отменить указанные решения, обязать обеспечить Джелилова С.Б. и членов его семьи жилищной субсидией для приобретения (строительства) жилого помещения по нормативу общей площади жилого помещения 90 кв.м., либо обеспечить Джелилову Д.А. жилищной субсидией как члена семьи военнослужащих.
Джелилова Д.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по доверенности Чудинова М.А. в судебном заседании просила в иске отказать.
Джелилов С.Б. и его представитель по ордеру Тыртышный А.И. в судебном заседании просили удовлетворить заявленные требования.
Исследовав материалы дела, выслушав сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица,
государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие действий, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием, решением прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с разъяснениям, содержащимся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014г. №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
На основании п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из материалов дела следует, что сын административного истца - Джелилов С.Б. был принят ФГКУ «Югрегионжилье» на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 5 человек (он, супруга - Джелилова О.Э., дети - Джелилов Э.С., Джелилова С.С., Джелилова А.С.), избранное место жительства <...>, форма обеспечения - жилищная субсидия.
Мать военнослужащего Джелилова С.Б. - Джелилова Д.А. в состав членов семьи военнослужащего Джелилова С.Б., включена не была.В результате рассмотрения документов учетного дела Джелилова С.Б. на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, ответчиком было принято решение от ... г. № о внесении изменений в учетные данные, которым уменьшен норматив общей площади жилого помещения при обеспечении Джелилова С.Б.
жилищной субсидией, в связи с вычетом доли из общей площади жилого помещения в размере 47,42 кв.м. (9,483*5).
Решением от ... г. № Джелилову С.Б. перечислены денежные средства жилищной субсидии в размере 3 827473,62 руб., рассчитанные с вычетом 47,42 кв.м. (9,483*5) общей площади жилого помещения, указанные денежные средства поступили на счет Джелилова С.Б. - ... г.
Так же судом установлено, что сын административного истца - Джелилов С.Б. с супругой и детьми зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, а<...>, принадлежащем Джелиловой Д.А. на праве собственности, которая имеет постоянную регистрацию по месту жительства в принадлежащем ей жилом помещении.
С учетом изложенного, жилищный орган пришел к законному и обоснованному выводу о том, что сын истца Джелилов С.Б. является членом семьи собственника жилого помещения (своей матери) и имеет право пользования вышеуказанным жилым помещением наравне с его собственником, поскольку вселившись в принадлежащее матери жилое помещение, Джелилов С.Б. применительно к жилищным правоотношениям стал членом семьи собственника этого жилого помещения, независимо от установления факта ведения ими общего хозяйства.
При этом вселившихся вместе с ним супругу и детей также следует отнести к членам семьи собственника жилого помещения, как супруга и детей члена семьи собственника жилого помещения. Джелилов С.Б. и члены его семьи вселены в данное жилое помещение в качестве членов семьи собственника жилого помещения (иные сведения на дату принятия оспариваемых решений отсутствовали), а также имели регистрацию в данном жилом помещении, что указывало на сохранение права пользования вышеуказанным жилым помещением до настоящего времени.
Согласно копии домовой книги, справки Главы Кендже-Кулакского сельсовета от ... г. в данном жилом помещении зарегистрированы 6 человек (с учетом собственника), следовательно, на законном основании на военнослужащего и членов его семьи в общей сложности приходится по 9,48 кв.м. (56,90/6= 9,483 кв.м.).
Принимая во внимание указанные фактические обстоятельства дела, ответчиком было принято решение № от ... г. в соответствии с которым при обеспечении Джелилова С.Б. и членов его семьи необходимо учитывать долю общей площади жилого помещения, приходящегося на военнослужащего и членов его семьи, которая составляет 47,42 кв.м. (9,483*5)=47,416 кв.м.
На военнослужащего и членов его семьи, то есть на указанный им состав семьи 5 человек, приходится по 9,48 кв.м. Таким образом, военнослужащий и члены его семьи не обеспечены жилым помещением в соответствии с установленными учетными нормами по избранному месту жительства <...> (в <...> установлена учетная норма 12 кв.м, на человека) и имеют право на улучшение жилищных условий.
Однако в связи с тем, что административный истец и члены его семьи имеют в праве пользования 47,42 кв.м. (9,483*5) как члены семьи собственника жилого помещения данные квадратные метры подлежат учету при обеспечении их жилым помещением путем предоставления жилищной субсидией.
Утверждение Джелиловой Д.А. о том, что оспариваемыми решениями ответчика за Джелиловым С.Б. (его супругой и детьми) признано право «постоянного» пользования принадлежащим ей на праве собственности жилым помещением (47,42 кв.м.), является ошибочным, поскольку право пользования жилым помещением, возникает в силу иных оснований, а решением жилищного органа о предоставлении жилищной субсидии (равно как и решением о внесении изменений в учетные данные) последствие в виде возникновения права пользования жилым помещением, в том числе «постоянного» не порождаются.
Кроме того, с указанием административного истца о том, что вследствие расчетов жилищного органа на нее якобы стало приходится 9, 48 кв.м., (менее учетной нормы в <...> - 12 кв.м.), таким образом, ответчиком нарушено ее право собственности и
ухудшены жилищные условия нельзя согласится, поскольку п. 2 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе использовать принадлежащее ему жилое помещение как для собственного проживания, так и для проживания членов своей семьи. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования имуществом.
При этом является несостоятельной ссылка на тот факт, что Джелилова Д.А. как член семьи военнослужащего нуждающейся не признана, жилищной субсидией в составе семьи сына не обеспечена (чем также, по мнению Джелиловой Д.А., нарушены ее жилищные права).
Более того, в соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" правом на обеспечение жилым помещением обладают граждане, являющиеся военнослужащими; что касается права членов семьи военнослужащего на жилище, то оно является производным от такого права самого военнослужащего. Следовательно, члены семьи военнослужащего не являются самостоятельными субъектами жилищных правоотношений с государственными органами, ответственными за обеспечение военнослужащих жилыми помещениями.
Аналогичная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 г. № 1884-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Багадовой Д. Т. на нарушение ее конституционных прав статьями 15 и 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», частью пятой статьи 37, статьями 45. 46. 47. частями первой и третьей статьи 52 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 56. 61, 64 и пунктом 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца оспариваемыми действиями ответчика, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, суд считает требования Джелиловой Д.А. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд считает административное исковое заявление Джелиловой Д.А. поданным в срок согласно ст.219 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Джелиловой Д. А. к заместителю начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дудник А.Н., заинтересованное лицо Джелилов С. Б. о признании решений № от ... г.г., № от ... г.. незаконными, обязании отменить указанные решения, обязании обеспечить Джелилова С.Б. и членов его семьи жилищной субсидией для приобретения (строительства) жилого помещения по нормативу общей площади жилого помещения 90 кв.м., либо обеспечить Джелилову Д.А. жилищной субсидией как члена семьи военнослужащих – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 августа 2019 г.
Судья: