дело № 33-26659/2016
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 21 декабря 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Милютина В.Н.
судей: Киньягуловой Т.М.,
Вахитовой Г.Д.
при секретаре Дилявировой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя С.Е.М. – С.Э.В. на решение Демского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований С.Е.М., С.А.А., С.А.Р., Ф.Р.А. к администрации ГО адрес РБ об исключении жилого помещения из жилищного фонда служебного и коммерческого использования, признании права пользования жилым помещением по договору социального найма и признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.Е.М., С.А.А., С.А.Р., Ф.Р.А. обратились в суд с иском к Администрации ГО адрес РБ об исключении жилого помещения из жилищного фонда служебного и коммерческого использования, признании права пользования жилым помещением по договору социального найма и признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая, что с 10.03.1994г. по настоящее время истец С.Е.М. работает в системе жилищно-коммунального хозяйства адрес диспетчером, сначала в МУП «ПЖРЭТ», в дальнейшем в аварийно диспетчерской службе МУП «Управления жилищного хозяйства» адрес ГО адрес.
С этого же времени по ее заявлению истица стала проживать в квартире своей сестры - Т.Е.М. по адресу: адрес, была включена со своими детьми (состав семьи из трех человек) в список очередности на получение служебной жилой площади, который в последующие годы постоянно изменялся и обновлялся.
После принятия ЖК РФ и «Положения о порядке предоставления служебных помещений муниципального жилищного фонда ГО адрес РБ», утвержденного Постановлением Президиума Совета ГО адрес РБ №... от 07.02.2006г., истица в 2007г. без какого - либо уведомления была исключена из Списка очередности, однако в результате неоднократных обращений в различные инстанции по представлению адрес была восстановлена в этой очереди.
В 2010г. истцу и членам ее семьи в составе из 4-х человек: мужа -С.А.А., сына ФИО5, 1984 года рождения, дочери ФИО6, 1988 года рождения, постановлением Главы Администрации ГО адрес №... от 23.10.2010г. была предоставлена трехкомнатная адрес, в адрес, которая на основании этого же постановления была включена в состав жилищного фонда коммерческого использования (л.д.27).
В соответствии с п.4.5 указанного Постановления предусматривалась обязанность сторон заключить договор коммерческого найма жилого помещения (адрес). 28.12.2010г. между истицей и МУП УЖХ адрес, действующего от имени собственника помещения Администрации ГО адрес, был заключен договор коммерческого найма жилого помещения по адресу: адрес сроком на 5 лет, то есть до 23.12.2015г. По истечении срока действия договора с ней 20.01.2016г. вновь был подписан договор сроком на 3 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем спорной квартиры значится Муниципальное образование городской округ адрес РБ (собственность зарегистрирована за №... от 21.06.2010г).
В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества городского округа адрес РБ по состоянию на 19.05.2016г. это спорное жилое помещение было включено в реестр на основании договора №...-С от 10.07.2009г. между Администрацией городского округа адрес и с заказчиком – Застройщиком ООО «ПКС-Инвест» ОАО «КПД», осуществляющим в адрес выполнение строительно - монтажных работ ( в том числе жилых домов №...,3,4) и ввод объекта в эксплуатацию(л.д.49).
В соответствии с п.2.3 указанного договора №...-С от 10.07.2009г. 3% площади, вводимого в эксплуатацию жилья в виде доли Администрации РО адрес, в числе которой была и трехкомнатная адрес, передавалась в собственность города.
Согласно п.2.9 договора после завершения строительства и утверждения Акта приемки и ввода в эксплуатацию жилого дома в Администрацию ГО адрес представлялся пакет правоустанавливающих документов на передаваемое жилье для последующей регистрации права муниципальной собственности ГО адрес.
Истица считает, что проработав в системе жилищно-коммунального хозяйства более 20 лет, будучи нуждающейся в улучшении жилищных условий с 01.03.1994г., вселившись в предоставленное ей жилое помещение при передаче его в собственность городского округа адрес, добросовестно неся бремя расходов на его содержание в установленном порядке, приобрела право пользования им на условиях договора социального найма, поэтому в силу ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» вправе претендовать на то, чтобы приобрести его в собственность.
На момент предоставления жилья истице и членам ее семьи спорное жилое помещение не относилось к жилищному фонду коммерческого использования, оно не было включено в специализированный жилищный фонд и не относилось к служебному жилью, а подписание договора коммерческого найма жилого помещения со стороны истицы в то время было обусловлено тем, что истица при отказе от заключения договора коммерческого найма могла остаться вообще без жилья, учитывая ранее предпринятую попытку исключить ее из очереди на получение служебного жилья.
Кроме того, с 21.01.2010г. будучи нуждающейся в улучшении жилищных условий, она также являлась участником государственной программы социального и ипотечного кредитования, по которой до сих пор ее права остались нереализованными.
Все это в совокупности можно расценивать как основание для признания за ней и членами ее семьи права на спорное жилое помещение по договору социального найма.
В апреле 2016г. истица обратилась в Аппарат Президента РФ с просьбой рассмотреть вопрос о возможности приватизации находящегося в пользовании жилья. В ответе на ее обращение, направленного МБУ «Управление жилищного хозяйства ГО адрес», действующего по поручению Администрации ГО адрес РБ было указано, что жилые помещения, переданные на основании договора коммерческого найма не подлежат приватизации, обмену, бронированию, разделу и иным действиям. С учетом этого, заключение договора социального найма на занимаемое жилое помещение не представляется возможным.
Истцы просили исключить жилое помещение - адрес, расположенную по адресу: адрес ГО адрес. Признать за С.Е.М., как нанимателем и членами семьи нанимателя право пользования указанным жилым помещением. Признать за истцом и членами семьи истца в порядке приватизации право общей долевой собственности на указанную квартиру – по 1/4 доли за каждым.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель С.Е.М. – С.Э.В. просит решение суда отменить по мотиву незаконности, указывая, что на момент предоставления семье С.Е.М. трехкомнатной адрес, в вводимом в эксплуатацию жилом доме -№... в 2010г. это жилье не было отнесено к служебному жилому помещению и не входило в состав жилищного фонда коммерческого использования, являлось объектом государственной собственности и получило статус жилья коммерческого использования после его выделения истцу на основании постановления Главы Администрации ГО адрес №... от дата, которым это жилое помещение включалось в состав жилищного фонда коммерческого использования. Состоя на очереди как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, С.Е.М. имела право претендовать на заключение с ней договора социального найма и в дальнейшем приватизировать эту квартиру. Также судом при вынесении решения не было принято во внимание, что договор коммерческого найма жилого помещения №... от дата был установлен на 3 года, тогда как ранее он заключался сроком на 5 лет (л.д.29).
Проверив материалы дела, выслушав С.Е.М., представителя С.Е.М. – С.Э.В., представителя Администрации ГО адрес РБ – Р.Е.В., представителя адрес ГО адрес – Р.Л.Ф., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования. Под жилищным фондом коммерческого использования понимается совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от дата N 131-ФЗ (ред. от дата) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от дата №... «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в частности, жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) относится к объектам муниципальной собственности (пункт 2 Постановления, приложение №...).
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от дата №..., согласно п. 12 которых, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления) с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от дата N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Как следует из материалов дела, С.Е.М. с дата по настоящее время работает диспетчером в системе жилищно –коммунального хозяйства (ЖКХ) адрес, сначала в МУП «ПЖРЭТ» адрес, в дальнейшем в аварийно – диспетчерской службе МУП «Управление жилищного хозяйства адрес ГО адрес», что подтверждается ксерокопией трудовой книжки (л.д. 15-18).
Согласно списку работников МП ПЖРЭТ адрес на получение служебного жилья по состоянию на дата С.Е.М. состояла в списке граждан, имеющих право на получение жилья под номером 51. (л.д. 23-24).
Согласно списку работников МУП ПЖРЭТ адрес на расширение и получение муниципального жилья, утвержденному управляющим МУП ПЖРЭТ адрес В.Р.М., С.Е.М. состояла в очереди на получение жилья под номером 13 (л.д. 25-26).
Постановлением Администрации городского округа адрес РБ №... от 23.12.2010г. квартира по адресу: адрес включена в состав жилищного фонда коммерческого использования и предоставлении С.Е.М. (л.д.27).
Согласно п.4 Постановления №... от 23.12.2010г. МУП Управление жилищного хозяйства городского округа адрес РБ обязано заключить договор коммерческого найма жилого помещения на жилое помещение по адресу: адрес - 94.
Согласно типовому договору №... коммерческого найма дата, заключенного между МУП УЖХ адрес и С.Е.М. квартира, расположенная по адресу: адрес предоставлена С.Е.М. на состав семьи из четырех человек: истица С.Е.М., муж С.А.А., сын – С.А.Р.,1984 года рождения, дочь - С.А.Р., 1988 года рождения (л.д.28).
В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества городского округа адрес РБ по состоянию на 19.05.2016г. спорное жилое помещение по адресу: адрес - 94 включено в реестр на основании договора №...-С от 10.07.2009г. между Администрацией городского округа адрес и с заказчиком – Застройщиком ООО «ПКС-Инвест» ОАО «КПД», осуществляющим в адрес выполнение строительно - монтажных работ ( в том числе жилых домов №...,3,4) и ввод объекта в эксплуатацию(л.д.48 - 49).
Согласно Акту приема-передачи объектов жилищного фонда – квартир №..., №..., расположенных по адресу: адрес от 21.05.2010г. спорная квартира передана ООО «ПКС-Инвест» ОАО «КПД» Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО адрес РБ для принятия в состав муниципальной казны городского округа адрес РБ (л.д. 51).
Согласно выписке из реестра муниципального имущества городского округа адрес РБ по состоянию на дата адрес, расположенная по адресу: адрес на основании договора №...-С от 10.07.2009г. и акта приема – передачи от дата включена в реестр муниципального имущества городского округа адрес РБ (л.д. 48).
Согласно договору №... коммерческого найма жилого помещения от дата, заключенному между МБУ Управление жилищного хозяйства городского округа адрес РБ и С.Е.М. последней передано в срочное возмездное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу:. Уфа, адрес, общей площадью 71,00 кв.м., для пользования в целях проживания нанимателя и членов его семьи сроком на три года (л.д.29).
Разрешая спор суд, всесторонне и полно исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными правовыми нормами обосновано пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за истцами права пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма, признании права собственности в порядке приватизации на адрес за истцом и членами ее семьи, поскольку, согласно ст. 4 Закона РФ от дата N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с п.2.9 решения Совета ГО адрес РБ от 02.07.2009г. №... жилые помещения, переданные на основании договора коммерческого найма, не подлежат приватизации, обмену, бронированию, сдаче по договору поднайма или иному договору, разделу, а также иным действиям, которые могут повлечь за собой изменение статуса и отчуждения данного жилого помещения.
Поскольку истцы занимают спорную квартиру на условиях договора коммерческого найма, оснований для признания за ними права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации не имеется.
Кроме того, как видно из искового заявления, истец требует исключить из жилищного фонда коммерческого использования жилое помещение, расположенное по адресу: адрес - 94.
Между тем в соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации вопросы отнесения либо исключения конкретного жилого помещения из одного вида жилищного фонда в другой жилищный фонд находятся в исключительной компетенции собственника соответствующего жилищного фонда, в данном случае Администрации ГО адрес РБ.
Порядок и процедура исключения жилого помещения из жилищного фонда коммерческого использования в судебном порядке нормами действующего законодательства не предусмотрены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку истцы занимают спорную квартиру на условиях договора коммерческого найма, оснований для признания за ними права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент предоставления семье С.Е.М. трехкомнатной адрес в вводимом в эксплуатацию жилом доме -№... в 2010г. это жилье не было отнесено к служебному жилому помещению и не входило в состав жилищного фонда коммерческого использования, являлось объектом государственной собственности и получило статус жилья коммерческого использования после его выделения истцу на основании постановления Главы Администрации ГО адрес №... от дата, не может быть принят во внимание, поскольку Постановление Администрации ГО адрес РБ №... от 23.12.2010г. в установленном законом порядке не оспорено и недействительным не признано.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, оснований для изменения решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованиям закона.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено. Постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным, оно подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Демского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя С.Е.М. – С.Э.В. - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Милютин
Судьи: Т.М. Киньягулова
Г.Д. Вахитова