Дело № 57RS0014-01-2021-000706-65
производство № 2-1-621/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2021 г. г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Ноздриной О.О.,
с участием истца Вдовченко Ю.В.,
представителя ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Фоминой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пугачевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску Вдовченко ФИО7 к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение,
установил:
Вдовченко Ю.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение.
В обоснование заявленных требований указал, что он обратился в ГУ - УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о разъяснении права на досрочную пенсию с уменьшением пенсионного возраста на 1 год в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ему было разъяснено, что он не имеет право на снижение пенсионного возраста, так как отсутствуют доказательства его постоянного проживания или работы на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Истец ссылается на то, что он в период с Дата по Дата постоянно работал в должности заместителя начальника по производству, а с Дата по Дата - в должности дорожного мастера АБЗ в Новосильском ДРСУ. Данная организация располагалось по адресу: <адрес>, где он постоянно с Дата проживает и зарегистрирован. Между тем, его трудовая деятельность в указанной организации, независимо от места расположения организации в <адрес>, была связана с выполнением работ по строительству и содержанию автомобильных дорог на территории Мценского, Корсаковского и Новосильского районов, проходивших через населенные пункты, отнесенные к зоне с льготным социально-экономическим статусом, такие как Мужиково, Большие Пруды, Новые Пруды, Селезнево, Хворостянка, Большие Озерки, Корсаково, Парамоново, Нечаево, Войново и другие. За работу в зоне, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ему выплачивалась соответствующая компенсация.
По данным основаниям Вдовченко Ю.В. просит обязать ГУ УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) включить в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды его работы с Дата по Дата в должностях заместителя начальника по производству и дорожного мастера АБЗ Новосильского ДРСУ; признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного возраста на один год; обязать ГУ УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) назначить ему пенсию с уменьшением пенсионного возраста на один год с даты возникновения права на пенсионное обеспечение, то есть с момента достижения им возраста 59 лет.
В судебном заседании истец Вдовченко Ю.В. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика ГУ УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) - Фомина Е.В. исковые требования не признала, указала, что Вдовченко Ю.В. не имеет право на досрочное назначение пенсии со снижением общеустановленного возраста в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так как постоянная работа истца определяется по месту нахождения организации в <адрес>, территория которого не относится к зоне радиоактивного загрязнения.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон от 15 мая 1991 года № 1244-1) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.
В соответствии с абзацами 2, 3 статьи 28.1 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2018 года, возраст выхода на пенсию по старости установлен для мужчин – по достижении 60 лет, для женщин – по достижении 55 лет.
В примечании к статье 35 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Перечни населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, были утверждены Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р, Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582, в настоящее время утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074.
Судом установлено, что истец Вдовченко Ю.В. родился Дата
С Дата по настоящее время истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается отметкой в его паспорте.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Вдовченко Ю.В. в спорный период работал в Новосильском ДРСУ (с Дата оно было реорганизовано в Новосильское дорожное ремонтно-строительное управление, с Дата было реорганизовано в филиал государственного предприятия «Областное дорожное ремонтно-строительное предприятие» - дорожный ремонтно-строительный участок ДРСУ ГП «ОДРСП», с Дата переименовано в Новосильский дорожный ремонтно-строительный участок областного государственного унитарного предприятия «Орелавтодор» ДРСУ ОГУП «Орелавтодор»): с Дата по Дата - в должности заместителя начальника по производству, с Дата по Дата – в должности дорожного мастера АБЗ.
Из материалов дела следует, что организация, в которой работал истец, располагалась и располагается в настоящее время в <адрес>, которое не отнесено Перечнями, утвержденными Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р, Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582, Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074, к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
29 января 2021 г. Вдовченко Ю.В. обратился в ГУ УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о разъяснении права досрочного выхода на пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста в связи с постоянной работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Поскольку указанный населенный пункт (<адрес>) не входил в Перечни населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, пенсионным органом истцу было разъяснено, что он не имеет право на назначение досрочной пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста.
Из объяснений истца и материалов дела следует, что Вдовченко Ю.В. в связи с занимаемыми должностями обеспечивал выполнение комплекса мероприятий по содержанию и ремонту сети автомобильных дорог на территории Корсаковского и Новосильского районов с ежедневным выездом на дороги, расположенные в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что подтверждается справками администраций Гагаринского сельского поселения Корсаковского района, Нечавского сельского поселения Корсаковского района, Марьинского сельского поселения Корсаковского района, Глубковского сельского поселения Новосильского района, Вяжевского сельского поселения Новосильского района, Голунского сельского поселения Новосильского района, Прудовского сельского поселения Новосильского района, Хворостянского, Парамоновского сельского поселения, Корсаковского сельского поселения и Спешневского сельского поселения Корсаковского района.
Кроме того, указанными справками перечисленных выше администраций сельских поселений подтверждается, что маршруты автодорог проходили по территориям данных сельских поселений относящихся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в частности, через населенные пункты Мужиково, Большие Пруды, Новые Пруды, Селезнево, Хворостянка, Большие Озерки, Корсаково, Парамоново, Нечаево, Войново и другие.
Территории населенных пунктов, входящих в состав указанных сельских поселений, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 года №237-Р «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относились к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 1986 года по 31 января 1998 г.
Согласно представленным сведениям БУ ОО «Государственный архив Орловской области», в архивном фонде ОГУП «Орелавтодор» содержатся документы за период 1990-1996 годы, подтверждающие осуществление Новосильским ДРСУ строительства, ремонта и содержание дорог на территории Новосильского и Корсаковского районов.
Согласно должностным инструкциям заместителя начальника по производству и дорожного мастера АБЗ, в обязанности истца входило, в том числе, руководство работами на объектах ремонта, по содержанию, реконструкции и строительству автодорог, проведение осмотров и обследования автодорог и дорожных сооружений на них, устранение выявленных недостатков, контроль за выполнением технических условий на прокладку коммуникаций, устройством съездов, застройки придорожной полосы, обеспечение безопасности движения на автодорогах, организация контроля и участие в приемке работ.
Факт постоянной работы истца на территории указанных выше населенных пунктов, относящихся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, помимо вышеуказанных доказательств подтверждается показаниями свидетелей Б.В.С. и Б.А.Б.
Свидетели показали, что они вместе Вдовченко Ю.В. в спорный период работали в Новосильским ДРСУ, впоследствии организация неоднократно переименовывалась и реорганизовывалась. Вдовченко Ю.В. работал в спорный период в должностях заместителя начальника по производству, а затем дорожного мастера АБЗ. Истец постоянно выезжал на закрепленные за организацией автомобильные дороги в Новосильский, Мценский и Корсаковский районы Орловской области, так как должен был осуществлять контроль за строительством и содержанием дорог непосредственно на самих объектах - автодорогах. За разъездной характер работы в зоне с льготным статусом работникам, в том числе истцу, на основании путевых листов выплачивались компенсации за работу в загрязненной зоне.
Суд принимает во внимание указанные пояснения свидетелей, заинтересованности которых не усматривает, как согласующие с иными доказательствами по делу, и кладет их в основу решения.
Кроме того, из коллективного договора между администрацией и трудовым коллективом ремонтно-строительного предприятия «Орелавтодор», Приложения №4 к данному коллективному договору, коллективного договора между администрацией и трудовым коллективом Новосильского ДРСУ следует, что работникам, непосредственно занятым на строительстве, реконструкции, ремонтах и содержании автомобильных дорог, в том числе заместителю начальника по производству, мастерам, за разъездной, полевой и подвижный характер работы предусматривалась надбавка, а также ежемесячная денежная компенсация за работу на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Из справок и расчетов сумм, подлежащих возмещению из федерального бюджета для выплаты компенсаций работникам Новосильского ДРСУ, за работу в зонах, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за 1994-1996 годы следует, что Вдовченко Ю.В. выплачивалась компенсация за работу на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что факт постоянной работы Вдовченко Ю.В. в спорный период с Дата по Дата на территории с льготным социально-экономическим статусом нашел свое подтверждение, что дает истцу право на уменьшение пенсионного возраста на один год.
В связи с этим требования истца о возложении на ответчика обязанности включить период его работы с Дата по Дата в Новосильском ДРСУ в период работы, дающий право на назначение пенсии с уменьшением возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и признании за ним права на уменьшение общеустановленного пенсионного возраста на один год, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку истец не обращался к ответчику с заявлением о назначении пенсии, возраста выхода на пенсию, с учетом права на его уменьшение на один год, на момент рассмотрения дела не достиг, не имеется оснований для удовлетворения иска в части возложения на ответчика обязанности назначить истцу пенсию.
При таких обстоятельствах заявленные истцом требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Вдовченко ФИО7 к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение удовлетворить частично.
Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) обязанность включить Вдовченко ФИО7 периоды его работы в Новосильском ДРСУ с Дата по Дата в должности заместителя начальника по производству и с Дата по Дата в должности дорожного мастера АБЗ, в период работы, дающий право на назначение пенсии с уменьшением возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Признать за Вдовченко ФИО7 право на назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1, с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на один год.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 5 июля 2021 г.
Судья О.О. Ноздрина