Дело № 2-5068/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2023 года город Уфа
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Шарипкуловой А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Исмагиловой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воробьева А. Г. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ о включении в пенсионный страж периода трудовой деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Воробьев А.Г. обратился в суд с иском о признании незаконным решения ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии, признании за ним права и назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда.
Свои требования мотивирует тем, что он обратился в ГУ УПФР в Калининском районе г.Уфы РБ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях». Однако решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г.Уфы РБ ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного стажа, необходимого для назначения данного вида пенсии. Исключены из подсчета стажа периоды его работы мастером в Строительном управлении № треста № Главбашстроя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и производителем работ в ООО «Стройиндустрия» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Воробьев А.Г. просит включить в стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Строительном управлении № треста № Главбашстроя в должности мастера и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Стройиндустрия» в должности производителя работ; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан назначить досрочную страховую пенсию по старости с учетом указанных выше периодов, с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Воробьев А.Г. подержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно п. 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10.
Списком №2 «Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956, в разделе XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно - мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно - бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» предусмотрены мастера (десятники) и прорабы.
Списком №2 «Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях», утвержденным Постановлением КМ СССР от 26.01.1991 №10, в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий сооружений и других объектов» предусмотрены мастера строительных и монтажных работ (код позиции 22900006-23419), производители работ (код позиции 22900006-24441).
В соответствии постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 Списки производств, работ, профессий, должности показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, должны применяться независимо от ведомственного подчинения, используемых форм собственности и хозяйствования на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах.
Таким образом, периоды работы по профессиям и в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются в специальный стаж по Списку N 2, утверждённому Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а работа в период до 1 января 1992 г. может также засчитываться в специальный стаж по Списку N 2, утверждённому Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173.
Таким образом, период работы истца до 26.01.1991 г. в качестве мастера может засчитываться в специальный стаж без уточнения производства работ исключительно на новом строительстве.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05 мая 2022 года истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в Калининском районе г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении трудовой пенсии по старости по Списку №, с указанием на отсутствие требуемого специального стажа 6 лет 3 месяца. На дату обращения специальный стаж составил 2 года 3 месяца 13 дней. В специальный стаж истца пенсионным органом не включен период работы мастером в Строительном управлении № треста № Главбашстроя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что отсутствует документальное подтверждение постоянной занятости заявителя на новом строительстве.
Вместе с тем, трудовая книжка в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как следует из трудовой книжки истца, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он осуществлял трудовую деятельность в Строительном управлении № треста № Главбашстроя в должности мастера.
Из представленной суду содержания книги « 70 лет по пути созидания», посвященной коллективу треста №, следует, что трест № начал свою деятельность с 1942 г. на базе СМУ-5 и Ишимбайского СМУ-2 Треста «Башнефтестрой». Во исполнение распоряжения СМ СССР от 26 января 1947 г. №506-р приказом министра нефтяной промышленности на базе этих подразделений был создан строительный трест №21.
В этот период трест насчитывал 1,5 тыс. рабочих. Техническая база составляла 2 экскаватора емкостью 0,33 м3, один 3-тонный автокран, 5 гусеничных тракторов, 8 бетономешалок, 3 сварочных агрегата. Основными инструментами и транспортом были лопата, кирка, топор и лошадь.
Задачей вновь созданного треста на первой стадии его деятельности было не только сооружение мощных нефтеперерабатывающих заводов и теплоэлектроцентралей, но и создание базы строительно-монтажных организаций, строительство жилого фонда и культурно-бытовых объектов.
В короткий срок было построено 162 тыс. кв. м временного жилья в поселках Ново-Александровка, Аварийный, Третий. Строились в поселках одновременно школы, детские и дошкольные учреждения, клубы, поликлиники.
В 1950—1953 гг. были выстроены заводы ж/б изделий, шлакоблочный завод, деревообрабатывающий комбинат, реконструированы заводы по производству красного силикатного кирпича. Были созданы ремонтные мастерские при автотранспортной конторе и машинопрокатной базе, позже реорганизованной в управление механизированных работ.
В результате самоотверженного труда строителей и монтажников генподрядного треста № за истекшие годы построены и выпускают промышленную продукцию, расширяются крупнейшие в стране нефтеперерабатывающие, нефтехимические и другие промпредприятия, построено и сдано в эксплуатацию 315 крупных промышленных комплексов.
Построены 470 тыс. кв. м жилой площади, клубы и кинотеатры на 6692 места, школы, техникумы и профтехучилища на 10850 мест, детские учреждения на 4810 мест, пионерский лагерь, база отдыха на 1750 мест, 6 больниц на 500 коек, 2 поликлиники на 1100 посещений.
Построены коммунальные объекты: 24,5 км трамвайных путей, депо для ремонта трамваев и троллейбусов, автоцентр ВАЗ, три тяговые подстанции, две АТС на 30000 номеров, свыше 400 км коммунальных сетей водоснабжения, теплофикации и газификации, подрусловый водопровод мощностью 120 тыс. м3 в сутки и т.д.
Всего трестом за 50 лет выполнено строительно-монтажных работ на сумму 1562 млрд. руб.
Изложенное свидетельствует о том, что истец осуществлял трудовую деятельность в должности мастера строительных и монтажных работ, при строительстве в том числе новых объектов, что дает основание для назначения пенсии по Списку №.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в период с 18 августа 1987 года по 02 января 1990 года осуществлял трудовую деятельность в Строительном управлении № 5 треста № 21 Главбашстроя в качестве мастера, Воробьевым А.Г. фактически выполнялась работа в должности мастера, то есть в должности дающей право на досрочное назначение пенсии по Списку №2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 и действующему на момент выполнения истцом данной работы. При этом указанным списком №, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, предусматривалась работа мастера, без каких-либо уточнений выполняемых им обязанностей.
Рассматривая требования о включении в стаж, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Стройиндустрия» в должности производителя работы суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 14 Закона от ДД.ММ.ГГГГ периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателям или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения. Занятость на выполнении указанных работ подтверждается в каждом конкретном случае на основании первичных документов того периода, когда производились работы.
Периоды работы после регистрации в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом на застрахованных лиц, занятых выполнением видов работ с особыми условиями труда, работодателем в индивидуальных сведениях указывается соответствующий для этой профессии код. Данный реквизит не заполняется, если особые условия труда не подтверждены документами, либо когда занятость работника в этих условиях не соответствует требованиям действующих нормативных правовых актов.
Дата регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования – ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из изложенного в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии правомерно не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Стройиндустрия» в должности производителя работы.
Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной ООО «Стройиндустрия» сведения индивидуального персонифицированного учета по сотруднику в Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ и РБ подавались своевременно. По результатам спецоценки условий труда в организации рабочее место по должности производитель работ не признано вредным или опасным и соответствует 2 классу условий труда (допустимые).
Так как ни заявителем, ни работодателем не представлены документы, подтверждающие полную занятость (не менее 80% ) на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, которая дает право на пенсию на льготных условиях, а представленные страхователем индивидуальные сведения на работника не содержат кода особых условий труда, ответчиком обоснованно не включен указанный период в стаж, для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Стаж, для назначения досрочной страховой пенсии по старости у истца Воробьева А.Г составил 4 года 7 месяцев 28 дней.
Поскольку в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет, суд приходит к выводу, что право на пенсию по старости у истца не возникло.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Воробьева А. Г. удовлетворить частично.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ включить в стаж Воробьева А. Г., для назначения досрочной страховой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Строительном Управлении № треста № «Главбашстроя» в должности мастера.
В удовлетворении исковых требований Воробьева А. Г. о включении в стаж, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Стройиндустрия» в должности производителя работы, а также об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Судья: А.Ф. Шарипкулова