Дело № 2-115/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2017 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Квиринг О.Б.
при секретаре Егоровой Л.А.,
с участием:
помощника прокурора Тучковой К.С., представителя ответчика Куцупий С.Е., представителя третьего лица Тесля В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоорского района в интересах Корчагиной Л.Б. к Обществу с ограниченной ответственностью Жилсервис о признании незаконными действий по предъявлению потребителю в многоквартирном доме платежного документа по оплате коммунальной услуги «горячее водоснабжение», «теплоснабжение» за ДД.ММ.ГГГГ года, обязании общества Жилсервис прекратить указанные действия до заключения договора с ресурсоснабжающей организацией,
у с т а н о в и л:
Прокурор Новоорского района обратился в суд с иском в интересах Корчагиной Л.Б. к ООО Жилсервис о признании незаконными действий по предъявлению потребителю в многоквартирном доме платежного документа по оплате коммунальной услуги «горячее водоснабжение», «теплоснабжение» за ДД.ММ.ГГГГ года, обязании общества Жилсервис прекратить указанные действия до заключения договора с ресурсоснабжающей организацией.
В обоснование исковых требований, указывая следующее.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района была проведена проверка по начислению, выставлению счетов и сбору денежных средств за услуги горячего водоснабжения и теплоснабжения управляющей организацией ООО Жилсервис и ресурсоснабжающей организацией ООО «ЭнергетикПлюс». В ходе проверки было установлено, что между ООО «ЭнергетикПлюс» и ООО Жилсервис не заключены: ни договор ресурсоснабжения, ни агентский либо договор на осуществление действий по начислению, выставлению счетов и денежных средств с населения. Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора. Согласно реестру многоквартирных домов, в отношении которых лицензиатами осуществляется деятельность по управлению, ООО Жилсервис с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет управление многоквартирным домом №. В ДД.ММ.ГГГГ. управляющая организация ООО Жилсервис выставила Корчагиной Л.Б. платежный документ (квитанцию) за ДД.ММ.ГГГГ указав, в строке за теплоснабжение и горячее водоснабжение ООО «ЭнергетикПлюс», при этом расчетный счет для оплаты за данные услуги указан ООО Жилсервис, тогда как договор ресурсоснабжения и агентский договор (по сбору денежных средств), а также какие-либо иные договоры с ООО «ЭнергетикПлюс» не заключались.
Просит суд признать незаконными действия ООО Жилсервис по выставлению квитанций на оплату коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес Корчагиной Л.Б.; обязать не выставлять квитанции об оплате коммунальных услуг Корчагиной Л.Б. до заключения договоров с ресурсонабжающей организацией ООО «ЭнергетикПлюс».
Помощник прокурора Тучкова К.С. в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить. Уточнила просительную часть исковых требований и просила суд: признать незаконными действия по предъявлению потребителю в многоквартирном доме платежного документа по оплате коммунальной услуги «горячее водоснабжение», «теплоснабжение» за ДД.ММ.ГГГГ, обязать общество Жилсервис прекратить указанные действия до заключения договора с ресурсоснабжающей организацией, а именно ООО «ЭнергетикПлюс».
Пояснила суду, что Корчагина Л.Б. обратилась в прокуратуру с заявлением по вопросу выставления счетов и сбора денежных средств за услуги горячего водоснабжения и теплоснабжения одновременно управляющей организацией ООО Жилсервис и ресурсоснабжающей организацией ООО «ЭнергетикПлюс». По результатам прокурорской проверки установлено, что жителям многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО Жилсервис направлялись квитанции на оплату теплоснабжения и горячего водоснабжения и от ООО Жилсервис и от ООО «ЭнергетикПлюс», то есть имеет место факт выставления двойных квитанций по оплате услуг горячего водоснабжения и теплоснабжения. В отсутствие заключенного договора на приобретение тепловой энергии управляющая компания не может являться исполнителем коммунальной услуги и не вправе производить начисление платы за нее.
Истец Корчагина Л.Б. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания. Суду представлено заявление с просьбой рассмотрения дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Куцупий С.Е. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований. Пояснила, что ООО Жилсервис является управляющей организацией, осуществляющей услуги по обслуживанию и содержанию общего имущества жилого многоквартирного дома <адрес> №. На протяжении шести лет общество предоставляет коммунальные услуги по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению жителям обслуживаемого дома на основании заключенного договора управления.
До ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с заключенным договором ресурсоснабжения, тепловую энергию и горячую воду в дома, обслуживаемые ООО Жилсервис поставляла «Ириклинская ГРЭС» - филиал АО «Интер РАО – Электрогенерация». ООО Жилсервис как управляющая компания являлось исполнителем коммунальных услуг, начисляло и собирало плату за предоставленные услуги, несло ответственность за их качество. В ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П статус ЕТО администрация МО Энергетикский поссовет присвоила ООО «ЭнергетикПлюс». ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭнергетикПлюс» направило в адрес ООО Жилсервис уведомление о вводе в эксплуатацию блочно-модульной котельной и оферту договора ресурсоснабжения (горячая вода на ОДН). ДД.ММ.ГГГГ ООО Жилсервис направило в адрес ООО «ЭнергетикПлюс» оферту договора теплоснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО Жилсервис поступил ответ, что документы для заключения договора теплоснабжения представлены не в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ ООО Жилсервис обратилось к прокурору <адрес>, главе МО <адрес>, главе МО Энергетикский поссовет с предложением о принятии мер организационного и надзорного характера к ООО «ЭнергетикПлюс». ДД.ММ.ГГГГ ООО Жилсервис направило недостающий пакет документов. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО Жилсервис прокуратурой <адрес> выдано предостережение о недопустимости нарушения закона в случае выставления в квитанциях коммунальных услуг горячее водоснабжение и отопление. ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭнергетикПлюс» уведомил ООО Жилсервис о возврате документов. ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭнергетикПлюс» запросил дополнительно документы. Считает, что данные действия ООО «ЭнергетикПлюс» свидетельствуют об уклонении от заключения договора с управляющей компанией, преследуя цели получения денежных средств за предоставленные услуги непосредственно от жильцов, минуя управляющую компанию. Злоупотребляя своими обязанностями, пользуясь отсутствием письменного договора с ООО Жилсервис, ООО «ЭнергетикПлюс» с ДД.ММ.ГГГГ г. самостоятельно производит начисление и сбор с жильцов <адрес> денежных средств за предоставление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, что привело к выставлению двойных квитанций за ДД.ММ.ГГГГ
Представитель третьего лица ООО «ЭнергетикПлюс» Тесля В.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора и просил их удовлетворить. Пояснил, что ООО «ЭнергетикПлюс» выставляет платежные документы на оплату коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) в связи с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес> построена новая автоматизированная блочно-модульная котельная, ДД.ММ.ГГГГ начат отпуск тепловой энергии и теплоносителя на оказание услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в жилищном фонде и другим потребителям <адрес>. Постановлением администрации МО Энергетикский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ №-П ООО «ЭнергетикПлюс» присвоен статус единой теплоснабжающей организации. На основании указанного ООО «ЭнергетикПлюс» является ресурсоснабжающей организацией в <адрес>. Договор на предоставление коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) между ресурсоснабжающей организацией и собственниками (пользователями) помещений многоквартирных домов считается заключенным с даты начала предоставления коммунальных услуг, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что предприятие на законных основаниях осуществляет выставление платежных документов на оплату предоставленных коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах <адрес>. ООО Жилсервис обязано обеспечивать собственников жилых помещений <адрес> коммунальными услугами, в том числе на отопление и горячее водоснабжение, только после заключения соответствующего договора ресурсоснабжения. В отсутствие заключенного договора на ресурсоснабжение у ООО Жилсервис обязанность по предоставлению коммунальных услуг (отопление и ГВС) собственникам жилых помещений многоквартирного дома отсутствует, следовательно, выставление платежных документов незаконно.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные суду доказательства, суд пришел к следующему.
В силу пункта 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено пунктом 17 Правил от 06.05.2011 N 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
При этом, в силу подпункта "б" пункта 17 Правила от 06.05.2011 N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, если собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Пунктом 14 данных Правил предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил от 06.05.2011 N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Кроме того, согласно пункту 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из приведенных норм следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит ресурсоснабжающей организации только в случаях, прямо установленных Правилами N 354.
Как следует из материалов дела Корчагина Л.Б. является собственником жилого помещении, расположенного по адресу: <адрес>, и потребителем коммунальных услуг, в том числе услуги «отопление, «горячая вода».
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Управление многоквартирным домом на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет ООО Жилсервис. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.
Согласно п. 1.1 предметом договора является выполнение управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. Условия договора управления утверждены решением Общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, протокол б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
Из п. 2.5 договора следует, что управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества согласно перечням, приведенным в приложениях № 3, 4, 5, 8 к договору, а также в соглашениях об изменении условий договора в установленные в них сроки и с указанной в них периодичностью, а также определять необходимость выполнения работ по капительному ремонту общего имущества в течение срока действия договора;
по заявкам пользователей помещение оказывать услуги и выполнять работы, приведенные в приложении № 7 к договору, которые не составляют предмет договора и оказываются или выполняются управляющей организацией за дополнительную плату;
предоставлять пользователям помещений следующий коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение, газоснабжение путем заключения управляющей организацией от свое имени договоров с ресурсонабжающими организациями и т.д.
Из п. 2.2 следует, что собственники жилых и нежилых помещений обязаны извещать управляющую организацию об изменении числа проживающих, в том числе, временно проживающих в жилых помещениях лиц, вселившихся в жилое помещение в качестве временно проживающих граждан; при не использовании помещений в многоквартирном доме сообщать управляющей организации свои контактные телефоны и адреса почтовой связи, а также телефоны и адреса лиц, обеспечивающих доступ к помещениям собственника жилых помещений или владельца нежилых помещений; согласовывать установку индивидуальных приборов учета с управляющей организацией, не производить их установку без ее соответствующего разрешения.
В ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Корчагиной В.П. ООО «ЭнергетикПлюс» выставлена квитанция на оплату услуг за ДД.ММ.ГГГГ г.: услуга – отопление, поставщик – ООО «ЭП», сумма <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Корчагина Л.Б. обратилась с заявлением в прокуратуру Новоорского района, в котором просила разобраться в вопросе начисления квитанций за услуги горячего водоснабжения и отопления управляющей компанией ООО Жилсервис и теплоснабжающей организацией ООО «ЭнергетикПлюс».
В ходе прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ была опрошена Куцупий С.Е., которая пояснила, что является директором ООО Жилсервис с ДД.ММ.ГГГГ. ООО Жилсервис с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет управление 38 многоквартирными домами, расположенными в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выставлены счета жителям обслуживаемых многоквартирных домов за тепло и горячее водоснабжение в соответствии с требованиями ст. 162 ЖК РФ и постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Полагает, что управляющая компания Жилсервис является исполнителем коммунальных услуг, в том числе и по теплоснабжению и горячему водоснабжению на основании договора управления многоквартирным домом, где предоставление коммунальных услуг является существенным условием договора и односторонний отказ от исполнения невозможен. С учетом того, что исполнителем коммунальных услуг является ООО Жилсервис, то ими выставлялись квитанции. В соответствии с требованиями законодательства ООО «ЭнергетикПлюс» не может является исполнителем коммунальных услуг в МКД, которые управляются управляющей организацией, выбранной в соответствии с законодательством и с которой у собственников заключен договор управления, одним из условий которых является предоставление коммунальных услуг, выставление платежных документов и сбор денежных средств.
Согласно п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 исполнитель – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 31 Правил от 06.05.2011 N 354 исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором управления многоквартирным домом;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
в) осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей;
г) производить в установленном порядке расчет платы за коммунальные услуги.
При этом действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме при выборе способа управления домом управляющей организацией.
Постановлением администрации МО Энергетикский поссовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, после ввода в эксплуатацию в <адрес> котельной, ООО «ЭнергетикПлюс» был присвоен статус единой теплоснабжающей организации в пределах границ действия источника теплоснабжения.
Постановлением администрации МО Энергетикский поссовет №-П от ДД.ММ.ГГГГ внесены в Постановление администрации МО Энергетикский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О внесении изменений в схему теплоснабжения МО Энергетикский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении схемы теплоснабжения МО Энергетикский поссовет» п.1.2 следующего содержания: «Присвоить ООО «ЭнергетикПлюс» статус единой теплоснабжающей организации в пределах границ зоны действия источника теплоснабжения, предусмотренной п. 2.2 раздела 2 приложения №, утвержденной схемы теплоснабжения».
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭнегетикПлюс» уведомил ООО Жилсервис о том, что в связи с вводом в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ новой автоматизированной блочно-модульной котельной и началом отпуска тепловой энергии и теплоносителя на оказание услуг по отоплению и горячему водоснабжению, дата окончания оказания услуг потребителям <адрес> филиалом «Ириклинская ГРЭС» АО «Интер РАО – Электрогенерация» - ДД.ММ.ГГГГ до 12.00 час. местного времени; дата начала оказания потребителям <адрес> ООО «ЭнгергетикПлюс» присоединенным к сетям ЕТО ООО «ЭнергетикПлюс» - ДД.ММ.ГГГГ 12.00 час. ООО «ЭнергетикПлюс» является исполнителем коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) для населения и других потребителей <адрес>. Просил обеспечить наличие представителя ООО Жилсервис и доступ к ОДПУ в МКД для снятия и фиксации показаний приборов учета и уведомить собственников помещений в многоквартирных домах о необходимости фиксации показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) по состоянию на дату перехода на ЕТО ООО «ЭнергетикПлюс».
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭнергетикПлюс» направило в адрес ООО Жилсервис договор ресурсоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ и просило подписать его, скрепить печатью и один экземпляр вернуть.
В ответ на указанное письмо ООО Жилсервис сообщило, что выводы о наделении ООО «ЭнергетикПлюс» статусом исполнителя коммунальных услуг основаны на ошибочном толковании норм права. Договор управления, заключаемый между потребителями и управляющей организацией, должен содержать положения о предоставлении коммунальных услуг. В этом случае договор, который заключает управляющая организация с ресурсоснабжающей организацией, является договором ресурсоснабжения. Обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляется коммунальные услуги. Отказ управляющей организации от предоставления коммунальных услуг в качестве исполнителя является незаконным.
Согласно пунктам 9, 13 Правил от 06.05.2011 N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг, с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В судебном заседании установлено, что собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, приняли решение об оплате коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственники жилых помещений приняли решение о внесении платы за коммунальные услуги: горячее водоснабжение, отопление (теплоснабжение), холодное водоснабжение, водоотведение и электроснабжение непосредственно ресурсоснабжающим организациям с ДД.ММ.ГГГГ и внесении соответствующих изменений в Договор управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Принятие собственниками помещений многоквартирных жилых домов в порядке, установленном ч. 7.1. ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения о внесении платы напрямую ресурсоснабжающим организациям означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Данный вывод соответствует решению Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197.
Решение собственников помещений о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не меняет состава сторон и их ответственности ни в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между исполнителем и потребителем, ни в обязательстве по приобретению коммунальных ресурсов между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, поэтому, если собственники и наниматели помещений не внесли ресурсоснабжающей организации в полном объеме плату за оказанные коммунальные услуги, то последняя вправе требовать оплаты ресурсов от исполнителя коммунальных услуг, а именно от управляющей компании ООО Жилсервис.
Таким образом, обязанность по исполнению обязательства по оплате ресурсов существует у ответчика как управляющей организации, перед которой потребители исполняют обязательства по оплате коммунальных услуг, несмотря на перечисление ими денежных средств непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Действующее законодательство допускает непосредственную оплату коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации без приобретения последней статуса исполнителя коммунальных услуг.
В одном многоквартирном жилом доме может быть только один способ управления, только одна управляющая компания, которая обязана оказывать весь комплекс коммунальных услуг (ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом следует отличать непосредственное управление собственниками помещений многоквартирным домом, как способ управления, от прямых расчетов граждан за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями (ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). При наличии управляющей компании прямые расчеты граждан не меняют схему отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией как исполнителем коммунальных услуг и не освобождают последнего от обязанности оплачивать поставленную энергию. Приобретение ресурсоснабжающей организации статуса исполнителя коммунальных услуг обусловлено выбором непосредственного способа управления многоквартирным домом.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные по теплоснабжению, горячему водоснабжению, при наличии выбранной жильцами управляющей компании и заключенного с ней договора на управление общим имуществом многоквартирного дома,, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на коммунальные услуги (в том числе на общедомовые нужды), а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
В настоящее время именно ООО Жилсервис продолжает деятельность по управлению спорным многоквартирным домом, поэтому суд приходит к выводу о том, что именно управляющая компания, на основании пунктов 9, 13, 14, Правил и пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", обязана заключить договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений, поскольку управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
Соглашаясь с доводами представителя ответчика, суд принимает во внимание позицию Верховного Суда РФ, изложенную в определении от 01.12.2015 г. N 87-КГПР15-9 по данному вопросу.
Рассматривая требования истца об обязании ООО Жилсервис не выставлять квитанции об оплате коммунальных услуг Корчагиной Л.Б. до заключения договора с ресурсоснабжающей организацией ООО «ЭнергетикПлюс», суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, в силу п. 14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил.
При наличии спора о том, какая из управляющих организаций осуществляет функции управления многоквартирным домом, вопрос о наличии договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией и моменте их возникновения определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела.
В ходе судебного разбирательства по делу, судом было установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ единой теплоснабжающей организацией на территории поселка Энергетик являлась «Ириклинская ГРЭС» филиал ОАО «ИНТЕР РАО - Электрогенерация». Постановлением администрации МО Энергектиский поссовет №-П от ДД.ММ.ГГГГ были внесены в Постановление администрации МО Энергетикский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О внесении изменений в схему теплоснабжения МО Энергетикский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении схемы теплоснабжения МО Энергетикский поссовет» п.1.2 следующего содержания: «Присвоить ООО «ЭнергетикПлюс» статус единой теплоснабжающей организации в пределах границ зоны действия источника теплоснабжения, предусмотренной п. 2.2 раздела 2 приложения № 1, утвержденной схемы теплоснабжения».
Снабжение тепловой энергией и теплоносителем многоквартирного <адрес> ООО Жилсервис осуществляется от тепловых сетей ООО «ЭнергетикПлюс», согласно следующей схеме: граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности проходит в месте соединения тепловой сети диаметром 530 м.м. с внешней стеной здания блочно-модульной котельной; граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности теплосетевой организации проходит в месте соединения тепловой сети с внешней стеной многоквартирного дома; граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ООО Жилсервис - внутридомовые инженерные системы отопления и горячего водоснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭнегетикПлюс» уведомил ООО Жилсервис о том, что в связи с вводом в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ новой автоматизированной блочно-модульной котельной и началом отпуска тепловой энергии и теплоносителя на оказание услуг по отоплению и горячему водоснабжению, дата окончания оказания услуг потребителям <адрес> филиалом «Ириклинская ГРЭС» АО «Интер РАО – Электрогенерация» - ДД.ММ.ГГГГ до 12.00 час. местного времени; дата начала оказания потребителям <адрес> ООО «ЭнгергетикПлюс» присоединенным к сетям ЕТО ООО «ЭнергетикПлюс» - ДД.ММ.ГГГГ 12.00 час. местного времени; с 12.00 час. ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭнергетикПлюс» является исполнителем коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) для населения и других потребителей <адрес>. Просил обеспечить наличие представителя ООО «ГАРАНТ-СВ» и доступ к ОДПУ в МКД для снятия и фиксации показаний приборов учета и уведомить собственников помещений в многоквартирных домах о необходимости фиксации показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) по состоянию на дату перехода на ЕТО ООО «ЭнергетикПлюс».
Договор поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией ООО «ЭнергетикПлюс» в письменной форме не был заключен.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО Жилсервис поступило предложение о заключении договора ресурсоснабжения № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым управляющей организации ООО Жилсервис было предложено заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией ООО «ЭнергетикПлюс» на поставку ресурса - горячей воды для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО Жилсервис, коммунальной услуги (горячее водоснабжение), при использовании общего имущества.
К данному договору ООО Жилсервис подготовило протокол разногласий и возвратило в ООО «ЭнергетикПлюс». Однако до настоящего времени он не подписан.
ДД.ММ.ГГГГ ООО Жилсервис направило в ООО «ЭнергетикПлюс» оферту, в соответствии с которой ресурсоснабжающей организации было предложено заключить договор теплоснабжения, на поставку таких коммунальных ресурсов как теплоснабжение и горячее водоснабжение. ДД.ММ.ГГГГ из ресурсоснабжающей организации поступил ответ, из которого следовало, что принять оферту и подписать договор ресурсоснабжения они не могут, так как приложенные к договору документы не соответствуют предъявляемым требованиям.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭнергетикПлюс» направил в ООО Жилсервис письмо о возврате документов, в связи с предоставлением документов не в полном объеме.
Постановлением администрации МО Энергетикский поссовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, после ввода в эксплуатацию в <адрес> котельной, ООО «ЭнергетикПлюс» был присвоен статус единой теплоснабжающей организации в пределах границ действия источника теплоснабжения. Многоквартирный <адрес> входит в указанные границы. Свою деятельность ООО «Энергетик Плюс» начал осуществлять с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают не только из договора, но и из других оснований, в том числе из действий граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, в связи с чем данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Оценивая доводы стороны истца о том, что договор энергоснабжения многоквартирного дома между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией не заключался, суд считает их несостоятельными, поскольку квалифицируя отношения между ООО «ЭнергетикПлюс» и ООО Жилсервис как фактически сложившиеся, суд учитывает не только положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, но и разъяснения, содержащиеся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 г.).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении МКД. В этом случае ресурсоснабжающие организации являются исполнителями коммунальных услуг (п. 8, подп. "в" п. 9 Правил N 354).
В пункте 63 Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В силу пункта 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.
Таким образом, действующее законодательство допускает внесение платежей за коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
В то же время, внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из содержания указанной нормы права следует, что собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги в ресурсоснабжающую организацию на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, а также в случае выбора собственниками жилых помещений способа непосредственного управления МКД.
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не изменяется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов. В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Пункт п. 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 не подлежит расширительному толкованию и не дает основания для вывода о том, что при переходе на прямые расчеты выставление платежных документов осуществляется ресурсоснабжающей организацией самостоятельно. Напротив, в соответствии с п. 67 указанных правил при переходе на прямые расчеты выставление платежных документов все равно осуществляется управляющей организацией. Потребителями коммунальных услуг в данном случае выступают граждане, проживающие в МКД, а управляющая компания (исполнитель коммунальных услуг) выступает абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Закрепив в ч. 7.1. ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации возможность прямых расчетов, законодатель не предоставил право ресурсоснабжающей организации осуществлять учет и выставление счетов гражданам за потребленные ресурсы. Данная функция остается обязанностью управляющей организации. К тому же перед гражданами-потребителями обязанной стороной по предоставлению коммунальной услуги на основании договора управления МКД, ст. 153, 154, 161, 163 Жилищного кодекса Российской Федерации остается именно управляющая организация.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197 и 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований прокурору Новоорского района в интересах Корчагиной Л.Б. к Обществу с ограниченной ответственностью Жилсервис, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2017 г.
Судья: